СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природные явления ЧС

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Природные явления ЧС»

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»



КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ


Студентки 731 группы

социального отделения:

Черноусовой Кристины

Место проведения занятия

СОШ №18

ФИО преподавателя-консультанта:

Тютюнник Валентина Николаевна

Допуск к проведению занятия:

(подпись преподавателя)

Дата: 12.03.2019

Тема: «Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера»

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера

Задачи:

Обучающие:

  • Контроль степени усвоения основных знаний по теме «ЧС природного характера»

  • Расширение представлений об окружающем мире

Воспитательные:

  • Воспитание чувства ответственности за личную безопасность;

  • Воспитание ценного отношения к своему здоровью и жизни

Развивающие:

  • Развитие умения логически мыслить; рассуждать, обобщать и делать выводы

  • Развитие качеств личности для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.


Оборудование:

У преподавателей: подручные материалы, презентация, проектор, конспект

Библиографический список:

  1. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-yavleniya-prirodi-1384479.html

  2. https://сезоны-года.рф/урок%20явления%20природы.html

  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/10/26/konspekt-zanyatiya-yavleniya-prirody-ih-mnogoobrazie









Сыктывкар, 2019

Ход занятия

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный

Приветствие

Настрой на занятие

Здравствуйте ребята, хочу напомнить вам что меня зовут Кристина. Сегодня я у вас буду проводить занятие. А для начала давайте встанем и поздороваемся.

Друг к другу лицом повернемся, улыбнемся.

А теперь соседям.

Руку правую подали, руку левую пожали

Вы готовы заниматься? Отлично!

Приветствие




Да

Подготовительный




Подведение к теме занятия

























А для того чтоб вы узнали о чем мы сегодня будем разговаривать, предлагаю вам отгадать несколько загадок.

Готовы?

1.Как называются опасные природные явления , которые возникают в местах проживания человека, и создают угрозу для его жизни и здоровья?

( чрезвычайные ситуации)

2.Подземные колебания земли, вызываемые процессами, происходящими в земной коре?(землетрясение )

3.Временное затопление значительной части суши?

(наводнение)

5. Сильный проливной дождь с большими каплями?

(ливень)

6.Ветер в городе у нас бывает, что деревья ломает и крыши срывает!(обвал, оползень)

7. Быстрое смещение или отделение массы горных пород на крутом склоне?(обвал)

8.Падала снежинка с неба,
Зацепила шарик снега.
Вместе катятся они,
Ком растет могучий.
Вы в походы в эти дни
Не ходите лучше!
(снежная лавина)

Вы услышали некоторые подсказки, как вы думаете, о чем сегодня на нашем уроке будет идти речь? (о чрезвычайных ситуациях)

О чем предупреждают все эти загадки что происходит с природой?

Правильно ребята, мы сегодня с вами поговорим о «Чрезвычайных ситуациях природного характера»



Да

Основной



















.






































































































































Ребята, давайте вспомним с вами что такое Чрезвычайные ситуации?

Чрезвычайная ситуация – это ситуация, возникшая на определенной территории, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.(слайд)

Как вы думаете, какие явления мы будем сейчас разбирать? (Благоприятные ,или неблагоприятные для нашей среды?)

А почему?

(потому- что они несут угрозу жизни и здоровью человека.)

Ребята, а что можно отнести к опасным явлениям ЧС природного характера ?

К опасным природным явления, которые могут привести к возникновению ЧС природного характера для жителей городов и населенных пунктов, можно отнести, – (землетрясение, наводнение, ураганы, цунами ,шторм, кораблекрушение, авиакатастрофа, бури, смерчи, оползни, сели и обвалы)(слайд)

Отлично!

Сегодня мы с вами будем говорить о ситуациях, произошедших не по вине человека, а из-за природных изменений и какие при этом существуют безлопастные правила поведения .

Мы рассмотрим основные чрезвычайные ситуации природного характера, встречающиеся на территории нашей страны.

Человек в этих ситуациях является заложником природной стихии, но чтобы уменьшить опасность, необходимо знать признаки стихийных бедствий и знать, что необходимо делать в различных ситуациях.

Опасностей вокруг нас хватает, и вся хитрость состоит в том, чтобы их знать и уметь избежать в трудную минуту.

Ведь во всём мире и в нашей стране ежедневно гибнут люди, оказавшиеся в разнообразных опасных ситуациях.

А что же это за ситуации и как себя в них вести?

На эти вопросы мы и ответим сегодня.




Ребята посмотрите на слайд, что вы видите?

Что изображено на картинке?

Верно, это наводнение ,а что это такое?

(значительное затопление водой местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере или море, вызываемое различными причинами, приводящее к нежелательным последствиям для человека и окружающей среды)

Из за чего случается наводнение?

-продолжительные интенсивные дожди и ливни;

-бурное таяние снегов;

-прорывы внутриледниковых озер;

- деятельность ветра;

-подводные землетрясения и извержения вулканов;

- прорыв плотин и водохранилищ.

Ребята, а каких мер безопасности нужно придерживаться при нахождении в такой ситуации?

Почти каждый месяц мы получаем сообщения о наводнениях, произошедших в разных точках мира. Наводнения составляют 40 процентов от всех стихийных бедствий. Это и неудивительно, так как три четверти Земли покрыто водой.

  • Предупреждает о наводнении сигнал "Внимание всем!", передаваемый сиренами, прерывистыми гудками предприятий и транспортных средств. Услышав его, нужно включить радио или телевизор (местную программу) и прослушать новости. Обычно сообщается об ожидаемом времени затопления, его территории, порядке действий населения и порядке эвакуации.

  • Затем надо быстро собраться и взять с собой пакет с документами и деньгами, аптечку, запас продуктов, , запасной комплект теплой верхней одежды и обуви.

  • Нужно прибыть в установленное время на эвакуационный пункт для регистрации и переезда в безопасное место.

  • Если наводнение застало внезапно, главное – выбраться из воды или не попасть в несущийся поток. Как можно быстрее поднимитесь на возвышенное место, чтобы вода не смыла.

  • Не надо стремиться вернуться в дом и спасти вещи – это может стоить жизни. Нужно быть готовыми к эвакуации по воде на любых плав средствах.

  • При нахождении в безопасном месте, если срочная помощь не нужна, следует оставаться там до спада воды.

  • Самостоятельно из затопленного района можно выбираться только в случае реальной угрозы для жизни.

  • И наконец, главное правило: не нужно терять надежду на спасение.

Надо помнить: убивают человека не голод и жажда, а отчаяние и покорная готовность умереть

Отлично!

А как вы думайте можно ли своими силами справиться с чрезвычайными ситуациями?

Своими силами с чрезвычайной ситуацией справиться нельзя. А кто нам в этом поможет?
При любых природных ЧС на помощь обязательно приходят спасатели!

Послушайте загадку, и попробуйте отгадать о чем пойдет речь:

Закачался в доме пол,

И поехал к стенке стол,

Треск раздался, а потом

Вдруг затрясся весь наш дом.

Так, почти в одно мгновение,

Началось…(Землетрясение)(слайд)

Да, это землетрясение, а что это такое?

Землетрясением называется подземный толчок, который может ощущаться человеком в зависимости от мощности колебания земли.

А почему происходят землетрясения?

Происходят из-за разломов тектонических плит и их смещения. Достаточно часто человек по своей неосторожности провоцирует появление искусственных толчков, которые по своей мощности совсем не уступают природным.

Среди таких причин можно выделить следующие:

  • - взрывы;

  • - перезаполненность водохранилищ;

  • - наземный(подземный)ядерный взрыв;

  • - обрушения в шахтах.

Признаками приближающегося землетрясения служит беспокойство животных, которые почуяв малейшие колебания поверхности земли, стараются уйти от злополучного места подальше.

А как нужно действовать во время землетрясения?

  • Если вы находитесь в невысоком здании, то лучше покинуть его. Выбегайте быстро, но осторожно, остерегаясь падающих предметов, оборванных проводов и других источников опасности и сразу же отойдите от здания подальше, на открытое место.

  • Находясь на верхних этажах многоэтажного здания, не бросайтесь к лестницам и лифтам. Лучше остаться в здании быстро занять наиболее безопасное место в помещении: под прочной мебелью, в дверном проеме капитальных стен, в углу комнаты.

  • На улице не входите в здания и не бегайте вокруг них.

  • Оказавшись рядом с высоким зданием, встаньте в дверной проем, это обезопасит вас от падающих обломков стекол, балконов, карнизов и парапетов. Лучше всего оказаться на открытом месте, подальше от зданий и линий электропередач.

Отлично ребята, вы большие молодцы!

Двигаемся дальше, что вы видите

,верно это снежная лавина. Из за чего она случается?

Чаще всего спуск лавин случается во время оттепелей и после снегопадов.

Ребята, а что делать если на вашем пути возникла лавина?

1.Будьте внимательны к предупреждениям о возможных сходах лавин.

2.Будьте внимательны к первым признакам схода лавин—это звуки трескающегося льда, белая пыль, клубящаяся выше по склону горы, катящиеся вниз снежные комья, отдалённый глухой гул.

3.Если вы видите, что находитесь на пути лавины, не бегите от лавины вниз по склону: она может развивать скорость до 30 км/ч.

4.Попытайтесь отбежать с её пути или забраться на высоту (на дерево, скалу или большой камень), чтобы пропустить лавину под собой.

5.Если лавина близко, освобождайтесь от рюкзака, лыж, палок, так как они будут только мешать, когда вы окажетесь под снегом.

6.Если такое всё-таки случится, закройте лицо и старайтесь не дышать, иначе снег набьётся вам в рот и вы задохнётесь.

7.Катясь в снегу, попытайтесь зацепиться за что-нибудь—например, за выступ скалы. Даже если обвал и накроет вас на время, он может пронестись дальше, оставив вас за собой, старайтесь удержаться на её гребне.

Ребята, а какие опасности еще могут встречаться на улице?

Падение сосулек, падение снега с крыш, это все опасность.

Представьте, что дует сильный ветер ,как это назвать?

Ураган – это сложное погодное явление. Его главной характеристикой является очень сильный ветер, имеющий скорость больше 30 метров в секунду (120 км/ч).

Так же есть буря(шторм), также характеризуется сильным ветром, но его скорость ниже, чем при урагане.

Он может пройти как над водными участками планеты, так и над сушей.

Длительность бури может составлять как пару часов, так и несколько дней. В это время отмечается очень обильное выпадение осадков.

  1. Ребята а что нужно делать чтоб спасти себе жизнь при таких условиях?

  • Первым делом укрепить все, что может быть оторвано от земли

  • убрать пожароопасные предметы и запастись продуктами питания и чистой водой на пару суток вперед.

  • Также нужно отойти от окон, лучше перейти туда, где их нет вообще.

  • Следует отключить электричество, воду и газовое оборудование. Для освещения используются свечи, фонарики и лампы.

  • Для того чтобы получать сведения о погоде, нужно включить радио.

Если выполнить указанные рекомендации, вашей жизни ничто не будет угрожать.















неблагоприятные

Физминутка

Вышли мышки

Вышли мышки как-то раз

(Ходьба)

Посмотреть, который час.

(Наклон головы назад, выпрямиться, руки на пояс)

Раз-два, три-четыре,

(Два хлопка справа, два хлопка слева)

Мыши дернули за гири.

(Руки вверх-вниз)

Вдруг раздался страшный звон,

(Четыре хлопка над головой)

Убежали мышки вон.

Выполняют физминутку

Практическая работа


Ребята, после прослушанной информации о ЧС природного характера, я предлагаю вам работу в группе, сейчас я предлагаю вам поделиться на 3 группы.

1-я группа – землетрясение

2-я группа - наводнение

3-я группа- снежная лавина

Я вам раздам листы бумаги ,на которых будут написаны вопросы, вам нужно будет написать определение и правила безопасного поведения (в данной ситуации)…у каждой группы будут разные природные явления, ваша задача коллективно работать над заданием, советоваться, отвечать на вопросы , и после чего, выходит один ученик из группы и рассказывает. Остальные внимательно слушают и запоминают








Заключительный

Подведение итогов





Отлично ребята, вы больше молодцы все справились с зданием.

Вижу что хорошо меня слушали и усволили весь материал .

А теперь давайте подведем небольшие итоги, что вы усвоили из сегодняшнего урока, может узнали что то новое?

Буду спрашивать каждого.

Спасибо ребята за урок, до скорого!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!