СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природное сообщество. Жизнь леса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Природное сообщество. Жизнь леса»


81



Технологическая карта урока

Учебный предмет Окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: Природное сообщество. Жизнь леса

Дидактическая цель урока: формировать представление о природном сообществе на примере леса

Тип урока: урок открытия новых знаний

Задачи урока:

    • Предметный результат

  • характеризовать природное сообщество леса как пример единства живого и неживого;

  • характеризовать круговорот веществ в экосистеме леса;

  • ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса.

  • находить в атласе–определителе лесные растения, грибы и животных своего края.

    • Метапредметный результат

  • вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

  • оценивать эмоционально–эстетическое впечатление от восприятия леса (на картине, фотографии);

  • выделять структурные компоненты леса;

  • обнаруживать взаимосвязи в лесном сообществе;

  • составлять цепи питания, характерные для леса;

  • моделировать их освоенными способами;

    • Личностные результаты:

  • понимать необходимость бережного отношения к сохранению экосистемы леса.

Методы обучения: частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности учащихся: работа в группах, презентация позиции

Средства обучения: раздаточный материал.


Этап урока

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

результаты

Метопредметные результаты

Личностные

результаты

Самоопреде­ление к деятельности

Включение в ритм урока; сообщение учителя

Приветствуют учителя. Слушают учителя; визуально контролируют свою готовность к уроку


Принимать и сохранять учебную задачу

самоорганизация

Актуализа­ция знаний

-Домой вам было задано описать растений смешанного леса. Давайте зачитаем несколько работ и попробуем отгадать, какие растения имели в виду ваши одноклассники

Зачитывают свои задания. Отгадывают растения в работах одноклассников. отгадывают работы одноклассников. Доказывают правильность своих ответов, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли


Познавательные: Ставить и формулировать проблемы; умение анализировать

Коммуникативные: Строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: Осознание цели деятельности и планируемого результата

Умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.

Способность к рассуждению

Этап усвоения новых знаний

- Все эти растения образуют лес?

Да (при правильной подготовительной работе к введению понятия ответ должен быть однозначным)

Таким образом, происходит определение первого структурного компонента-растительности

Характеризовать природное сообщество лес, взаимосвязи в этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество лес

Познавательные: Использовать новые знания для ответа на поставленный вопрос

Коммуникативные: Вербальная формулировка гипотез

Регулятивные Удерживать цель деятельности до получения результата, кор­ректировать собственную деятельность


Сейчас я буду зачитывать описание объекта, а вам необходимо его узнать

Это весёлый, пронизанный светом объект. Густая трава, цветы. По белым стволам деревьев, по листьям бегают солнечные зайчики. Заливается иволга

Вот другой объект. Полумрак. Кругом мягкий ковёр из бурой хвои. Травы и кустов мало. Изредка прозвенит синица, простучит дятел. Иногда, перемахнув с ёлки на ёлку, зацокает белочка. Дятлы, клесты, белки ловко расправляются с еловыми шишками.


Ответы обучающихся различны.

Например: учительница сказала, что там есть птицы и еще белочка живет. Белка в березняке не живет, ей там нечего нет. Она живет в дупле в том месте, где ей есть чем питаться.

Обучающиеся самостоятельно ведут ди­алог, доказывая свои суждения. В ходе дискуссии выясняется, что лес как при­родное сообщество включает не только растительность, но и животный мир.

Таким образом, происходит выделение второго структурного компонента- животного мира

В лесу весит такое объявление:

Птицы и зверьё!

Меняйте своё жильё.

Кому очень жарко,

Кому слишком сыро,

Бюро подыщет другую квартиру,

Чтобы каждому жить удобнее было!

Ребята, как вы думаете, как звери отнесутся к такому объявлению?

Но второй признак ещё не зафиксирован в сознании обучающихся, и учитель вводит следующие учебные ситуации.

В ходе обсуждения обучающиеся приходят к выводу, что животные и растения объединяются для длительного проживания по способу питания на определённой территории.


Почему подберёзовик так называется?

Есть ли польза грибу от берёзы?

Почему клюква растёт только на болоте?


В ходе дискуссии обучающиеся совмест­но с учителем приходя к выводу, что рас­тения и животные живут вместе, помога­ют друг другу выживать. В природе есть цепочки, которые связывают определен­ные растения с животными

Что это за цепочки?

приведите пример такой цепочки для лесных зверей

Таким образом, учитель подводит к мысли о взаимно полезном проживании

Это цепи питания. (например): Если погибнут все волки, то это приведёт к гибели зайцев, и наоборот

Такое проживание называется сообществом.

В смешанном лесу листья каждый год опадают, животные умирают, старые деревья гибнут и падают. Как вы умаете, куда исчезают опавшие листья, останки животных и т.п.?


Обучающиеся выдвигают свои предполо­жения: Лесник убирает. Листья перегни­вают. Остатки растений и животных раз­лагаются. Если дерево получило рану, то микробы попадают и дерево погибает. В почве живут жучки и червячки, которые помогают перегнивать.

Из многообразия ответов выбираются те, которые позволяют продвинуть обучающихся на более высокий уровень понимания структурных компонентов формируемого понятия и их взаимосвязи.

Что помогает листьям перегнивать?

Что происходит после того, как грибы-разрушители и бактерии-разрушители уничтожили живой организм?

Таким образом, выделяется третий признак природного сообщества-микроорганизмы

Если правильных ответов нет, то учитель сам сообщает, что разру­шение идет до минимальных ве­ществ, которыми затем восполь­зуются растения для питания, и одновременно идёт усвоение зависимости всех структурных элементов

Далее устанавливается связь между содержанием понятия «Природное сообщество» и объемом этого понятия

- Укажите связи между словами, написанными на доске:

Гриб, осина, заяц, волк, ястреб, лось, бактерии




Обучающиеся высказывают предположения


Можно ли это назвать сообществом? Какие признаки точно указывают на то, что это сообщество?

Эти объекты связаны между собой территориально и по способу питания: растительность, хищни­ки и травоядные, грибы и бактерии

Синтез - соединение признаков и свойств понятия.

Возьмём большую территорию. На ней находятся: лиственный лес, опушка, поле, еловый лес. Это одна группа, одно сообщество?


Лиственный лес, опушка, поле, еловый лес разные. В каждом их них есть свои растения, свои жи­вотные, и они существуют вместе. Ну и что? Лес большой, а опушка маленькая. Растения на поле и в лесу разные, но они есть там и там и т. д.

Дискуссия по данному вопросу по­могает определить основные признаки понятия и закрепляет способ действия по понятию «природное сообщество». Обуча­ющиеся доказывают автоном­ность природного сообщества.

Давайте по выделенным нами признакам, выясним, будут ли сообществами: распаханное поле, пень, засеянное поле.

Обучающиеся приходят к выводу, что все эти объекты являются природными сообществами, так как каждый объект в конечном итоге имеет существенные признаки, или обязательно, через некоторое время, будет их иметь.

Рефлексия

Вернуть учащихся к первоначальным предположениям, установление причинно- следственных связей между блоками информации

Обращаются к теме урока. Отвечают на вопрос урока. Оценивают свои достижения и проблемы в усвоении материала


Познавательные: Формирование рефлексий

Коммуникативные: Формирование построения вербальных высказываний

Регулятивные: Оценить правильность выполненных действий


Чем мы занимались сегодня на уроке?

Говорили о лесе, о его растениях, о его животных, о пищевых цепочках в нём. Учились отличать сообщества.

Что можно назвать сообществом?

Сообщество – это единение живой и неживой природы, образующееся в определенных условиях окружающей среды

Информа­ция о до­машнем задании

Теперь запишем домашнее задание. Вам необходимо ответить на вопросы:

  • Можно ли чащу назвать сообществом?

  • Что или кто приказывает растениям и животным объединяться в сообщества?

  • Почему нет тайги у Чёрного моря?

Обращаются к теме урока. Задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности


Познавательные::Построение планов на будущее

Регулятивные Принятие и сохранение учебной задачи

Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности