СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природные зоны. Степи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Природные зоны. Степи»

Конспект урока

Слайд 1

В путешествиях можно многое узнать

И друзьям об этом потом рассказать.

Новая природная зона приглашает нас –

И опять в экспедицию отправляется класс.

В ходе нашего путешествия вы будете получать жетоны. В конце урока тот, кто наберет большее число жетонов, получит приз.

Слайд 2

У каждого на парте карточка №1. Я буду читать высказывания, а вы, если согласны, ставьте плюс, если не согласны – минус

  1. Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.

  2. Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето.

  3. В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день.

  4. В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.

  5. Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, кречета, стреха, тундрового лебедя.

  6. Растения тундры высоко тянутся к солнцу.

  7. Ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища.

  8. Дикие северные олени обычно живут стадами.

  9. В тундре добывают нефть и природный газ

  10. Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.

Обменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания. (Раздача жетонов тем, кто верно выполнил задание)

Слайд 3

А вот и задание №2. Попробуйте сопоставить картинки с названиями природных зон и распределить животных по тем зонам, в которых они обитают.

Какая иллюстрация осталась без названия? Почему? (Иллюстрация №2, потому что мы не изучали данную природную зону)

Как вы думаете, как она называется? (Зона лесов)

В какой стране мы живем? (Россия)

Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока? (Леса России)

Слайд 4

Как настоящим исследователям, нам надо определить цели нашей экспедиции. Какие же цели мы поставим? (узнать местонахождение природной зоны на карте; исследовать климатические условия данной природной зоны, растительный и животный мир)

Маршрут составлен, можем отправляться в путь!

Слайд 5

Ребята, стало намного теплее, а знаете почему? Потому что мы с вами оказались в лесотундре. А кто догадался, почему называется лесотундра? (Потому что данная зона находится между тундрой и зоной лесов).

Южнее зоны тундры становится теплее. Вместе с тем здесь выпадает довольно много осадков. Благодаря достаточному количеству тепла и влаги здесь могут расти деревья.

Лесотундра постепенно сменяется зоной лесов.

- Найдите на карте природную зону лесов (один учащийся показывает). Что вы можете рассказать о зоне лесов, глядя на карту?

Слайд 6

Работать вы будете в парах, для подготовки ответа вам поможет карточка-помогайка.

1. Где находится зона лесов относительно зоны тундры? (Зона лесов находится южнее зоны тундры)

2. В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса? (Зона лесов лежит в умеренном тепловом поясе. Для этого пояса характерно: ярко выраженные все четыре времени года; холодная зима и тёплое лето; большое количество осадков и высокая влажность)

3. Какая у зоны лесов земная поверхность? (Если не догадаются, обратить внимание на цвет) (Зона лесов большей частью расположена на равнинах и плоскогорье)

4. Какая она в сравнении с другими природными зонами? (Она занимает большую часть России)

Опрос 4 учащихся по вопросам. (раздача жетонов)

- Итак, сделаем вывод.

Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-европейской и Западно-сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. Она занимает больше половины территории России. Наш лес даже занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой лес в мире. Общая площадь лесов достигает 1 100 000 000 га (четвёртая часть всех лесов мира). Нашу страну часто называют великой лесной державой.

- Ребята, а кто знает, почему на карте выделен не только один цвет?

Леса делятся на тайгу, зону смешанных и зону широколиственных лесов.

Физкультминутка

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

- Давайте, отправимся в групповую экспедицию.

Слайд 7

Наш класс разделен на 2 группы (на партах лежат зеленые и желтые карточки)

Значит, вы отправитесь все в разные места. 1 группа – зеленые отправятся в тайгу (стр. 73-76), 2 группа – желтые отправятся в зону смешанных и широколиственных лесов (стр. 77). На работу Вам 7 минут.

Вопросы для 1й группы:

1. Что называют тайгой?

2. Природные условия тайги.

3. Что общего у всех растений тайги?

4. Какие растения растут в тайге?

5. Животный мир тайги.

Вопросы для 2й группы:

1. Расположение смешанных и широколиственных лесов.

2. Природные условия в этих лесах.

3. Что объединяет растения этих лесов?

4. Какие растения растут в этих лесах?

Давайте же заслушаем, что каждый из Вас узнал о лесной зоне. (раздача жетонов)

Слайд 8

Какие три части можно выделить в лесной зоне?

Запишите в каждый столбик названия деревьев, которые растут в том или ином лесу, которые вы запомнили (по 2-3 дерева)

(Тайга: ель, сосна, пихта, кедровая сосна, лиственница.

Широколиственные леса: дуб, клен, липа, вяз, ясень.

Смешанные леса: береза, осина, ель, дуб, сосна, клен)

(раздача жетонов)

Составьте 2-3 цепи питания, характерные для леса.

(Растения – заяц-беляк – рысь

Растения – мышь-полевка – соболь

Растения – белка – соболь)

(раздача жетонов)

-Ребята, давайте подведем итог, все ли пункты плана нашей экспедиции, которые мы наметили, выполнены?

Слайд 9

Каждому растению необходимо солнце. Давайте же прикрепим к нашему солнцу лучики:

• жёлтого цвета — мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;

• голубого цвета — занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

В течение всего урока вы получили жетоны. Посчитайте их. А вот и заслуженная награда (купон на увеличение отметки на 1 балл)

Домашнее задание на выбор:

1. Чтение и пересказ стр. 72-78

2. Кроссворд

3. Сравнительная таблица «Леса России»