Урок русского языка в 5 классе
Цели урока:
- Подвести к пониманию приставки как значимой части слова. Показать значение приставки в образовании слов.
- Отработать навык употребления приставок в словах.
Соберем рюкзак знаний!
- Какие морфемы вы знаете?
- С помощью каких морфем образуются новые слова?
- А окончание для чего служит?
- Какие приставки вы знаете?
- В определениях корня и суффикса есть слово "значимый". Как вы понимаете это определение?
- Как вы думаете, приставка - это значимая часть слова?
Давайте докажем это на примерах.
Орфографическая арифметика. Выполняя арифметические действия, образуйте слова и запишите их в тетрадь
- ПО + МА+ Р– ПО + Ш+ А +РУТ – А =
- СО + ПРА– СО +ВИ + КО +ЛЬ + НЫЙ –КО=
- УВЕ + ЛО – У + СИ + ЛА + ПЕД - ЛА =
- СВЕ– С + УЛО – У +ГОН + ПО + КИ - ПО =
- СПИ + АН – С + И + НО =
- АГИ – А + ТА + МИ + РА – МИ =
Исследовательская работа по учебнику стр. 20 -21
- Рассмотрите рисунки.
- Ответьте на вопросы (устно).
- Выполните письменную часть работы.
- Сравните записанные слова, используя образец рассуждения.
Отдых нужен всем!!!
Отдых нужен всем!!!
Улыбайтесь! Растягивайте мимические мышцы!!
Сравните по лексическому значению слова с приставками ВЫ- и В-
- Вбежать - выбежать
- Внести - вынести
- Входить - выходить
Как называются такие слова?
По составу эти слова отличаются только приставками. Значит, приставка может изменять значение слова на противоположное.
Назовите слово с приставкой ПРИ- и устно приведите свои примеры. Какие значения у этой приставки?
(Приближение, присоединение, прибавление, неполное действие,
близость к чему - либо.)
Приведите примеры слов с приставками У- и ОТ- Что обозначают эти приставки?
(Удаление)
Как называются слова, образованные приставками ПРИ- и У-?
- Прибежать - убежать
- Приехать - уехать
- Принести - унести
(Антонимы)
С помощью рисунка определите значение приставки ПЕРЕ- .
(Передвижение с места на место)
Приведите примеры слов с этой приставкой.
К словам, данным в упражнении 415 , подберите однокоренные с приставкой БЕЗ-. Запишите образованные слова. Что обозначает приставка БЕЗ- (БЕС-)?
( Отсутствие чего - либо)
Догадайтесь по рисунку, какое слово с приставкой БЕЗ - на нем изображено.
(Безмолвный, безголосый, беззвучный)
Давайте сделаем вывод о том, что такое приставка.
Закрепление материала
- Разберите по составу глаголы:
Выплывают, выделяются, замирает,
прекратили, смолкла.
Одинаковые сочетания букв в одних словах могут быть
приставками, а в других нет. Например, в слове собрат
СО - приставка, а в слове сонный - нет.
Выделите в словах приставки.
Запишите эти слова в тетрадь.
- Ворваться, воевать, вогнать;
- Добраться, домашний, доверить, доброта
- Предвидеть, предсказать, предмет;
- Заработок, зарево;
- Сотрудник, соловей, соединение .
Какие у приставки могут быть прятки? Куда ей
прятаться? Она всегда в начале слова и на виду.
А вот и нет. В конец слова приставка попасть,
разумеется, не может. А в середину? Давайте
посмотрим.
Где приставка в слове водопровод ?
Приставка оказалась в середине слова, т. к.слово
"склеилось" из двух.
Таких слов в нашем языке немало.
Найдите спрятавшиеся приставки.
- Громоотвод
- Мясоперерабатывающий (завод)
Подведём итоги урока!
Чтобы оценить сегодняшний урок, я предлагаю вам закончить предложения:
- Сегодня на уроке мне удалось...
- Самым интересным для меня было…
Что я буду делать дома?
- 1. Выучу правило на с.71
- 2. Выполню творческое задание: просмотрю видео и напишу изложение от третьего лица по тексту упр.419.
- Инструкция написания изложения:
- 1. Прочитать текст 2-3 раза.
- 2. Записать название текста (см. видео)
- 3. На черновике передать содержание текста, изложив при этом 60 – 70% (в исходном тексте 93 слова, в написанном вами тексте должно быть примерно 55 – 60 слов, учитывая предлоги и союзы).
- 4. По ходу пересказа содержания, необходимо изменить лицо рассказчика с первого на третье: вместо я (что делаю?) стою, любуюсь, обхожу – писатель, или рассказчик, или В.М.Песков (что делает?) стоит, любуется, обходит. Остальные глаголы не меняются.
Урок закончен!
Успехов!
Использованный материал:
- Русский язык. 5 класс. Учебник под ред. Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова. – М. : Просвещение, 2016 г.
- Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. – М. : Просвещение, 2002 г.