Природные зоны
1.В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:
Ива ----------- белая куропатка ----------- кречет
Дуб --------- сойка ------ сова
Растения -------- тушканчик ------ змея
Сайка ----------- тюлень --------- белый медведь
Растения ---------- косуля -------- барс
Растения --------- суслик --------- орёл-беркут
2.В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:
Ива ----------- белая куропатка ----------- кречет
Дуб --------- сойка ------ сова
Растения -------- тушканчик ------ змея
Сайка ----------- тюлень --------- белый медведь
Растения ---------- косуля -------- барс
Растения --------- суслик --------- орёл-беркут
3.Найди лишние географические объекты.
А)Земля Франца-Иосифа, Северная земля, остров Сахалин, остров Врангеля.
Б) Баренцево море, Берингово море, Карское море, море Лаптевых.
В) Обь, Енисей, Волга, Саяны, Ангара.
4.Вставь пропущенные названия зон:
А)……тундра…………………. – это природная зона, в котором растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники.
Б) …лесная зона………………….. – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.
В) …………арктические пустыни…………….. – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.
5.Рассели животных по природным зонам, соединив стрелкой животное и зону обитания:
Кит
Богомол
Косуля арктическая пустыня
Лось
Лемминг субтропики
Кобылка
Северный олень тундра жук-скарабей
Тупик
Рысь степи тюлень
Суслик
Дельфин зона лесов глухарь
Корсак
Ушастый ёж пустыни
6.Укажи следствие причины.
Причины | Следствия |
Вырубка лесных полос | |
Неправильная распашка почвы | |
Суховеи | |
Смыв почвы водными потоками | |
7.Найди лишние географические объекты.
А) Земля Франца-Иосифа, Северная земля, остров Сахалин, остров Врангеля.
Б) Баренцево море, Берингово море, Карское море, море Лаптевых.
В) Обь, Енисей, Волга, Саяны, Ангара.
8.Вставь пропущенные названия зон:
А)………………………. – это природная зона, в котором растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники.
Б) …………………….. – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.
В) ……………………….. – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.
9.Исправь географические ошибки в тексте.
Лесная зона расположена к северу от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более
суровые, чем в тундре. Растительный мир беден. Большую территорию зоны занимает
широколиственный лес. В лесной зоне широко распространёнными животными являются: зубр,
амурский тигр, утка-мандаринка. Лес не является домом для растений, животных, грибов.
10.Соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:
пихта лиственница
берёза тайга кедровая сосна
липа смешанный лес ольха
сосна широколиственный лес дуб
клён
11.Карточки – помогайки.
1. Карточка - «помогайка»:
1.Что называют тайгой?
2.Природные условия тайги.
3.Что общее у всех растений тайги?
4.Какие растения растут в тайге?
2.Карточка – «помогайка»:
1.Расположение смешанных и широколиственных лесов.
2.Природные условия в этих лесах.
3.Что объединяет растения этих лесов?
4.Какие растения растут в этих лесах?
3.Карточка – «помогайка»
1.Птицы тайги, что их объединяет.
2.Животные тайги, что их объединяет.
3.Животный мир смешанного и широколиственного леса (краткие рассказы о животных и птицах).
4.Карточка – «помогайка»
1.Основные занятия населения тундры.
2.Экологические проблемы тундры.
3.Охрана природы тундры.
11.Зона Арктических пустынь. Дополни текст.
Арктика – это огромное пространство ………………………………. океана, с ……………. и …………… . Солнце направляет на это пространство …………. лучи. Оно ………, но не ………….. Зимой в Арктике ………………………………………… Темноту освещают: луна, звёзды и ………………………….. Дуют ………….., бушует ………………… Температура опускается до ………………….. градусов. Летом в Арктике ………………………………, но ………………тоже нет. Это зависит от географического ……………………………….. арктической зоны. Температура лишь на …………………………………………. выше ………………… .
12.Зона Арктических пустынь. Дополни текст.
На островах прямо на голых …………….. встречаются ……………………….., они очень …………… . Также приспособились к жизни на камнях ………….. и …………………………….. . В толще воды, не покрытой …………….., большое количество ………………………………………….
13.Зона Арктических пустынь. Дополни текст.
Животных арктической зоны кормит …………… . Морскими водорослями питаются …………….., а ими ……………………. Основная пища птиц и животных – это …………. . На скалистых берегах собираются …………….. , ……………… и …………….. , здесь они выводят …………………………….. . Птиц с необычными клювами называют ………………… . Все звери – прекрасные …………….. . От холода их защищает …………………………….. . Это …………….. и …………………. . На тюленей охотятся …………………………………….. . У них длинная густая шерсть …………………… цвета и ………………. лапы, чтобы удобнее было .…..…………………………………………. .
14.В пустыне.
А) Большую часть года проводят в спячке –
Б) Могут подолгу обходиться без воды –
В) Настигают добычу быстрым бегом –
Г) Ведут ночной образ жизни –
В) Настигают добычу быстрым бегом –
Г) Ведут ночной образ жизни –
15.В пустыне. Исправь ошибки в тексте.
Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров. Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами. Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков – это сайгак и джузгун. В пустыне встречаются крупные животные тушканчики, они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. А забавное животное песчанка передвигается прыжками.
16.Найди лишние объекты.
А) саксаул, корсак, солянка, джузгун;
Б) песок, ветер, бархан;
В) тушканчик, песчанка, кобылка, хомяк;
Г) благородный олень, лось, медведь, зубр;
17.Найди лишний объект.
А)краб, морской конёк, дельфин, богомол;
Б)кипарис, пальма, роза, магнолия;
В)абрикос, бук, персик, слива;
Г)иглица, каштан, самшит, тис.
18.Черноморское побережье Кавказа. Исправь ошибки в тексте:
Черноморское побережье Кавказа – это тундра России. Уникален растительный и животный мир это зоны. Встречаются карликовые деревья: бук, граб, самшит, каштан, большое количество фруктовых деревьев: ели, яблони, персики. В лесах на побережье обитают белые медведи. Растянувшись на камнях, поджидает свою добычу медуза. Самое умное морское животное – богомол – плещется в прибрежных водах.
19.Исправь ошибки.
Наша страна омывается морями трёх океанов: Тихим с запада, Атлантическим с востока, Северным Ледовитым с севера. На территории России расположены равнины: Западно-Европейская, Среднесибирская и Западно-Сибирское плоскогорье. Каменным поясом России называют Кавказские горы. Самая длинная река России – Волга, а самое глубокое озеро – Онежское. Только одна большая река – Енисей – несёт свои воды в Каспийское море. На территории страны восемь природных зон. Самая северная – субтропики, самая большая – зона степей, холодная пустыня и жаркая тундра.
20.В Арктике. Допиши предложения.
1.Арктика – это край …
2.Границы Арктики обычно проводят по …
3.Почти …………… длится полярный день и ….. длится полярная ночь.
4.Лето прохладное, так как ….
5.Слой горных пород, который не оттаивает десятки лет, называют ………
6.Полярные растения: ……
7.Самое крупное арктическое животное –
8.Главная задача человека - …..
21. В тундре. Допиши предложения.
1.Зона тундры следует за …
2.Зима здесь …
3.Лето в тундре ………
4.Круглый год в тундре дуют ….
5.Многолетняя мерзлота не пропускает ……
6.Тундра – край ………….
7.Ягель называют …………..
8.В тундре растут ……………………. берёза и ………………………….. ива.
9.Самое крупное животное - …..
10.Чтобы выжить в условиях тундры, животным необходимы …………..
22.В пустыне.
1.Пустыня – самая ……………………. область Земли.
2.В пустыне остро ощущается недостаток ………
3.Пустыни различают …………………….и …………………………
4.Ночью в пустыне ………
5.В самое жаркое время животные пустыни ………….
6.Основной образ жизни - ………….
7.Верблюжья колючка имеет ………
8.Листья растений пустыни ……….
23.Признаки зоны степей.
1.Что такое степь?
2.Географическое положение.
3.Климат.
4.Растительность.
5.Животные.
6.Занятия людей.
24.Характеристика природных зон.
Арктика |
Географическое положение | |
Освещённость | |
Почва | |
Климат | |
Растительный мир | |
Животный мир | |
Деятельность человека | |
Охрана природы | |
25.Концептуальная таблица
Линия сравнения | Степь | Луг |
Влажность почвы | | |
Причина отсутствия деревьев | | |
Верхний слой почвы | | |
Растения | | |
Животные | | |
Птицы | | |
Значение для человека | | |