Тема урока: Природные зоны — зональные природные комплексы.
Цели урока: — показать размещение природных комплексов по поверхности Земли; — объяснить смену природных зон на Земле; — показать изменения природных зон под воздействием хозяйственной деятельности человека.
Задачи урока:
Обучающие: конкретизировать понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»; сформировать понятие о природных зонах Земли как зональных природных комплексах; выявить закономерность размещения природных зон на Земле.
Развивающие: продолжать формирование умения работы с географической картой, составлять комплексные характеристики природных зон.
Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению географии, показать уникальность каждой природной зоны, формировать бережное отношение к животному и растительному миру. Тип урока: изучение нового материала
Ход урока.
I.Организационный момент
II Актуализация знаний.
1.Вспомните, что такое зональность?
2. Назовите причины зональности.
3. Назовите пояса освещенности Земли
4. В каком из них мы живем
5.Везде ли на Земле одинаковый климат?
6.От чего зависит различие климата? (От количества тепла, температуры, от угла падения солнечных лучей. Чем ближе к экватору, тем выше температуры, чем дальше от экватора – ближе к полюсам, тем ниже температуры.)
7.Что такое широтная зональность? (Изменение природных зон с широтой)
8.Как на Земле изменяется широтная зональность? (От экватора к полюсам, по широтам)
.III. Изучение нового материала
Запишите тему урока в тетрадь. Во время урока нам понадобится карта природных зон.
Вспомните, что такое природная зона? (Природная зона – это большая территория со сходными климатическими условиями, имеющая определенный растительный и животный мира)
На земном шаре обитает огромное число видов растений и животных, распространение которых зависит от многих факторов, но важнейшим из них является распределение тепла и влаги, что создаёт в разных широтах неодинаковые условия для жизни организмов. Территории, имеющие сходные климатические условия, образуют природные зоны. Свои названия природные зоны получили от преобладающей растительности, например зона экваториальных лесов, зона саванн и т. д
-Работа с картами - Что можно узнать по карте, каким цветом изображены природные зоны.?
Работа в группах : Мы отправляемся в экспедицию по природным зонам Земли. Нам предстоит выяснить, как сменяются природные зоны, узнать их климатические особенности, познакомиться с животным и растительным миром. Сегодня мы побываем в роли путешественников. Но, как и все путешественники и исследователи, во время нашей экспедиции мы будем собирать информацию о природных зонах, делать записи в таблице.
Природные зоны | Климатические особенности | Животный мир | Растительный мир |
Арктические пустыни и тундра | | | |
Лесная зона | | | |
Степная зона | | | |
Зона пустынь | | | |
Зона саванны | | | |
Зона экваториальных лесов | | | |
Мы поделились на команды, поэтому вам предстоит работать в команде.
– Итак, мы отправляемся в заочное путешествие по природным зонам Земли. После нашего возвращения из путешествия, ( а каждая команда будет путешествовать по трем природным зонам.) вам предстоит сдать отчеты. Поэтому будьте внимательны, записывайте названия растений и животных природных зон и особенности климата. Также вы можете воспользоваться определителем- вашим учебником стр 170-173. Во время путешествия необходимо обратить внимание на то, что многие природные зоны мира сильно изменены человеком: леса вырубаются, луга и пашни истощаются. Во всех природных зонах возникают крупные города, прокладываются дорожные трассы, ведется добыча полезных ископаемых. Воздействие человека на природные зоны приводит к тому, что многие растения и животные находятся под угрозой вымирания
1 команда: арктические пустыни и тундра
2 команда: лесная зона, зона пустыни, зона экваториальных лесов
3 команда: степная зона, зона саванн и редколесий
IV.Закрепление
Выступление с отчетами о путешествии по природным зонам
Итог урока – Перед нашем путешествием мы ставили цели. Вспомните, ребята, зачем мы отправлялись в путешествие, с какой целью? (ответы)
– Как вы считаете, достигли ли мы поставленных целей? (ответ)
– Как вы считаете, нужно ли знать особенности каждой природной зоны и для чего?
Учащиеся высказывают свое мнение и делают предположения.
– Как вы думаете, только ли растения и животные вынуждены приспосабливаться к разным природным зонам? Приспосабливаются ли к ним люди и как? (Жилье, одежда, питание, занятие или работа)
– Действительно, чтобы жить в определенной природной зоне, необходимо знать ее особенности. Например, в северных районах нашей страны, в строительстве домов используются совсем другие технологии, по сравнению с южными районами, на юге окна часто открыты в течении всего года, а на севере в домах используют тройное остекление. Чтобы проложить дороги, газопроводы, добывать полезные ископаемые в северных районах нужно затрачивать гораздо больше денег и использовать особые материалы, так как там очень суровые климатические условия.
– А можно ли вмешиваться в дикую природу и изменять ее, не зная как все растения и животные взаимосвязаны в ней и к чему это может привести?
Нет. Прежде чем что-либо менять в природе, нужно выяснить, как это связано с животными, растениями, климатом, чтобы не нарушить всю природу.
Например, вырубая лес, мы уничтожим жилище животных и птиц, а вместе с этим и их пищу.
VI Домашнее задание 1. Изучить § 52 ПР. №12. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах
VII Рефлексия