СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приставки з-,с-

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок

Просмотр содержимого документа
«Приставки з-,с-»

Мастер-класс урока русского языка в 5-м классе

«Буквы з и с на конце приставок»

Тема урока: правописание букв З и С на конце приставок

Класс: 5

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок

Задачи урока: 1. Образовательные:  выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок;  формировать навык написания приставок, оканчивающихся на –з, с;  повторить морфемный разбор слов;  развить умение формулировать определение понятий;  обогащать словарный запас учащихся;  совершенствовать орфографические и умения. 2. Развивающие:  осуществление системно-деятельностного подхода;  развитие критического мышления;  развитие внимания;  формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): o развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; o развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; o развивать умение применять новые знания; o развитие творческих, речевых способностей учащихся; o формирование логических умений; o развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; o развитие умения формулировать проблему; o развитие умения групповой и парной работы. 3. Воспитательные:  воспитание интереса и уважения к русскому языку;  воспитание ценностного отношения к слову;  развитие коммуникативных УУД: o создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; o взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

Личностные: 1) уважительное отношение к языку; 2) стремление к речевому самосовершенствованию; 3) пополнение словарного запаса; 4) способность к самооценке на основе критерия успешности;

Метапредметные: 1) овладение изучающим видом чтения; 2) умение воспроизводить прочитанный текст; 3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении;

Предметные: 1) развитие творческой самостоятельности; 2) владение разными видами речевой деятельности; 3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме 4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета 5) проведение морфемного анализа слов. Основные понятия: приставка, морфема, звонкие и глухие согласные звуки, фонетика

Ресурсы: 1) Учебник русского языка 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2016, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации Оборудование:  ПК;  мультимедийный проектор; Структура урока: 1) Организационный этап. 2) Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Literkom.ru Сосновская И.А. 3

3) Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности. 4) Построение проекта выхода из затруднения и его реализация 5) Первичное закрепление во внешней речи 6) Промежуточная рефлексия 7) Физкультминутка 8) Самостоятельная работа с самопроверкой 9) Включение в систему знаний и повторение 10) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок. 11) Информация о домашнем задании (комментирование).

№ п/п

Этапы урока

Формируемые УУД, цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1. Организационный этап Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. УУД: личностные, коммуникативные.

-Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Приветствие учащихся.

Запись даты в тетрадях

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

ЦЕЛЬ: актуализировать знания детей по теме «Приставка» УУД: Регулятивные Коммуникативные

1. Проверка домашнего задания через выявление затруднений учащихся, возникших в ходе его выполнения (употребление приставок с единообразным написанием). Упражнение 433.(Слайд 1) 2. Самостоятельная работа с новым материалом. (Слайд 2) Учащимся предлагается записать ряд слов (даны на доске) с пропущенными согласными в приставках. Слова необходимо сгруппировать (принцип группировки в слабом классе можно указать: с учётом собственных знаний о правописании приставок), вставить в них

К доске выходит 1человек: - задача – распределить слова по группам - задача остальных – распределить по группам и записать в тетрадь

Пропущенные буквы, в случае сомнения можно оставлять, выделить приставки. О…дать, ра…смотреть, ра…жигать, бе…конечно, з…править, в…шёл, и…пугаться, …делать, бе…вкусный, по…держать. Обсудить предложенные варианты группировки слов. Должна получиться следующая запись: (Слайд 3) Отдать рассмотреть Заправить разжигать Вошёл бесконечно Поддержать испугаться Сделать безвкусный

Фронтальная беседа по вопросам: - Сравните. Все согласны с таким делением слов на группы? Дополнения есть? - На какие группы разделили слова? - Что объединяет приставки слов первого столбика? - Что объединяет приставки слов второго столбика? - Все ли пропущенные буквы в приставках второго столбика вы вставили?

Проверка работы.

3.

Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность УУД: познавательные коммуникативные

- Почему вы затруднялись вставлять пропущенные буквы? - Стоит ли выделять эти слова в отдельную группу и учиться писать? - Есть ли ещё слова с этими приставками? Приведите примеры. - Сформулируйте тему урока. - Какую цель можем поставить перед собой на уроке?( научиться правильно писать слова с приставками на –з, -с). -Чтобы достичь цели, какие задачи нам надо решить? (1. Выяснить, когда на конце приставок пишется -з, когда –с.

Дети формулируют тему, цель и задачи урока

2. Потренироваться в написании слов с этими приставками.)

-Давайте проверим, правы ли вы (Слайд 4)

После ответа детей открывается доска с названием темы урока Запись темы урока в тетради

4.

Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.

ЦЕЛЬ: спланировать дальнейшую деятельность

УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные

- Итак, что же нам предстоит выяснить?

Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия выбора согласных з – с на конце приставок.

Необходимо вспомнить правила работы в группах. Для работы предлагается инструкция и текст. (Слайд 5) (См. Приложение 1). - Прочитайте инструкцию к тексту. Какое задание вам необходимо выполнить? Работаем с лексическим значением неизвестных ребятам слов с помощью толкового словаря. В результате выполнения работы должна получиться следующая запись: (Слайд 6) разносится беспрерывно низвергающейся рассыпается вздрагивает бесчисленные безмолвном растворяются чрезмерно производит безоблачные

После демонстрации учащимися схематической записи правила учитель показывает схематический рисунок. (Слайд 7)

- В каких случаях на конце приставок пишется з-, а когда с-.

Работа в группах

Учащиеся перечисляют правила работы в группе: - Получив задание, разберись в нем. - Не пренебрегай опытом других - он твой помощник. - Определите, что вам понадобится в работе. - Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы. - Согласовывай свою работу с другими. - Вместе работали - вместе обсуждаем. Определение лексическо- го значения слов Выполнение заданий в тетрадях Выделяют приставки. Группы предлагают свои варианты схематичной записи правила,

Literkom.ru Сосновская И.А. 6

например: звон. согл. з гласный с глух. согл.

5. Первичное закрепление во внешней речи

ЦЕЛЬ: Развивать умения применять новые знания

УУД: регулятивные, познавательные

- Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли в результате исследования. Чтение правила (параграф 83). Возвращаемся к «дыркам», оставленным в словах на 2-м этапе урока, объясняем правописание приставок в словах второй колонки. (Слайд 8)

Учащиеся доказывают, в каких словах на конце приставок и почему пишется з-, а в каких – с-.

6.

Промежуточная рефлексия

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

УУД: познавательные, регулятивные

- Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж теоретических знаний. - Какие знания вас приблизили сегодня к открытию? - Давайте вспомним, какие согласные звонкие, какие – глухие. (Слайд 9)

- Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось? - Как бы вы оценили работу группы и свою собственную?

Умение выделять приставки, т.е. знание морфемики; знание глухих и звонких согласных, т.е. фонетические знания.

Самооценка

7. Физкультминутка

8. Самостоятельная работа с самопроверкой и озвучиванием результатов.

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: личностные, Регулятивные, коммуникативные

Выполнение тестового задания (Слайд10) 1) бе ..мерно 2) и ..пользовать 3) во..поминание 4) ра ..жигать 5) ни ..падать 6) бе ..ценный 7) бе…звездный 8) в ..бираться 9) бе..численные 10) ра…смешить Оцените свою деятельность: (Слайд 11) +-уверен ?-сомневаюсь - - трудно

Теперь оцените работу своего соседа (Слайд 12)

Записи в тетрадях

Самооценка

Взаимопроверка работ по заранее определённым критериям, например: «5» - без ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки «2» - 5 и более ошибок

9. Включение в систему знаний и повторение.

ЦЕЛЬ: закрепить полученные знания

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные

1. Работа с пословицами. (Слайд13, 14) Задания: - вставить подходящие по смыслу слова; - что объединяет данные пословицы? - объясните смысл последней пословицы

2. Объяснительный словарный диктант: Безбрежный простор, ранний рассвет, пышно расцвели, исследовать местность, бесчисленные богатства, взлетела на сосну, бескрайние поля.

3. Выполнение упр . (Дополнительно)

Выполняют задания, отвечают на вопросы

Объясняют условия выбора орфограмм. Работают над своей устной речью. Отрабатывают правило «Буквы з и с на конце приставок»



Комментированное письмо

10. Рефлексия.

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

УУД: познавательные, регулятивные

- Какую цель мы поставили в начале урока? (Слайд 15)

7.Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.

Какую учебную задачу ставили?

Удалось ли ее решить?

- Где будете применять эти знания?

Что еще предстоит сделать? ( выучить дома правило и потренироваться, чтобы лучше запомнить)

Домашнее задание: Я рекомендую Вам выполнить упр. 539 (Легче) или упр. 540 ( сложнее. Вы сами определите для себя, что сумеете выполнить.

Интерактивный опрос.

1. Я знаю правило правописания (да, нет, сомневаюсь) 2. Я могу записывать слова, пользуясь правилом правописания приставок.

3.Мне было легко. Мне было трудно. Мне все равно.

4.Как ты считаешь, какую оценку ты заслужил сегодня? ( 3, 4,5)

Учитель: Я благодарю Вас за работу на уроке! Давайте поаплодируем сами себе за

Оценка работы класса

Самооценка

старание и трудолюбие!

11.

Объяснение домашнего задания.

Слайд 15 Демонстрирует слайд с дифференцированным домашним заданием

Записывают задания в дневники

Приложение 1 Инструкция 1. Прочитайте текст, найдите в нём слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с. 2. Выпишите найденные слова, распределяя их по группам: а) слова с приставками, оканчивающимися на З, б) слова с приставками, оканчивающимися на С. 3. Выделите приставки, подчеркните в них согласные З, С. 4. Наблюдая за словами, постарайтесь высказать предположение о том, от чего может зависеть выбор согласных З, С в приставках. 5. Графически обозначьте орфограмму. 6. Результаты своих наблюдений представьте в виде схемы.

Водопад. Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот низвергающейся с обрыва воды. Всё кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном оцепенении на это чрезмерно величественное явление природы. Особенное впечатление на зрителей водопад производит в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы растворяются в воздухе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!