ФИО: Прокопенко Светлана Васильевна.
Создание условий для обобщения и систематизации знаний по теме « Природные зоны России», определения границы знания и «незнания»; развитию интереса к предмету «Окружающий мир».
Перед началом урока учитель делит учащихся на пары , на партах раскладываются конверты с картинками по природным зонам, листы с задания на актуализацию знаний, таблички по рефлексии урока.
Название этапа урока | Задача | Форма организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся | Результат взаимодействия учителя и учащихся |
1.Самоопределение к деятельности. | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Индивидуальная | Создаёт эмоциональный настрой . Здравствуй, друг! (жмут друг другу руки) - Как ты тут? (хлопают правой рукой по левому плечу партнёра) - Где ты был? (осторожно треплют ухо) - Я скучал! (складывают руки на груди) - Ты пришёл! ( разводят руками в сторону) - Хорошо! (обнимаются) | Проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя. Слайд3 | Л УУД: положительное отношение к уроку; следование в поведении моральным и этическим требованиям. КУУД: учебное сотрудничество с учителем |
2. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задачи урока | Формирование мотивации учащихся учебной деятельности Подвести детей к самостоятельному выводу и формулированию темы урока.
| Работа в парах | На парте перед вами лежат конверты с картинками. Рассмотрите содержимое конвертов. А теперь посмотрите на экран . Что изображено ? Кого или что вы бы добавили к изображенному ? Перед нами … Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Сегодня у нас урок по теме «Путешествие по природным зонам России» Мы знаем многое о природных зонах ? - Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? -Наша задача – проверить и обобщить знания по этой теме. | Слайд 1-4. Слушают Выдвигают гипотезы. Формулируют тему урока. Обобщить и проверить знания о природных зонах | ПУУД: фиксация проблемы Л УУД: формирование мотивационной основы учебной деятельности РУУД: определяют цель деятельности на уроке; проводят прогнозирование и контроль своих действий. КУУД: Интегрируются в группу .Осознанно строят речевые высказывания |
3. Актуализация знаний | Актуализировать знания | Групповая | Почему в Арктике не живут верблюды , а морошка и клюква у нас в саду ? Почему разные территории получают разное количество тепла ? Что такое природные зоны ? Давайте вспомним план характеристики природных зон. Открывается план: 1. Географическое положение и климат. 2. Растительный мир. 3. Животный мир. 4. Деятельность человека. Прежде чем приступить к заданиям , давайте вспомним правила работы в группе. .В группе должен быть ответственный. 2 .Работать должен каждый на общий результат. 3 .Один говорит, другие слушают. Свое несогласие высказывай вежливо. 5 Если не понял, переспроси. Теперь можете преступать к работе. | Слайд.5-7 Слайд 8. Вспоминают план работы. Слайд 9 . | Р УУД: умение соотносить свои знания ПУУД: умение соотносить определение и термин |
4. 1Обобщение и систематизация знаний. | Подготовить учащихся к обобщённой деятельности | Работа в паре | - Можете приступать к работе.( на доске висит карта «Природные зоны России») подготовка 5 мин (Учитель организует учебное взаимодействие) | Учащиеся работают в группах. У каждого ребёнка в группе своё задание. | П УУД: преобразуют информацию, анализируют её для получения необходимых результатов. Р УУД: действуют по плану и планируют свою деятельность контролируют процесс ; К УУД: сотрудничают со сверстниками; определяют функций участников, осознанно строят речевые высказывания Л УУД: осознание ответственности за общее дело готовность к сотрудничеству,. |
4.21Обобщение и систематизация знаний. | Обобщать знания учащихся | Групповая индивидуальная | Представитель каждой группы выступает по теме , другие добавляют. О чем говорят или кричат животные ? Представьте , что вы –это они. | Слайды 10 -21 Учащиеся выступают в соответствии с заданием. | КУУД Дети определяют правильность ответов |
5.Динамическая пауза | осуществлять снятие усталости и напряжения у детей | индивидуальная | Ребята выполняют физические упражнения. | Слайд 22 | Л УУД: положительное отношение к уроку; |
6.Применение знаний и умений | Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения знаний и способов деятельности | Индивидуальная | Каждая природная зона по -своему прекрасна. Каждый человек воспевает красоту своего края. Давайте расскажем какая тайга и т.д. Я прочитываю фрагменты стихов , кое-где пропускаю слова –подсказки . О какой природной зоне речь? Виктор Батура "Первая встреча с Арктикой" Льдинки ль парусами? Паруса ли льдинками? Только разбегаются по воде морщинки. Уплывают льдинки, словно вовсе не было. Льдинками-сестрицами Арктика встречает. Льдины любопытные. До чего ж их много! Окружили судно, заступив дорогу. В снегу морошкового цвета | | и в изумрудовой листве пришло к нам северное лето на ярком солнечном холсте. А лишь привыкнем к буйству лета ценой немалого труда, придёт сентябрь – и от света не обнаружишь и следа… автор: Яна Александровна Демиденко Искрятся белые снега На лапах старой ели. Спит мертвым сном моя тайга Под колыбель метели. И ветер не нарушит сны Ее очарования, И лишь ручей в приход весны Разбудит их журчаньем. Наступит март,уйдут снега И лишь тогда проснется Навеки Матушка-тайга Деревьям улыбнется. . Афанасий Фет ***** Степь цветущая и равнинная, разнотравьем красива всегда, в ней пространство необозримое, запестрели ковром все цвета. Много раз свой наряд поменяет, по июню – свежа, зелена, от ромашек в июле сверкает, от шалфея лилова она. Лето жаркое, краски яркие, степь в глазах зарябит, так светла. Звуки разные, очень странные, вдалеке поют перепела. Травы ветер к земле наклоняет, поседеют, где виден ковыль, словно волны в просторе взлетают… Невозможно такое забыть!
| Учащиеся выступают в соответствии с заданием .Слайд23 Воспринимают ответы обучающихся Слайды 24-27 | КУУД: слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении. |
7. Творческая работа. | Активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать творческих способности учащихся | Групповая Индивидуальная | - Мы сегодня говорили о деятельности человека в каждой природной зоне. А как вы думаете, эта деятельность оказывает на природу больше пользы или вреда? Давайте напишем плакаты , призывающие людей к бережному отношению к природе. | Слайд 28 Выдвигают гипотезы. определяют правильность ответов. | К УУД: осознанно строят речевые высказывания ЛУУД: осознание ответственности за общее благополучие, основы экологической культуры. |
8.Межпредметные задания | Активизировать познавательную деятельность учащихся | групповая | 1.Угадай растение 2. Решение задач по природоведческому материалу. | Выдвигают гипотезы. Слайд 29-30 определяют правильность ответов. Слайд 31-33 | П УУД: преобразуют информацию, анализируют её для получения необходимых результатов К УУД: осознанно строят речевые высказывания |
9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Осуществить контроль знаний учащихся. | групповая | Проведение мини-теста | Слайд 34-35 Соотносят цель и результаты. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности | РУУД: соотносят полученный результат с поставленной целью. оценивают свою деятельность на уроке Л УУД: самооценка |
10.Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | | - Что понравилось сегодня на уроке? Мы сегодня большие молодцы. Здорово потрудились. А значит, наш труд может быть вознагражден. Предлагаю сейчас каждому из вас оценить результаты вашей работы. Комментирование оценок. Прием «Вопрос-ответ» Сумели ли мы решить поставленные перед нами задачи? Что нам в этом помогло? Что показалось вам сегодня трудным? Что оказалось самым интересным? | Соотносят цель и результаты. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности Слайд 36 | РУУД: соотносят полученный результат с поставленной целью. оценивают свою деятельность на уроке Л УУД: самооценка |