СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природные зоны Земли

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определить особенности природных зон. Выявить приспособления растений и животных к условиям среды обитания  

Просмотр содержимого документа
«Природные зоны Земли»

Урок «Природные зоны»

7 класс





Ход урока


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Организационный

Цель:

Подготовиться к продуктивной работе на уроке

Приветствует учащихся.

Здравствуйте, ребята!


Приветствуют учителя.

Личностные:

Настрой на работу;

Проверка готовности рабочего места.

Актуализация знаний

Цель:

Закрепить полученные ранее знания по понятиям.

Сформулировать тему и цели урока


1. Прежде чем начать новую тему, нам необходимо вспомнить некоторые понятия (учитель называет определение, ученики определяют понятие, тот, кто отвечает, выходит к доске, учитель дает табличку с названием понятия).

1.Многолетний режим погоды, характерный для данной территории.

2.Все неровности земной поверхности.

3.Может находиться в трёх состояниях.

4.Верхний плодородный слой земной поверхности.

5.Организмы производители.

6.Организмы потребители.

Климат, рельеф, воды, почвы, растения и животные – чем они являются?

Образуйте природный комплекс


А теперь дайте определение ПК.





Вот и мы с вами также сегодня будем вместе, сообща работать на уроке.


2. На доске примеры ПК (лес, материк, город, океан, овраг, поля, залив, горная система, фруктовый сад, пролив, озеро, парк, море). Внимательно прочтите, на какие группы можно их распределить?


Первый ряд назовёт ПК суши, второй ряд – океана, третий – антропогенные.






В зависимости от ряда признаков ПК сменяют друг друга.

Где-то бушует вьюга,

Где-то метет метель,

Где-то погода длится

Долгий полярный день.

Где-то жара и пекло-

Солнца лучи горячи,

Так нагревают землю,

Будто в жаркой печи.

Где-то сосны и ели

Растут, касаясь небес,

Где-то пальмы, лианы,

Густой тропический лес.

Про что эта загадка?

Эта загадка про природные зоны. Какая же тема нашего урока?

Отвечают на вопросы










Климат



Рельеф


Вода


Почва


Растения


Животные



Компоненты ПК



Берутся за руки, образуют круг


ПК – это участок земной поверхности, где все компоненты природы взаимодействуют друг с другом












ПК суши, океана, антропогенные ПК


ПК суши: лес, материк, овраг, горная система, озеро.

ПК океана: океан, залив, пролив, море.

ПК антропогенные: город, поля, фруктовый сад, парк




















Природные зоны Земли.



Познавательные:

1.Работают с информацией;

2.Выполняют логические операции;

3.формулирование цели урока.

Личностные:

Формирование учебной мотивации.

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные:

Умение точно выражать свои мысли, умение взаимодействовать друг с другом


Целеполагание

Цель:

Определить особенности природных зон.

Выявить приспособления растений и животных к условиям среды обитания.


Какая цель нашего урока?







Какие задачи будем решать на уроке?





Дайте определение понятию «природная зона».








Докажем, что природная зона- это природный комплекс

Образование ПЗ обусловлено соотношением тепла и влаги, т.е. климата. Климат меняется от экватора к полюсам → меняется соотношение тепла и влаги → меняются почвы, растения и животные. Для каждой территории характерна своя взаимосвязь компонентов. Эта связь, прежде всего, отражается на растительности, поэтому внешне ПЗ отличается характером растительности и называется по преобладающему в них типу растительности.


формирование представления о разнообразии и закономерности размещения природных зон на Земле

-виды природных зон,

- распределение растений и животных на Земле.


Пробуют дать определение.


Природная зона – это крупный ПК, обладающий общностью рельефа, климата, увлажнения, почв, растительности и животного мира.




















Слушают учителя



Познавательные:

1.Поиск информации в тексте, атласе.

2. Сравнивать и анализировать, находить причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

1.Планирование работы в паре.

2. Строить логическое рассуждение.

Личностные:

Планирование и контроль своих действий.


Планирование

Цель:

Определить содержание и последовательность своих действий.

Выделить, охарактеризовать природные зоны, их особенности.

Воспитать культуру общения в группе.



Посмотрите на карту «Природные зоны» (карта атласа стр.9).

Какая разноцветная у нас земля. Разными цветами обозначены природные зоны. Видите, какое многообразие природных зон на нашей планете.

А отчего зависит многообразие природных зон?

Сравните карты природные зоны и климатические пояса (стр.7 и 9 в атласе). Что вы видите?

Размещение ПЗ.

- Как же размещаются ПЗ на суше? Для этого совершим путешествие в мир природных зон вдоль 20-ого меридиана восточной долготы.

Но сначала разделимся на группы по 3-4 человека, от каждой группы заслушаем сообщения, сделаем вывод и заполним лист путешественника.

Начнем путешествие от экватора. На экваторе жарко и очень влажно → здесь формируются влажные экваториальные леса. Что же из себя представляет эта зона, послушаем сообщение… (заранее детям дается задание и так по каждой природной зоне, сопровождается слайдами)

- влажные экваториальные леса

-саванны

-пустыни

-жестколистные вечнозеленые леса

-лесная зона

- тундра

- арктическая пустыня














Предполагают свои ответы (климат, солнце и т.д.)




Совпадение границ.


























Слушают сообщения.





Начинают работать в группах.


Делают выводы по каждой природной зоне и записывают в лист путешественника.


Познавательные:

1.Поиск информации в тексте, атласе.

2. Сравнивать и анализировать, находить причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

1.Планирование работы в паре.

2. Строить логическое рассуждение.

Личностные:

Планирование и контроль своих действий.

Первичная проверка и закрепление

Цель: Умение делать вывод и последовательное построение логической цепочки


Итак, мы закончили наше путешествие. Попробуем сделать вывод. Что вы увидели в размещении природных зон?










Широтная зональность.

Смена ПЗ на равнинах от экватора к полюсам называется широтной зональностью. Зональность – это основная географическая закономерность.



Высотная поясность.

А как происходит смена ПЗ в горах? Почему?

Смена ПЗ в горах называется высотной поясностью, так как, сменяя друг друга, ПЗ, как бы опоясывают горы на разных высотах. Смена ПЗ в горах происходит быстрее. Первый (нижний) пояс гор всегда соответствует природной зоне, в которой находится гора. Например, гора находится в тайге:




Количество ПЗ от чего будет зависеть?


Размещение ПЗ находится в тесной связи с климатическими поясами. Как и климатические пояса ПЗ тоже сменяют друг друга к северу и югу от экватора в связи с уменьшением солнечного тепла и неравномерностью увлажнения






Записывают в тетрадь




С высотой меняется температура и увлажнение














1. тайга;

2. горная тундра;

3. снега.


От высоты гор, от широты местности

Коммуникативные:

1.Умение выражать свои мысли.

2.Владеть речью.

3.Аргументировать свой ответ.

Познавательные:

Обобщать и сравнивать разные объекты.

Регулятивные:

1.Контролировать своё время.

2.Оценивать правильность выполненного задания.

Закрепление

Цель:

Определить усвоение полученных знаний.

Послушайте сценку «Кто прав?», которая поможет определить усвоение темы.

Сова: Что такое природная зона?

Пятачок: Это вся природа живая и неживая.

Сорока: Это участки земной поверхности, на которой растут определённые растения и животные.

Бабочка: Это территория, на которой характерная природа.

Медведь: Это разноцветные полоски на карте.

Сова: Кто заслужил похвалу?

Сделаем вывод:

Компоненты природной зоны находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. При изменении одного из них могут измениться другие и природная зона в целом.

Выходят дети, играют свою роль.













Слушают и отвечают.



Сорока и бабочка

Регулятивные:

1.Взаимоконтроль и самоконтроль;

2.Самооценка.

Коммуникативные:

1.Умение выражать свои мысли.

2.Владеть речью.

Домашнее задание

Параграф 20

Перечислить размещение ПЗ вдоль 40º с.ш. на материке Евразия с запада на восток в тетради

Объяснить, почему такая последовательность?

Записывают домашнее задание


Рефлексия


Оцените друг друга.



Оцените урок:

Я узнал …

Мне понравилось …




Оценивают, комментируют свою оценку.

Личностные:

Самоопределение

Коммуникативные:

1.Умение выражать свои мысли.

2.Владеть речью.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!