Этап усвоения новых знаний | - Все эти растения образуют лес? | Да (при правильной подготовительной работе к введению понятия ответ должен быть однозначным) Таким образом, происходит определение первого структурного компонента-растительности | Характеризовать природное сообщество лес, взаимосвязи в этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество лес | Познавательные: Использовать новые знания для ответа на поставленный вопрос Коммуникативные: Вербальная формулировка гипотез Регулятивные Удерживать цель деятельности до получения результата, корректировать собственную деятельность | |
Сейчас я буду зачитывать описание объекта, а вам необходимо его узнать Это весёлый, пронизанный светом объект. Густая трава, цветы. По белым стволам деревьев, по листьям бегают солнечные зайчики. Заливается иволга Вот другой объект. Полумрак. Кругом мягкий ковёр из бурой хвои. Травы и кустов мало. Изредка прозвенит синица, простучит дятел. Иногда, перемахнув с ёлки на ёлку, зацокает белочка. Дятлы, клесты, белки ловко расправляются с еловыми шишками. | Ответы обучающихся различны. Например: учительница сказала, что там есть птицы и еще белочка живет. Белка в березняке не живет, ей там нечего нет. Она живет в дупле в том месте, где ей есть чем питаться. Обучающиеся самостоятельно ведут диалог, доказывая свои суждения. В ходе дискуссии выясняется, что лес как природное сообщество включает не только растительность, но и животный мир. Таким образом, происходит выделение второго структурного компонента- животного мира |
В лесу весит такое объявление: Птицы и зверьё! Меняйте своё жильё. Кому очень жарко, Кому слишком сыро, Бюро подыщет другую квартиру, Чтобы каждому жить удобнее было! Ребята, как вы думаете, как звери отнесутся к такому объявлению? Но второй признак ещё не зафиксирован в сознании обучающихся, и учитель вводит следующие учебные ситуации. | В ходе обсуждения обучающиеся приходят к выводу, что животные и растения объединяются для длительного проживания по способу питания на определённой территории. |
Почему подберёзовик так называется? Есть ли польза грибу от берёзы? Почему клюква растёт только на болоте? | В ходе дискуссии обучающиеся совместно с учителем приходя к выводу, что растения и животные живут вместе, помогают друг другу выживать. В природе есть цепочки, которые связывают определенные растения с животными |
Что это за цепочки? приведите пример такой цепочки для лесных зверей Таким образом, учитель подводит к мысли о взаимно полезном проживании | Это цепи питания. (например): Если погибнут все волки, то это приведёт к гибели зайцев, и наоборот |
Такое проживание называется сообществом. В смешанном лесу листья каждый год опадают, животные умирают, старые деревья гибнут и падают. Как вы умаете, куда исчезают опавшие листья, останки животных и т.п.? | Обучающиеся выдвигают свои предположения: Лесник убирает. Листья перегнивают. Остатки растений и животных разлагаются. Если дерево получило рану, то микробы попадают и дерево погибает. В почве живут жучки и червячки, которые помогают перегнивать. Из многообразия ответов выбираются те, которые позволяют продвинуть обучающихся на более высокий уровень понимания структурных компонентов формируемого понятия и их взаимосвязи. |
Что помогает листьям перегнивать? Что происходит после того, как грибы-разрушители и бактерии-разрушители уничтожили живой организм? Таким образом, выделяется третий признак природного сообщества-микроорганизмы | Если правильных ответов нет, то учитель сам сообщает, что разрушение идет до минимальных веществ, которыми затем воспользуются растения для питания, и одновременно идёт усвоение зависимости всех структурных элементов |
Далее устанавливается связь между содержанием понятия «Природное сообщество» и объемом этого понятия - Укажите связи между словами, написанными на доске: Гриб, осина, заяц, волк, ястреб, лось, бактерии | Обучающиеся высказывают предположения |
Можно ли это назвать сообществом? Какие признаки точно указывают на то, что это сообщество? | Эти объекты связаны между собой территориально и по способу питания: растительность, хищники и травоядные, грибы и бактерии |
Синтез - соединение признаков и свойств понятия. Возьмём большую территорию. На ней находятся: лиственный лес, опушка, поле, еловый лес. Это одна группа, одно сообщество? | Лиственный лес, опушка, поле, еловый лес разные. В каждом их них есть свои растения, свои животные, и они существуют вместе. Ну и что? Лес большой, а опушка маленькая. Растения на поле и в лесу разные, но они есть там и там и т. д. Дискуссия по данному вопросу помогает определить основные признаки понятия и закрепляет способ действия по понятию «природное сообщество». Обучающиеся доказывают автономность природного сообщества. |
Давайте по выделенным нами признакам, выясним, будут ли сообществами: распаханное поле, пень, засеянное поле. | Обучающиеся приходят к выводу, что все эти объекты являются природными сообществами, так как каждый объект в конечном итоге имеет существенные признаки, или обязательно, через некоторое время, будет их иметь. |