Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Дидактичская структура (этапы урока) | Время | Смысловой блок (содержание) | Методы и формы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
Самоопределение к учебной деятельности. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | 2 | | | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | готовность к равноправному сотрудничеству, уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий; организация фиксирования каждым учащимся индивидуального затруднения в пробном действии. | 5 | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4997b807-9e71-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9b3b-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf | Фронтальная, групповая, индивидуальная | - Разомнёмся. Вспомним таблицу умножения. Выберите правильный ответ: - Заполните таблицу, работая в парах | Отвечают устно по цепочке. Работают в парах. | Познавательные :анализ, аналогия,, осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация |
III. Выявление места и причины затруднений. Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и выявление места и причины затруднения (осознание учащимися того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей). | 10 | КАРТОЧКА № 1. Даны числа 12, 21, 30, 45, 1401, 11025, 108, 30555. Распределите их в соответствующие столбцы таблицы, не выполняя деления. Числа, которые делятся | на 2 | на 5 | на10 | на 3 | на 9 | | | | | | | Индивидуальная | - На ваших партах лежат карточки. Найдите карточку №1 с заданием на выполнение пробного действия. - Заполнение каких столбцов таблицы не вызвало у вас затруднений? - Почему? - Назовите числа из 1-го столбика, из 2-го, из 3-го. - Какие столбцы таблицы вы затруднялись заполнять? - Почему? | Выполняют задания на карточке № 1. - 1, 2, 3. - Мы знаем признаки делимости на 2, 5 и 10. - 1-й: 12, 30, 108; 2-й: 30, 45, 11025, 30555; 3-й: 30. - 4, 5. - Мы не умеем определять делится ли число на 3 и на 9, не выполняя деления. | Позгавательные: классифицировать натуральные числа (по признакам делимости) Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение свих мыслей, аргументация своего мнения. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации. | 5 | Карточка № 1 | Фронтальная, индивидуальная, групповая | - Исходя из затруднений, попробуйте сформулировать тему урока. - Запишите в тетрадь. - Сформулируйте цель урока. - Я предлагаю поработать в группах с числами на карточке № 1. Вспомните задания, которые мы выполняли на устной работе, гадая, обсудите и предложите свой способ для определения делимости чисел на 3 и на 9. | - Признаки делимости на 3 и на 9. Записывают тему урока в тетрадь. - Сформировать знания о признаках делимости на 3 и на 9. Научится определять делится ли число на 3 или на 9, не выполняя деления, а используя признаки. Работают в группах. | Познавательные: выполнять вычисления с натуральными числами Читать и записывать натуральные числа, упорядочивать их Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. |
V. Реализация построенного проекта. Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5 | Электронное приложение, демонстрация «Признаки делимости на 3 и на 9» | Индивидуальная | - Работа в группах подошла к концу. Я хочу послушать ваши предложения выхода из затруднения, которое возникло на предыдущем этапе урока. (Если учащиеся затрудняются, пусть вспомнят как они гадали, т.е. находили сумму цифр, и результаты гадания). - Давайте построим алгоритм действий для того, чтобы определить делится ли данное число на 3, на 9. | Предлагают свои способы. Чтобы определить, делится ли число на 3 (на 9), нужно: Найти сумму цифр числа. Если сумма цифр числа делится на 3 (на9), то и само число делится на 3 (на 9). Если сумма цифр числа не делится на 3 (на9), то и само число не делится на 3 (на 9). | Познавательные: формулировать признаки делимости на 3 и на 9; Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, устанавливают причинно-следственные связи. |
VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 7 | № 374 № 375 № 377 (а) – для более подготовленных обучающихся | Фронтальная, индивидуальная | - Теперь нам необходимо решить задания проговаривая новый способ действия. | Решают задания из учебника, проговаривая свои действия и признаки делимости на 3 и на 9. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | 7 | | Индивидуальная | - Поработайте самостоятельно. Вам нужно выполнить задания теста тренажера. | Самостоятельно выполняют задания. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
VIII. Рефлексия УД на уроке. Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 4 | | Фронтальная | - Подведём итог нашей работы. - Какова была цель урока? - Достигли её? - Что вы узнали? - Что вы научились делать? - Где можно применять новые знания? - Что необходимо сделать дома? - Запишите домашнее задание. - Надеюсь урок был полезен для вас, а работа дома только сделает вас уверенней в ваших знаниях. - СПАСИБО ЗА УРОК! | - Сформировать знания о признаках делимости на 3 и на 9. Научится определять делится ли число на 3 или на 9, не выполняя деления, а используя признаки. - Да. - Признаки делимости на 3 и на 9. - определять, делится ли число на 3 или на 9, не выполняя деления. - При разложении числа на простые множители. Чтобы определить делится ли сумма чисел или произведение чисел на 3 или на 9, не выполняя сложения и умножения. - Выучить правила и решить письменно задания. | Личностные: умение оценивать себя на основе критерия успешности. Познавательны: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |