«Утверждаю»
Директор школы
_______З.Е. Кудзиева
«___»_________20___
Конспект открытого урока на семинар
учителей
математики в МБОУ «СОШ №1 имени Заслуженного учителя РФ
А.А. Агаева с. Камбилеевское» МО-Пригородный район РСО-Алания
Тема урока: «Признаки делимости на 9 и на 3»
Разработала: Гаглоева Раисья Павликовна
учитель математики
2016 год
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с признаками делимости на 9 и на 3;
- научить производить вычисления, применяя признаки делимости на 3 и 9 ;
- выработать умения работы в парах и группах;
- развивать умение решать уравнения;
- продолжить работу над текстовыми задачами;
Развивающие:
- развитие познавательной деятельности учащихся;
- развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
- развитие умения анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы;
- развитие логического мышления, памяти;
- развитие математического кругозора;
Воспитательные:
-формирование положительной мотивации;
-воспитание потребности в приобретении новых знаний.
Задачи урока:
Образовательные:
-познакомить учащихся с правилами , которые применяются при использовании признаков делимости на 9 и на 3;
- способствовать приобретению необходимых умений и навыков;
Воспитательные:
-создать атмосферу для развития познавательного интереса учащихся к предмету;
-формировать у учащихся навыки организации самостоятельной работы.
Ресурсы урока: интерактивная доска, карточки для работы в парах, карточки с практическими заданиями по новой теме.
Методы организации работы:
-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),
-наглядные (демонстрация презентации),
-проблемно-поисковый;
-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).
Формы организации работы:
-групповая,
-парная,
-коллективная (фронтальная).
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- формирование представлений учащихся о признаках делимости на 3 и на 9 и способах их доказательства;
- развитие умений применять изученные признаки делимости при решении задач;
Метапредметные:
- находить необходимую информацию в тексте;
- анализировать информацию;
- устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами;
Личностные:
- развитие активности, находчивости;
- умение общаться в коллективе и в паре;
- умение проговаривать последовательность действий на уроке;
- делать проверку вычислений.
Литература:
Н. Я. Виленкин и др. Математика 6кл. М.: «Мнемозина» 2015.
Этап урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность учеников | Универсальные учебные действия |
Мотивация к учебной деятельности
| Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, поясняет, что сегодня урок открытия новых знаний, мобилизирует внимание, создает благоприятный психологический настрой на работу. (Слайд №1): Выясняет как ученики понимают данное высказывание.
| Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.
Высказывают свои мысли по данному вопросу, рассуждают.
| Регулятивные: прогнозирование своей деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Личностные: мотивация учения Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии | Поработаем устно. 1. Устный счет (Cлайд №2): а) Упростите: 3х + 4х 10х - 2х х + х 3х + 8х - 2х 9х - 6х + х 2х+ 2х+ 2х+ 2х 3х + 7х - х + 3х Проверка (Слайд №3): 3х + 4х = 7х 10х - 2х = 8х х + х = 2х 3х + 8х - 2х = 9х 9х - 6х + х = 4х 2х+ 2х+ 2х+ 2х = 8х 3х + 7х - х + 3х = 12х б) Назовите наименьшее натуральное число. в) Назовите наибольшее натуральное число. г)Назовите все цифры, которые мы используем для записи чисел. 2. Не вычисляя суммы, докажите, что (Слайд №4) : 1) 100 + 250 + 75 делится на 25 2) 36 + 60 + 24 делится на 4 3) 23 + 16 + 44 не делится на 2 4) 18 + 27 + 36 делится на 9 5) 180 + 18 + 11 не делится на 6 На каких свойствах суммы основаны ваши ответы? |
Решают примеры ( результаты записывают в Лист самоконтроля ( Приложение 1))
Проверяют свои результаты.
Отвечают на вопросы.
(Слайд №5): - Если каждое слагаемое кратно числу а, то и вся сумма кратна числу а. - Если хотя бы одно слагаемое не кратно числу а, то и вся сумма не кратна числу а.
| Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы . Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения
|
Выявление места и причины затруднения Постановка цели деятельности | 1. Запишите два двухзначных числа, которые делятся на 9. 2. Запишите два трехзначных числа, которые делятся на 9. - Все ли задания вы выполнили быстро? Если нет, то почему? Анализирует затруднение и предлагает сформулировать тему урока (Слайд №6). Исходя из темы, предлагает сформулировать цели урока ( Слайд № 7). | Записывают числа в Лист самоконтроля Понимают, что в №2 найти числа не просто. Выражают свои затруднения.
Формулируют тему урока самостоятельно и записывают в Лист самоконтроля. Формулируют цели . | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
|
Построение проекта выхода из затруднения | Предлагает рассмотреть п.3 учебника. Историческая справка (Слайд № 8). - Запишите четырехзначное число, сумма цифр которого делится на 9. Проверьте, делится ли оно на 9. Какой вывод можно сделать? - Давайте сформулируем признак делимости на 9 ( Слайд № 9). - Давайте сформулируем признак делимости на 3 ( Слайд № 10).
| Читают текст учебника.
Отвечают на вопросы.
Проговаривают признаки и записывают в тетради правила. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты Коммуникативные:формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты |
Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся , даёт рекомендации по выполнению. (Слайды № 11,12) | "На холме стоит рябинка, Держит прямо, ровно спинку. (Потягивания - руки вверх.) Ей не просто жить на свете — Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.) Но рябинка только гнётся, Не печалится — смеётся. (Наклоны в стороны.) Вольный ветер грозно дует На рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер.) " Так же выполняют гимнастику для глаз | Коммуникативные: умение работать по заданию Личностные: формирование ЗОЖ |
Реализация построенного проекта (закрепление формируемых знаний и умений) | - Выполните задание с помощью признака делимости на 3 (Слайд № 13): Выполните Задание с помощью признака делимости на 9 (Слайд № 14): -Решите задание 1 для умников (Слайд № 15). - Ребята, вы выполнили очень важную интеллектуальную работу - Выполните №61по образцу(Слайд № 16): 75432 7+5+4+3+2 = 21 21:3 = 7, следовательно, 75432:3 21не делится на 9, следовательно, 75432 не делится на 9 |
Решают задания, применяя правила, результаты записывают в Лист самоконтроля.
Решают задание, применяя правила, результаты записывают в Лист самоконтроля.
Решают задания по образцу, применяя правила, результаты записывают в Лист самоконтроля.
| Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение . |
Первичное закрепление во внешней речи | Предлагает зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи(организует повторно работу с учебником: предлагает рассмотреть правила, применяемые при вычислениях, предлагаемые авторами учебника). Разберём еще примеры, используя опорную схему: Продолжим нашу работу. -Решите № 62. - Решите № 65(устно). - Решите № 74. - Решите № 75 устно по цепочке. | Проговаривают понятия (фронтально, в парах).
Отвечают фронтально.
Решает ученик у доски, а остальные решают самостоятельно с последующей самопроверкой, результаты записывают в Лист самоконтроля. | Познавательные: самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале. Регулятивные: контроль, коррекция |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| Предлагает выполнить самостоятельную работу (Приложение 2) с последующей проверкой. | Выполняют самостоятельную работу по вариантам (карточки с заданиями на партах), сравнивают и записывают ответы в Лист самоконтроля.
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные:самоопределение; Коммуникативные: управление своим поведением Познавательные: анализ, синтез, использование общих правил |
Включение в систему знаний и повторение | Предлагает решить задания по ранее изученному материалу с последующей проверкой: 1) Решите устно (Слайд №17): 7х = 2 8х = 3 2х = 7 3х = 8 Как найти неизвестный множитель? 2) Решите № 84(1,2) с последующей проверкой. Проверка (Слайд №18): 1. 17n- 11n - 2n = 511 4n = 511 n = 511:4 n = 127,75 2. 23а - 8а - 13а = 33 2а = 33 а = 33 : 2 а = 16,5 3. Вопрос-загадка ( Слайд № 19). |
Выполняют задание под руководством учителя.
Решаю задание и записывают ответы в Лист самоконтроля.
Решаю задание и записывают ответы в Лист самоконтроля. | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация Личностные: осознание ответственности за общее дело |
11. Рефлексия учебной деятельности | Предлагает ученикам закончить предложения (Слайд №20): -Сегодня на уроке я узнал ... -Я повторил … -Я закрепил… -Я научился… -Было трудно ... - Было интересно ... - Я смогу ... Предлагает оценить свою работу и результаты. (Слайд №21). | Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы.
Ученики показывают смайлики. | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности |
Домашнее задание | Учитель предлагает дозированное домашнее задание, дает комментарий по его выполнению. (Слайд №22) | Учащиеся записывают в дневники домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы: № 86, 88, 90, 91(а-в). | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач. Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке |
Приложение 1:
Лист самоконтроля
Вид задания | Ответ, способ решения | Шкала баллов | Суммарный балл за задание |
Устный счет | | 1 | |
Нахождение чисел, которые делятся на 9 и на 3 | | 2 | |
Формулировка темы урока | | 1 | |
Применение признаков делимости | | 2 | |
Задание для умников | | 3 | |
Решение задания № 61 | | 1 | |
Решение задания № 62 | | 1 | |
Решение задания № 74 | | 2 | |
Самостоятельная работа | | 2 | |
Решение задания № 84 | | 2 | |
Вопрос-загадка | | 3 | |
Суммарный балл за работу | 20 |
Критерии отметок: 20-18б-"5"; 17-15б- "4"; 14-10б – "3"; меньше 10б- "2".
Приложение 2:
1вариант
1) Из чисел 108, 112, 642, 711, 609, 705, 4821, 513 выберите те, которые:
а) делятся на 9;
б) делятся на 3.
2) Выпишите все числа , делящиеся на 9, которые больше 10, но меньше 50.
2вариант
1) Из чисел 171, 801, 426, 211, 309, 153, 2814, 507 выберите те, которые:
а) делятся на 3;
б) делятся на 9.
2) Выпишите все числа, делящиеся на 3, которые больше 30, но меньше 50.