Пятое марта
Классная работа.
Верю - не верю.
1)- Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
2) - Я, мы, ты, вы, он, она, они – это личные местоимения?
3) –Местоимение себя это вопросительное местоимение?
4) - Местоимение себя имеет именительный падеж?
5) - Приставка кое и суффиксы -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис?
Верю - не верю. Проверим.
1)- Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
(- Да).
2) - Я, мы, ты, вы, он, она, они – это личные местоимения?
( - Да)
3) –Местоимение себя это вопросительное местоимение?
( - Нет)
4) ) - Местоимение себя имеет именительный падеж?
( - Нет)
6) - Приставка -кое и суффиксы -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис?
( - Да)
Вставьте исчезнувшие местоимения.
Живем… рядом со всякими животными и совсем о … ... не знаем. Возьмем, например, собак, … …. с … знаем. У каждой … привычки, особый характер. То же у кошек, то же у лошадей. Если … будет … говорить дурное о животных, … не верь тому, … говорят.
(А.И. Куприн)
Проверим.
Мы, о них, ничего, которых, мы, с тобой, свои, кто-нибудь, тебе, никогда, что.
Какое местоимение ЛИШНЕЕ?
СВОИ
Тема урока:
Притяжательные местоимения
Авторский исходный текст.
Живем мы рядом со всякими животными и совсем о них ничего не знаем. Возьмем, например, собак, которых мы с тобой знаем. У каждой свои привычки, особый характер. То же у кошек, то же у лошадей. Если кто-нибудь будет тебе говорить дурное о животных, никогда не верь тому, что говорят.
(А.И. Куприн)
Сравните словосочетания: Дедушкин шарф Мой шарф Как вы думаете, в чем их сходство и различие?
Притяжательные местоимения.
- На что указывают?
- На какие вопросы отвечают?
- Как изменяются?
- Какова синтаксическая функция в предложении?
Притяжательные местоимения указывают на принадлежность.
МОЙ
ТВОЙ
СВОЙ
НАШ
ВАШ
ЕГО
ЕЁ
ИХ
Чей? (Чья? Чьё? Чьи?)
Местоимения – прилагательные.
Изменяются, как прилагательные (р.ч.п.)
В предложении -
Личные мест. в форме Р.п. (в значении притяжательных)
Поставьте вопросы к выделенным местоимениям. В каких примерах они обозначают лицо, а в каких принадлежность?
Мы были в восторге от него .
2. Мы услышали его песню.
Мы были в восторге от его песни.
Лицо
(личное мест.)
Принадлежность
(притяж. мест.)
Соотнесите местоимение с его разрядом:
- Мне Возвратное
- Что Вопросительное
- Собой Притяжательное
- Некто Неопределенное
- Наш Отрицательное
- Некому Личное
- Чему? Относительное
Употребление притяжательных местоимений.
Найдите ошибку м сделайте вывод о правильном употреблении притяжательного местоимения.
У ихнего малыша голубые глаза.
ГОВОРИТЕ: ИХ
(не «ихний»).
Контроль: найдите и спишите предложения с ошибками, устраняя речевые недочеты в употреблении местоимений.
1. На ихних огородах травы много наросло.
2. Лавочник протянул Алеше свою пухлую руку.
3. Пограничники зорко охраняют рубежи нашей Родины. О ее службе написано много книг.
4. Дорогой Антон Семенович! Вчера прочитал вашу книгу.
5. В ихнем хозяйстве - коровы хорошей породы.
Проверим.
1. На их огородах травы много наросло.
2. Лавочник протянул Алеше свою пухлую руку.
3. Пограничники зорко охраняют рубежи совей Родины. О их службе написано много книг.
4. Дорогой Антон Семенович! Вчера прочитал Вашу книгу.
5. В их хозяйстве - коровы хорошей породы.
3. -
Подчеркните местоимения как члены предложения.
Выполните упражнение 476.
- Прочитать текст.
- Озаглавить.
- Списать.
- Подчеркнуть местоимения как члены предложения.
- Указать разряд.
- Обозначить падеж.
- Устно ответить на вопрос: «Как изменится смысл текста, если вместо местоимений ТЫ, ТВОЙ употребить ВЫ, ВАШ?».
Рефлексия.
Закончите предложения:
- Сегодня на уроке я научился…
- Сегодня на уроке мне понравилось…
- Сегодня на уроке я повторил…
- Сегодня на уроке я закрепил…
Домашнее задание.
- Параграф 82 + Справочник.
- Упражнение 475 (№1-5.)
- Упражнение 479.