Математика 1 класс
Тема: Присчитывание и отсчитывание по 2.
Бондаренко Светлана Алексеевна,
учитель первой категории
МКОУ Новопостояловская ООШ
Россошанского района
Воронежской области
Цель: закрепить умение складывать и вычитать в случаях вида +2; формировать на-выки в присчитывании и отсчитывании по 2; совершенствовать умение решать задачи; закрепить знания по нумерации чисел в пределах 10; закрепить знание состава чисел первого десятка; развивать логическое мышление; расширять кругозор учащихся, формировать математическую речь; развивать познавательную активность, самостоя-тельность в поисках способов решения поставленных задач; воспитывать вниматель-ность, интерес к урокам математики.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся присчитывать и отсчитывать по 2, совершенствовать умение решать и составлять простые задачи.
Метапредметные:
Познавательные УУД: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.
Регулятивные УУД: применять установленные правила в планировании способа решения, оценивать себя, границы своего знания и незнания.
Коммуникативные УУД: уметь строить речевое высказывание в устной форме, слушать и слышать учителя, другого ученика, работать в паре и адекватно оценивать товарища.
Личностные УУД: положительная учебная мотивация, учебно-познавательный интерес к новому материалу, ответственность за конечный результат и способам решения новой учебной задачи, оценка своей деятельности.
Технологии: здоровьесберегающая, технология проблемного обучения, игровая технология.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, экран, игра «Бусы», рисунки 10 птиц парами, палочки у детей, сказочное дерево.
Ход урока.
Орг. момент.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё в порядке
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Ждут нас интересные задачи,
Я желаю всем удачи!
Нам некогда отдыхать,
Всё что знаем, будем повторять!
Актуализация знаний. - Отгадайте загадку:
Кто на дереве сидит
Зорко с высоты глядит?
Обнаружив мышь с вершины,
Сокращает род мышиный.
Так подвижна голова! Это мудрая (Сова). (Слайд 2)
- Сегодня к нам в гости прилетела Мудрая Сова. Ей давно хотелось попасть в 1 класс. Она прилетела к нам с интересными заданиями, но и, конечно, тоже будет учиться, как и мы.
1. Логическая разминка
- Решите задачу: Росли 3 дерева: береза, ель и тополь. Береза ниже ели, ель ниже тополя. Какое дерево самое высокое? Какое дерево самое низкое? (Самый высокий тополь, самая низкая берёза)
- Как вы определили? Посмотрите, правильно ли мы решили? (Слайд 3)
Работа по учебнику с. 95
№8 - На какие группы можно разделить отрезки? (По цвету: красные и синие. По длине: 3 см (1,4,7) и не 3 см (2,3,5,6). )
- Прочитайте задание к рисунку на полях.
- Какое число пропущено в первом прямоугольнике? (7)
- Какое число пропущено во втором прямоугольнике? (4)
2. Индивидуальная работа. Игра «Бусы».
-Давайте выполним следующее задание совы.
Из всех кружков я сделала бусы,
А в тех кружках, где чисел нет,
Расставьте минусы и плюсы,
Ч
тоб верный получить ответ. (2 ученика у доски)
5 =7 6 =4
9 =8 3 = = 7
-Давайте проверим вместе с Мудрой Совой, как вы справились с заданием. (Слайд 4)
3. Устный счёт.
а) Сосчитайте
– от 1 до 10 и обратно,
- от 1 до 10 через один, начиная с нуля,
- от 1 до 10 через один, начиная с единицы,
- от 1 до 10 через два с хлопками (1, 4, 7, 10)
б)Игра «Покажи цифру»
-Я называю пример, а вы показываете ответ цифрами.
-4 + 2, 6 + 2, 9 - 2, 4 - 2
- К какому числу прибавили 2 и получили 5? (3)
- Из какого числа вычли 2 и получили 6? (8)
- Сколько нужно вычесть из 7, чтобы получить 6? (1)
- Сумма каких двух одинаковых чисел равна 4? (2 и 2)
4. Геометрический материал. (Слайд 5)
-Мудрая Сова принесла вам ещё одно задание.
- Как называется эта фигура? Почему? (Шестиугольник, т.к. 6 сторон, углов, вершин) - Как ещё можно назвать фигуру? (Замкнутая ломаная линия, многоугольник)
5. Работа над задачей.
- Ребята, Сова хоть и мудрая, но просит вашей помощи в составлении и решении задачи.
1. Составьте задачу по рисунку (4 снегиря и 2 синички). (Слайд 6)
- Но прежде давайте вспомним, что такое задача. (Математический рассказ, в кото-ром есть вопрос. Чтобы ответить на вопрос задачи, её нужно решить.)
- Из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос, решение, ответ)
- Назовите условие задачи (На ветке сидели 4 снегиря, к ним прилетели 2 синички)
- Назовите вопрос задачи (Сколько всего птичек стало?)
-Давайте решим задачу. (4+2=6)
- Ответьте на вопрос задачи. (6 птичек)
Самоопределение к деятельности.
+2 +2
-2 -2 -2
(Учитель ставит карточку с числом в 1 прямоугольник, дети объясняют, как прибавляют или вычитают, называют ответ. Напр., 1+2=3)
- Какие знания помогли вам вычислить выражения? (Знание таблиц сложения и вычитания с числом 2)
- Чему будем учиться сегодня на уроке? (Прибавлять и вычитать число 2)
Работа по теме урока.
Практическая работа (с палочками)
(Учитель выставляет картинку с изображением 2 птиц)
- Сколько у меня птичек? Положите столько же палочек.
- Прилетели ещё 2 птички (показ картинки). Положите ещё 2 палочки. Сколько стало птичек? (4) (Далее работа ведется таким же образом)
- Еще две прилетели. Сколько стало всего птичек? (6)
- И еще прилетели 2. Сколько стало? (8)
- Еще 2 прилетели. Сколько всего стало? (10)
Прочитайте все ответы в верхней строке на экране (2, 4, 6, 8, 10) (Слайд 7)
- Сколько палочек у вас на парте? (10)
- Уберем 2 палочки. Сколько палочек осталось? (8)
- Уберем еще 2палочки. Сколько осталось? (6)
- Уберем еще 2 палочки. Сколько осталось? (4)
- Уберем еще 2 палочки. Сколько теперь осталось? (2)
- Если убрать и эти 2 палочки, сколько палочек останется? (0)
- Прочитайте все ответы в нижней строке (10, 8, 6, 4, 2) (Слайд 7)
- Давайте запишем эти числа в тетради.
- Сова очень довольна вашей работой и приглашает вас отдохнуть вместе со своим другом котом Леопольдом.
Электронная физминутка для глаз «Кот Леопольд» (Слайд 8)
2. Работа по учебнику.
№1 (с.94)
- Рассмотрите рисунок. Вы видите танцующие пары детей.
- Покажите первую пару, вторую, третью, четвертую, пятую.
- В первой паре 2 ребенка, прибавьте ещё 2. Сколько получили? (4)
- Сосчитайте, прибавляя по 2, всех детей. (4 да 2 – это 6; 6 да 2 – это 8; 8 да 2 – это 10)
№2 (с.94)
- Рассмотрите ряд чисел. Присчитывайте к 2 по 2. (Присчитывают по цепочке.)
- На каких карточках оказались ответы? (На розовых)
- А теперь присчитывайте к 1 по 2. (Присчитывают по цепочке.)
-На каких карточках оказались ответы? (На голубых.)
№3 (с.94)
- Рассмотрите рисунок. Танцующие пары закончили свое выступление. Они уходят за занавес. Сколько всего детей было? (10)
- Если первая пара уйдет за занавес, сколько детей останется? (8)
- Дальше отсчитывайте по 2 вслух. (8-2=6, 6-2=4, 4-2=2, 2-2=0)
- Посмотрите на ряд чисел внизу. Отсчитывайте от 10 по 2.
- На каких карточках оказались ответы? (На розовых)
№ 4 (с. 94)
- Рассмотрите рисунок и ряд чисел к нему. Сколько шариков на рисунке? (9)
- Отсчитывайте по 2, прикрывая каждый раз 2 шарика.
V. Физминутка.
Так проворны наши руки –
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад –
С ними можно полетать!
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать,
А прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим.
VI. Закрепление изученного материала
- Давайте, ребята, покажем нашей Мудрой Сове, как мы умеем решать и составлять задачи.
1. Работа по учебнику и в тетради.
№5 (с.95)
- Составьте задачу по рисунку.
- Назовите условие задачи. (На аэродроме было 3 вертолета. Прилетел ещё 1.)
- Назовите вопрос задачи. (Сколько вертолетов стало на аэродроме?)
- Решите задачу самостоятельно. Запишите решение в тетради.
(проверка) Решение: 3+1=4 (в.)
Ответ: на аэродроме стало 4 вертолета
- Вторую задачу составьте и решите самостоятельно. (Проверка решения 5-2=3(с.).)
№6 (с. 95)
- Решите устно примеры, пользуясь числовым рядом по цепочке.
№7 (с. 95)
-Назовите состав чисел (хором).
-Молодцы! Справились с заданием.
Работа в тетради на печатной основе с. 36 (самостоятельно).
VII. Подведение итогов урока.
- Чему мы учились сегодня на уроке? (Присчитывать и отсчитывать по 2)
- Присчитывайте по 2, начиная с числа 1, с числа 2.
- Отсчитывайте по 2, начиная с числа 10, с числа 9.
VIII. Рефлексия.
- Сову очень интересует, кто хорошо разобрался в материале урока?
- Кто испытывает затруднения?
- Оцените свои достижения на уроке. Повесьте на наше сказочное дерево:
яблочки, если у вас всё получалось на уроке,
цветочки, если было трудно, но вы всё поняли,
листочки, если не всё получается, вам нужна помощь.
-Ребята, наша гостья Мудрая Сова улетает, благодарит вас за хорошую работу на уроке и желает успехов в учёбе. (Слайд 9)