Конспект урока
Слайд 1
В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.
В ходе нашего путешествия вы будете получать жетоны. В конце урока тот, кто наберет большее число жетонов, получит приз.
Слайд 2
У каждого на парте карточка №1. Я буду читать высказывания, а вы, если согласны, ставьте плюс, если не согласны – минус
Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.
Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето.
В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день.
В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.
Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, кречета, стреха, тундрового лебедя.
Растения тундры высоко тянутся к солнцу.
Ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища.
Дикие северные олени обычно живут стадами.
В тундре добывают нефть и природный газ
Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.
Обменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания. (Раздача жетонов тем, кто верно выполнил задание)
Слайд 3
А вот и задание №2. Попробуйте сопоставить картинки с названиями природных зон и распределить животных по тем зонам, в которых они обитают.
Какая иллюстрация осталась без названия? Почему? (Иллюстрация №2, потому что мы не изучали данную природную зону)
Как вы думаете, как она называется? (Зона лесов)
В какой стране мы живем? (Россия)
Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока? (Леса России)
Слайд 4
Как настоящим исследователям, нам надо определить цели нашей экспедиции. Какие же цели мы поставим? (узнать местонахождение природной зоны на карте; исследовать климатические условия данной природной зоны, растительный и животный мир)
Маршрут составлен, можем отправляться в путь!
Слайд 5
Ребята, стало намного теплее, а знаете почему? Потому что мы с вами оказались в лесотундре. А кто догадался, почему называется лесотундра? (Потому что данная зона находится между тундрой и зоной лесов).
Южнее зоны тундры становится теплее. Вместе с тем здесь выпадает довольно много осадков. Благодаря достаточному количеству тепла и влаги здесь могут расти деревья.
Лесотундра постепенно сменяется зоной лесов.
- Найдите на карте природную зону лесов (один учащийся показывает). Что вы можете рассказать о зоне лесов, глядя на карту?
Слайд 6
Работать вы будете в парах, для подготовки ответа вам поможет карточка-помогайка.
1. Где находится зона лесов относительно зоны тундры? (Зона лесов находится южнее зоны тундры)
2. В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса? (Зона лесов лежит в умеренном тепловом поясе. Для этого пояса характерно: ярко выраженные все четыре времени года; холодная зима и тёплое лето; большое количество осадков и высокая влажность)
3. Какая у зоны лесов земная поверхность? (Если не догадаются, обратить внимание на цвет) (Зона лесов большей частью расположена на равнинах и плоскогорье)
4. Какая она в сравнении с другими природными зонами? (Она занимает большую часть России)
Опрос 4 учащихся по вопросам. (раздача жетонов)
- Итак, сделаем вывод.
Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-европейской и Западно-сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. Она занимает больше половины территории России. Наш лес даже занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой лес в мире. Общая площадь лесов достигает 1 100 000 000 га (четвёртая часть всех лесов мира). Нашу страну часто называют великой лесной державой.
- Ребята, а кто знает, почему на карте выделен не только один цвет?
Леса делятся на тайгу, зону смешанных и зону широколиственных лесов.
Физкультминутка
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
- Давайте, отправимся в групповую экспедицию.
Слайд 7
Наш класс разделен на 2 группы (на партах лежат зеленые и желтые карточки)
Значит, вы отправитесь все в разные места. 1 группа – зеленые отправятся в тайгу (стр. 73-76), 2 группа – желтые отправятся в зону смешанных и широколиственных лесов (стр. 77). На работу Вам 7 минут.
Вопросы для 1й группы:
1. Что называют тайгой?
2. Природные условия тайги.
3. Что общего у всех растений тайги?
4. Какие растения растут в тайге?
5. Животный мир тайги.
Вопросы для 2й группы:
1. Расположение смешанных и широколиственных лесов.
2. Природные условия в этих лесах.
3. Что объединяет растения этих лесов?
4. Какие растения растут в этих лесах?
Давайте же заслушаем, что каждый из Вас узнал о лесной зоне. (раздача жетонов)
Слайд 8
Какие три части можно выделить в лесной зоне?
Запишите в каждый столбик названия деревьев, которые растут в том или ином лесу, которые вы запомнили (по 2-3 дерева)
(Тайга: ель, сосна, пихта, кедровая сосна, лиственница.
Широколиственные леса: дуб, клен, липа, вяз, ясень.
Смешанные леса: береза, осина, ель, дуб, сосна, клен)
(раздача жетонов)
Составьте 2-3 цепи питания, характерные для леса.
(Растения – заяц-беляк – рысь
Растения – мышь-полевка – соболь
Растения – белка – соболь)
(раздача жетонов)
-Ребята, давайте подведем итог, все ли пункты плана нашей экспедиции, которые мы наметили, выполнены?
Слайд 9
Каждому растению необходимо солнце. Давайте же прикрепим к нашему солнцу лучики:
• жёлтого цвета — мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;
• голубого цвета — занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
В течение всего урока вы получили жетоны. Посчитайте их. А вот и заслуженная награда (купон на увеличение отметки на 1 балл)
Домашнее задание на выбор:
1. Чтение и пересказ стр. 72-78
2. Кроссворд
3. Сравнительная таблица «Леса России»