СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Природный мир Байкала"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час разработан с целью познакомить обучающихся с местом расположения озера Байкал, изучение флоры и фауны и мифами и легендами о Байкале.

Просмотр содержимого документа
«"Природный мир Байкала"»


Тема классного часа: "Природный мир Байкала"

Технологии, используемые на уроке: проблемная, исследовательская, развивающая, образовательная, здоровьесберегающая.

Оборудование: физическая карта России, учебники для 4 класса, таблицы, карта Байкала, компоненты природы, контурная карта (к/ к) -карта путешествий, карты для самооценки, проектор.

Названия команд: "Географы", "Мифологи", "Биологи", "Ихтиологи", "Ботаники".



Задачи урока:

-образовательные: определить особенности географического положения, особенности вод, природного и животного мира озера; выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала;

- развивающие: формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно-следственные связи; умение работать в группах;

- воспитательные: вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, воспитание патриотизма (через воспитание любви к природе), экологического сознания, интереса к предмету.

Оборудование: физическая карта России, учебники для 4 класса, таблицы, карты Байкала, компоненты природы, контурная карта (к/ к) -карта путешествий, карты для самооценки, презентация.

Форма урока: путешествие с исследованием.

Предполагаемые результаты обучения (УУД по ФГОС ):

-личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы); эмоциональное осознание себя и окружающего мира; формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру; формирование желания выполнять учебные действия; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

-метапредметные: вырабатывать умения управлять своей познавательной деятельностью. Самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой, и с дополнительными источниками литературы;

- предметные: уметь работать с картой, составлять схемы, выполнять практические задания, проводить исследования на определение протяжённости озера, глубины, уметь определять климатические показатели;


-регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование последовательности шагов при решении задачи, различение способа и результата действия; осуществление действия по инструкции, образцу правилу; способность увидеть и исправить ошибку; контроль своей деятельности, адекватное отношение к оценке




Ход урока



Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Орг. момент





















2.Проверка домашнего задания

Слайд1




Слайд 2




Слайд 3

Слайд 4




Слайд 5




Слайд 6




















Слайд 7


































Слайд 8













Слайд 9









Слайд 10




Слайд 11











Слайд 12


Слайд 13


Слайд 14





Слайд 15













Слайд 16

Слайд 17


Слайд 18





Слайд 19





Здравствуйте, ребята! Сегодня мы разделимся на 5 команд: "Географы", "Мифологи", "Биологи", "Ихтиологи", "Ботаники".


Давайте вспомнимте, что изучают географы?




А что изучают мифологи?




Что изучают биологи?



Что изучают ихтиологи?


Класс был разделён на 5 команд. Каждой команде были даны задания.

1 команда "Географы"

-Кто знает, почему Байкал называется так?

Команда "Географы" сейчас нам расскажут.

Месторасположение Байкала

Байкал уникален, недаром сибиряки называют его не озером, а морем. Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал!»- говорят сибиряки.



Какие большие реки есть у нас в Улан-Удэ? Впадают ли реки в озеро Байкал?


Посмотрите на карту.

А какая река вытекает из Байкала?

В Байкал впадает 336 рек, а вытекает только одна - Ангара.
















2 команда "Мифологи"

Учитель:

- Продолжается путешествие. Легенды Байкала.

Учитель: Шаман-камень - это просто камешек?

Физ. минутка.

Учитель:


























3 команда "Биологи"

ЗАГАДКА: И не рыба, и не кит.

Кто она - поди, узнай - ка!

Рыбу ловит и молчит.

Догадались? (это нерпа)
































4 команда "Ихтиологи"

Говоря о редких представителях животного мира Байкала, нельзя не упомянуть его подводных обитателей

















5 команда "Ботаники"







Наше путешествие заканчивается.

Составим панно из тех работ, которые вы приготовили.









География представляет собой науку, которая изучает поверхность Земли, а также ее слои, которые образуют земную оболочку. Помимо этого, география занимается изучением взаимодействия окружающей природы и человеческого общества



Мифологи изучают предания, сказания, способ познания мира древним человеком.




Это изучение растений, грибов, животных, бактерий и вирусов, изучает птиц, насекомых, водоросли.


Отдел зоологии, изучающий рыб.


Объяснение названия озера - от тюркского слова "Бай-Кул" - "богатое озеро", правда научно оно не подтверждено. Монгольское название - "Далай-Нор" - "святое море". Народы, жившие на его берегах, называли озеро по разному - эвенки - "Ламу" ("море"), буряты - "Байгал-Нуур", китайцы - "Бэйхай" ("северное море")..

Со всех сторон Байкал окружает горы и нагорья, порой подходят к самой воде, то удаляются от берегов на 10 - 20 км.

Вдоль западного берега южной части Байкала тянется Приморский хребёт. Далее к северу он сменяется Байкальским хребтом. С северо - восточной оконечности Байкала протянулся Баргузинский хребет, вдоль восточного берега тянется хребет Улан - Бургасы, к северу от него - хребет Икатский. Вдоль восточного берега расположился горный кряж Хамар - дабан.








Селенга и Уда




Есть река Ангара. Она берёт начало в юго - западной части Байкала, прорезая невысокий Приморский хребет. Общая длина Ангары 1826 км.

Ангара имеет быстрое течение, прозрачную воду. Она поздно замерзает

и рано вскрывается.

Ангара - река,

Воды чистые,

Острова по ней все лесистые,

Острова по ней все в смородине,

Нет прекрасней моей Родины.

Над тобой горят зори алые,

Ангара - река - дочь Байкалова.

М. Трофимов

ВЫВОД:

Байкал красив в любое время года, особенно летом. Лето на Байкале - лучшее время, когда нагревается вода, и бушуют разноцветные сопки, когда щедро играет возле берега под крики чаек рыба и на каждом шагу по дороге встречается то малина, то жимолость. Лето на Байкале - это радость!





Дети:

Он находится посредине моря со стороны Иркутска.

Миф о Шаман камне.

В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на Земле.

Днём она светла - светлее неба, ночью - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы - гуси, лебеди, журавли - спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили: «Разве можно светлое чернить?».

Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца.

Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к своему возлюбленному - красавцу Енисею.

Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась страшная буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, да бесновалось озеро - богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери.

Скала упала на самое горло красавицы. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: «Отец, я умираю от жажды, прости меня

и дай мне хоть одну капельку воды…»

Байкал гневно крикнул: «Я могу дать только свои слёзы!»

Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой - слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, люди назвали ШАМАН - КАМНЕМ. Туда приносились богатые жертвоприношения. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвёт ШАМАНСКИЙ КАМЕНЬ, вода хлынет и зальёт всю землю».

Учитель:

Да, Байкал бывает разным - суровым и неприветливым, когда штормовые ветры несут холод и большое количество осадков в виде дождя и снега; спокойным и величавым, когда в безветренную погоду солнце играет в байкальской волне.





Нерпа — главный эндемик озера Байкал, реликт и символ Байкала. Охота на байкальскую нерпу велась с древности и проводится сейчас, так как для коренного населения это неотъемлемая часть местной культуры природопользования. Благодаря нерпе они получают ценную шкуру, жир и мясо. И хотя на сегодняшний день нерпа официально не находится под особой охраной, не так давно на Байкале был введен ограниченный промысел на этого редкого зверя. В настоящее время охота на нерпу проводится в объёмах, которые не оказывают влияния на численность вида, а, следовательно, мы можем быть уверены, что этот ценный зверь не исчезнет с байкальских берегов. 

Говоря о млекопитающих Байкала, которые внесены в Красную книгу и находятся на грани исчезновения, нельзя не вспомнить легендарного северного оленя. Еще до заселения Сибири русскими дикий северный олень обитал практически на всей территории, которую ныне занимает Иркутская область. Это действительно уникальное животное: это единственный олень на планете, у которого рога носят как самцы, так и самки.

Красный волк — еще одно животное, которое практически исчезло с территории России. В Иркутской области проходит северная граница ареала этого хищника. Люди, которым посчастливилось увидеть этого редкого хищника, говорят, что он похож на волка, лисицу и шакала одновременно. Огненно-рыжий окрас спины в сочетании со светлым брюхом и лапами, черный хвост делают этого зверя очень эффектным. 
Не стоит недооценивать и его силу: крупной стае красных волков под силу одолеть леопарда или тигра. 


Снежный барс или ирбис — самое загадочное животное Сибири и Байкала. Название хищника русские купцы-перекупщики позаимствовали у тюрков-охотников в XVII веке. Но еще не так давно, в 80-е годы ХХ века местные охотники категорически отказывались верить в существование хищника, ссылаясь на то, что снежного барса не видели ни отцы, ни деды. 

Баргузинский соболь. Это легендарное животное встречается не только на Байкале, но и по всей таежной России. Соболя называют мягким золотом, поскольку у него красивый, прочный, а потому дорогостоящий мех. А баргузинский вид благодаря самой темной шкурке вообще считался находкой на аукционах. Из-за этого животное чуть не вымерло во времена СССР, когда начали истреблять уникальную флору и фауну Байкала. Соболь не самый крупный зверек, тело в длину достигает примерно полметра. Зато у него двадцатисантиметровый пушистый и красивый хвост. Предпочитает обитать в кедрачах, в верховьях горных речек, зарослях и среди каменных россыпей. Высокую активность соболь проявляет вечером и утром, во время охоты.



Голомянка – самая удивительная рыба Байкала: во-первых, это единственная живородящая рыба, обитающая здесь; во-вторых – на вид она практически прозрачная, через кожу видны позвоночник и кровеносные сосуды.


Сибирский осетр — быстро сокращающийся в численности подвид осетра, который живет на обширных мелководьях, в крупных заливах и вблизи устьев крупных рек. Осетры в Байкале живут до 50-60 лет и более, достигая 100-130 килограммов массы, 1,5-1,8 метра и более длины. 
В конце прошлого столетия в Байкале и в его реках добывали свыше 1000 центнеров осетров. 


Байкальский омуль - рыба семейства Лососёвых. Является эндемиком Байкала. В озере живут четыре популяции омуля: селенгинская, чивыркуйская, северобайкальская и посольская. Средний вес впервые идущей на нерест рыбы селенгинской популяции - 360 гр, чивыркуйской - 390 гр, северобайкальской - 280 гр, посольской - 500 гр. Взрослая рыба весит 1-1,5 кг, но встречаются особи весом 5 кг и длиной 50 см. 
Байкальский омуль рассматривался, как подвид арктического омуля и вероятно пришел в Байкал из приустьевых участков рек, впадающих в Северный Ледовитый океан, в частности по рекам Енисей и Ангара. Предполагают, что он попал в озеро в ледниковый период и смог за короткое время освоить новую для себя экологическую нишу, откладывать икру и развиваться.



В самом Байкале растут особые кораллы, которые местные жители называют морской губкой. В воде они мягкие, а на воздухе твердеют. В середине лета на мелководье показываются слизистые и волокнистые представители фауны. Прибрежная зона может похвастаться большим разнообразием растительности. Это реликтовые ели, ходульные деревья с обнаженными корнями, целебные кедры, душистые тополя причудливой формы, разнообразные лишайники, мхи и многое другое.



Дети составляют панно





Литература:

  1. Детская энциклопедия (разного года выпуска и издания)

  2. Н.И. Есипенок «Байкал - озеро сказки» Иркутск


Примерные вопросы:

  • Что означает в переводе с тюркского языка «Байкал»? (богатое озеро)

  • Сколько лет озеру Байкал? (20–25 млн лет)

  • Какова максимальная глубина Байкала? (1637 м)

  • Сколько рек впадает в Байкал? (336)

  • Какая река вытекает из озера? (Ангара)

  • Как называется самая крупная река, впадающая в Байкал? (Селенга)

  • Назовите самый крупный остров озера Байкал? (Ольхон)

  • Как ещё называют его? (Сердце Байкала)

  • Сколько народностей проживает в Республике Бурятия? (Более ста)

  • Как относятся люди к Байкалу? Что вы должны сделать, чтобы сохранить чистую воду Байкала? (Нельзя осквернять воду, устраивать стирку в водоёмах, мыть машины, рубить лес, бросать мусор)

  • Назовите основное богатство озера. (Вода)

  • Что произошло с озером после землетрясения в 1959 году? (стало глубже на 15-20 метров)

  • Где находится озеро Байкал? В Европе или Азии?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!