Мастер-класс урока русского языка в 5-м классе
«Буквы з и с на конце приставок»
Тема урока: правописание букв З и С на конце приставок
Класс: 5
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок
Задачи урока: 1. Образовательные: выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок; формировать навык написания приставок, оканчивающихся на –з, с; повторить морфемный разбор слов; развить умение формулировать определение понятий; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения. 2. Развивающие: осуществление системно-деятельностного подхода; развитие критического мышления; развитие внимания; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): o развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; o развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; o развивать умение применять новые знания; o развитие творческих, речевых способностей учащихся; o формирование логических умений; o развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; o развитие умения формулировать проблему; o развитие умения групповой и парной работы. 3. Воспитательные: воспитание интереса и уважения к русскому языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: o создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; o взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Планируемые результаты:
Личностные: 1) уважительное отношение к языку; 2) стремление к речевому самосовершенствованию; 3) пополнение словарного запаса; 4) способность к самооценке на основе критерия успешности;
Метапредметные: 1) овладение изучающим видом чтения; 2) умение воспроизводить прочитанный текст; 3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении;
Предметные: 1) развитие творческой самостоятельности; 2) владение разными видами речевой деятельности; 3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме 4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета 5) проведение морфемного анализа слов. Основные понятия: приставка, морфема, звонкие и глухие согласные звуки, фонетика
Ресурсы: 1) Учебник русского языка 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2016, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации Оборудование: ПК; мультимедийный проектор; Структура урока: 1) Организационный этап. 2) Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Literkom.ru Сосновская И.А. 3
3) Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности. 4) Построение проекта выхода из затруднения и его реализация 5) Первичное закрепление во внешней речи 6) Промежуточная рефлексия 7) Физкультминутка 8) Самостоятельная работа с самопроверкой 9) Включение в систему знаний и повторение 10) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок. 11) Информация о домашнем задании (комментирование).
№ п/п
Этапы урока
Формируемые УУД, цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
1. Организационный этап Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. УУД: личностные, коммуникативные.
-Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Приветствие учащихся.
Запись даты в тетрадях
2.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
ЦЕЛЬ: актуализировать знания детей по теме «Приставка» УУД: Регулятивные Коммуникативные
1. Проверка домашнего задания через выявление затруднений учащихся, возникших в ходе его выполнения (употребление приставок с единообразным написанием). Упражнение 433.(Слайд 1) 2. Самостоятельная работа с новым материалом. (Слайд 2) Учащимся предлагается записать ряд слов (даны на доске) с пропущенными согласными в приставках. Слова необходимо сгруппировать (принцип группировки в слабом классе можно указать: с учётом собственных знаний о правописании приставок), вставить в них
К доске выходит 1человек: - задача – распределить слова по группам - задача остальных – распределить по группам и записать в тетрадь
Пропущенные буквы, в случае сомнения можно оставлять, выделить приставки. О…дать, ра…смотреть, ра…жигать, бе…конечно, з…править, в…шёл, и…пугаться, …делать, бе…вкусный, по…держать. Обсудить предложенные варианты группировки слов. Должна получиться следующая запись: (Слайд 3) Отдать рассмотреть Заправить разжигать Вошёл бесконечно Поддержать испугаться Сделать безвкусный
Фронтальная беседа по вопросам: - Сравните. Все согласны с таким делением слов на группы? Дополнения есть? - На какие группы разделили слова? - Что объединяет приставки слов первого столбика? - Что объединяет приставки слов второго столбика? - Все ли пропущенные буквы в приставках второго столбика вы вставили?
Проверка работы.
3.
Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность УУД: познавательные коммуникативные
- Почему вы затруднялись вставлять пропущенные буквы? - Стоит ли выделять эти слова в отдельную группу и учиться писать? - Есть ли ещё слова с этими приставками? Приведите примеры. - Сформулируйте тему урока. - Какую цель можем поставить перед собой на уроке?( научиться правильно писать слова с приставками на –з, -с). -Чтобы достичь цели, какие задачи нам надо решить? (1. Выяснить, когда на конце приставок пишется -з, когда –с.
Дети формулируют тему, цель и задачи урока
2. Потренироваться в написании слов с этими приставками.)
-Давайте проверим, правы ли вы (Слайд 4)
После ответа детей открывается доска с названием темы урока Запись темы урока в тетради
4.
Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.
ЦЕЛЬ: спланировать дальнейшую деятельность
УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные
- Итак, что же нам предстоит выяснить?
Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия выбора согласных з – с на конце приставок.
Необходимо вспомнить правила работы в группах. Для работы предлагается инструкция и текст. (Слайд 5) (См. Приложение 1). - Прочитайте инструкцию к тексту. Какое задание вам необходимо выполнить? Работаем с лексическим значением неизвестных ребятам слов с помощью толкового словаря. В результате выполнения работы должна получиться следующая запись: (Слайд 6) разносится беспрерывно низвергающейся рассыпается вздрагивает бесчисленные безмолвном растворяются чрезмерно производит безоблачные
После демонстрации учащимися схематической записи правила учитель показывает схематический рисунок. (Слайд 7)
- В каких случаях на конце приставок пишется з-, а когда с-.
Работа в группах
Учащиеся перечисляют правила работы в группе: - Получив задание, разберись в нем. - Не пренебрегай опытом других - он твой помощник. - Определите, что вам понадобится в работе. - Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы. - Согласовывай свою работу с другими. - Вместе работали - вместе обсуждаем. Определение лексическо- го значения слов Выполнение заданий в тетрадях Выделяют приставки. Группы предлагают свои варианты схематичной записи правила,
Literkom.ru Сосновская И.А. 6
например: звон. согл. з гласный с глух. согл.
5. Первичное закрепление во внешней речи
ЦЕЛЬ: Развивать умения применять новые знания
УУД: регулятивные, познавательные
- Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли в результате исследования. Чтение правила (параграф 83). Возвращаемся к «дыркам», оставленным в словах на 2-м этапе урока, объясняем правописание приставок в словах второй колонки. (Слайд 8)
Учащиеся доказывают, в каких словах на конце приставок и почему пишется з-, а в каких – с-.
6.
Промежуточная рефлексия
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
УУД: познавательные, регулятивные
- Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж теоретических знаний. - Какие знания вас приблизили сегодня к открытию? - Давайте вспомним, какие согласные звонкие, какие – глухие. (Слайд 9)
- Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось? - Как бы вы оценили работу группы и свою собственную?
Умение выделять приставки, т.е. знание морфемики; знание глухих и звонких согласных, т.е. фонетические знания.
Самооценка
7. Физкультминутка
8. Самостоятельная работа с самопроверкой и озвучиванием результатов.
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: личностные, Регулятивные, коммуникативные
Выполнение тестового задания (Слайд10) 1) бе ..мерно 2) и ..пользовать 3) во..поминание 4) ра ..жигать 5) ни ..падать 6) бе ..ценный 7) бе…звездный 8) в ..бираться 9) бе..численные 10) ра…смешить Оцените свою деятельность: (Слайд 11) +-уверен ?-сомневаюсь - - трудно
Теперь оцените работу своего соседа (Слайд 12)
Записи в тетрадях
Самооценка
Взаимопроверка работ по заранее определённым критериям, например: «5» - без ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки «2» - 5 и более ошибок
9. Включение в систему знаний и повторение.
ЦЕЛЬ: закрепить полученные знания
УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные
1. Работа с пословицами. (Слайд13, 14) Задания: - вставить подходящие по смыслу слова; - что объединяет данные пословицы? - объясните смысл последней пословицы
2. Объяснительный словарный диктант: Безбрежный простор, ранний рассвет, пышно расцвели, исследовать местность, бесчисленные богатства, взлетела на сосну, бескрайние поля.
3. Выполнение упр . (Дополнительно)
Выполняют задания, отвечают на вопросы
Объясняют условия выбора орфограмм. Работают над своей устной речью. Отрабатывают правило «Буквы з и с на конце приставок»
Комментированное письмо
10. Рефлексия.
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
УУД: познавательные, регулятивные
- Какую цель мы поставили в начале урока? (Слайд 15)
7.Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.
Какую учебную задачу ставили?
Удалось ли ее решить?
- Где будете применять эти знания?
Что еще предстоит сделать? ( выучить дома правило и потренироваться, чтобы лучше запомнить)
Домашнее задание: Я рекомендую Вам выполнить упр. 539 (Легче) или упр. 540 ( сложнее. Вы сами определите для себя, что сумеете выполнить.
Интерактивный опрос.
1. Я знаю правило правописания (да, нет, сомневаюсь) 2. Я могу записывать слова, пользуясь правилом правописания приставок.
3.Мне было легко. Мне было трудно. Мне все равно.
4.Как ты считаешь, какую оценку ты заслужил сегодня? ( 3, 4,5)
Учитель: Я благодарю Вас за работу на уроке! Давайте поаплодируем сами себе за
Оценка работы класса
Самооценка
старание и трудолюбие!
11.
Объяснение домашнего задания.
Слайд 15 Демонстрирует слайд с дифференцированным домашним заданием
Записывают задания в дневники
Приложение 1 Инструкция 1. Прочитайте текст, найдите в нём слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с. 2. Выпишите найденные слова, распределяя их по группам: а) слова с приставками, оканчивающимися на З, б) слова с приставками, оканчивающимися на С. 3. Выделите приставки, подчеркните в них согласные З, С. 4. Наблюдая за словами, постарайтесь высказать предположение о том, от чего может зависеть выбор согласных З, С в приставках. 5. Графически обозначьте орфограмму. 6. Результаты своих наблюдений представьте в виде схемы.
Водопад. Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот низвергающейся с обрыва воды. Всё кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном оцепенении на это чрезмерно величественное явление природы. Особенное впечатление на зрителей водопад производит в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы растворяются в воздухе.