Организация начала урока | Проверь, дружок. Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке Книга, ручка и тетрадка? Проверили, садитесь! С усердием трудитесь! | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Личностные УУД: положительное отношение к уроку; следование в поведении моральным и этическим требованиям. Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем |
Целепологание и мотивация | Чтобы узнать о чём будем говорить на уроке послушайте стихотворение. Если долго-долго-долго В самолёте нам лететь, Если долго-долго-долго На Россию нам смотреть, То увидим мы тогда И леса, и города, Океанские просторы, Ленты рек, озёра, горы… Мы увидим даль без края, Тундру, где звенит весна, И поймём тогда, какая, Наша Родина большая, Необъятная страна. – О чём это стихотворение? – О чём будем говорить на уроке? - Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? -Наша задача – проверить и обобщить знания по этой теме. | - Обобщить и проверить знания о природных зонах | Познавательные УУД: фиксация проблемы Личностные УУД: формирование мотивационной основы учебной деятельности |
Актуализация опорных знаний | Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое. Условия для жизни организмов очень разнообразны, и в разных уголках нашей страны сложились совсем разные природные зоны. Фильм «Природные зоны» - А начнем мы наше путешествие с разминки. За каждый правильный ответ вы получаете картинку с изображением животного. 1. Сколько природных зон на территории России? 2. Самая северная природная зона. 3. Самая большая природная зона по территории. 4. Природная зона, где мы с вами живем. 5. Как называется твердый, промерзший, не оттаивающий годами, веками и даже тысячелетиями слой земли. 6. В каких природных зонах есть вечная мерзлота? 7. Зона субтропиков на территории России. 8. Самая жаркая природная зона. 9. В каком направлении идет смена природных зон? 10. Это явление можно увидеть полярной ночью в Арктике. В небе появляется свечение, напоминающее разноцветный, переливающийся занавес. 11. Как называется сухой ветер степей? 12. Перечислите промежуточные природные зоны. | Отвечают на вопросы - 7 - Зона Арктики - Зона смененных и широколиственных лесов - Зона степей - Вечная мерзлота - Арктика, тундра - Черноморское побережье Кавказа - Зона пустынь - С севера на юг - Полярное сияние - Суховей - Лесотундра, лесостепь, полупустыня | Регулятивные УУД: умение соотносить свои знания Познавательные УУД: умение соотносить определение и термин |
Обобщение знаний о природных зонах: - о животных, населяющих природные зоны - о растениях природных зон - о национальных парках и заповедниках России | Станция «Зоологическая» - Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получает конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки с изображениями животных, но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Ваша задача выбрать правильные ответы, а затем 1 человек из группы рассказывает о животных вашей природной зоны. Физкультминутка Станция «Ботаническая» Узнайте растение по описанию Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят кормиться кабаны, белки, мыши. Это таежное дерево имеет не гниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму. Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей. Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками. У этого растения твердый каменный ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких палочек, похожи на вязальные спицы. Длинный корень этого растения проникают на глубину 20 метров. Разноуровневые задания в парах. Взаимопроверка. Карточка 1. Соедини название растения с природной зоной, в которой оно растет. Ягель Арктика Лиственница Лес Лишайник Тундра Саксаул Субтропики Ковыль Пустыни Инжир Степь Карточка 2 По особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение, соедините стрелочкой. Корни-луковицы Арктика Длинные корни Тундра Деревья долгожители Субтропики Карликовые деревья Степи Живут на камнях Пустыни - Обменяйтесь листочками. Станция «Экологическая» Многие растения и животные занесены в Красную книгу и находятся под охраной государства. Почти в каждой природной зоне есть свой национальный парк или заповедник. Рассказ учителя о заповедниках: Остров Врангеля Таймырский Черные земли Сочинский национальный парк Обсуждение экологических ситуаций Один из «врагов » человека – комар. Что будет, если удастся каким-либо способом избавиться от всех комаров. В одном из степных районов для борьбы с вредителями полей применялись сильнейшие ядохимикаты. Вскоре в ближайшем озере стала гибнуть рыба. Почему? | Выбирают правильные ответы и рассказывают о животных природных зон Соотносят описание растения с его названием. - Лишайники - Дуб - Лиственница - Ягель - Ковыль - Саксаул - Верблюжья колючка Выполняют задания разных уровней сложности. Обмениваются карточками, проверяют работу друг друга Учитель рассказывает о заповедниках, расположенных в разных природных зонах Обсуждают экологические ситуации | Познавательные УУД: умение работать с информацией и обмениваться ею; умение сравнивать, сопоставлять, обобщать Регулятивные УУД: умение контролировать свою деятельность Коммуникативные УУД: сотрудничество со сверстниками; осознанно строят речевые высказывания Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело Познавательные УУД: умение соотносить определение и термин; умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы Регулятивные УУД: исследуют условия учебной задачи; анализируют собственную работу и работу соседа; умение контролировать свою деятельность. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками. Личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; проявление самостоятельности Познавательные УУД: умение работать с информацией и обмениваться ею Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения; умение слушать оппонента Личностные УУД: следование в деятельности нормам эстетики |
Подведение итогов урока и рефлексия | Рефлексивный ринг Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Сегодня я узнал… Я научился… Меня удивило… У меня получилось… Было трудно… Я смог …. Я понял, что… Я попробую… Я теперь могу…. Меня удивило… Мне захотелось…. Было интересно… Домашнее задание Подготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников | Соотносят цель и результаты. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности | Регулятивные УУД: оценка своей деятельности на уроке Личностные УУД: самооценка |