СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Признаки глагола и прилагательного у причастия

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Тема "Признаки прилагательного и глагола у причастия"

Просмотр содержимого документа
«Признаки глагола и прилагательного у причастия»

Класс: 7

Предмет: Русский язык

Урок № 13


Тема: Признаки глагола и прилагательного у причастия

Цели:

Обучающие:

- выяснить, какие признаки прилагательного и глагола имеют причастия;

- сформировать умение определять признаки прилагательного и глагола у причастия,

-закрепить умение различать причастия и прилагательные.

Развивающие:

-содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию информационной и коммуникативной культуры учащихся;

-развивать интерес к предмету.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к слову,

-воспитывать у учащихся умение слушать и слышать друг друга.

Планируемые результаты:

Личностные:

- создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

-создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;

- воспитание любви и уважения к родному языку.

Предметные:

- умение различать причастия и прилагательные ;

- умение определять признаки причастия.

Метапредметные:

- формирование умения принимать и сохранять учебную задачу;

- контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- развитие умение работать с текстом на уроке, умение извлекать нужную информацию;

- сохранение и развитие умения сотрудничать в паре или в группе;

- умение связно излагать мысли.



Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: раздаточный материал, интерактивная доска


Ход урока

1.Психологический настрой на урок

Цель: создание положительной атмосферы на уроке

Игра «Доброе утро»

-Я скажу слова «Доброе утро» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой, -значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. Попробуем?

Доброе утро всем девочкам!

Доброе утро всем мальчикам!

Доброе утро всем тем, у кого хорошее настроение!

Доброе утро всем, кто сегодня будет стараться хорошо работать на уроке!

2.Мотивация учебной деятельности

Цель: включение обучающихся в учебную деятельность

-Прочитайте высказывание В.И. Даля, создателя Толкового словаря живого великорусского словаря

«Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного.»

-О чём мы будем говорить на уроке?

3.Актуализация опорных знаний

Цель: воспроизведение обучающимися опорных знаний, необходимых для «открытия» нового знания

3.1.Проверка д/з

Упр.46 (притихшей, уснувшими, заплатанном, пожелтевшие, разбросанной, угомонившейся)

-Какие трудности испытывали при выполнении д/з?

3.2. «Четвертый лишний»:

1) Причастие есть в словосочетании:

а) летучая мышь; б) таявший снег;

в) пленительная улыбка; г) могучий дуб.


2) Не является прилагательным:

а) горючий; б) горелый;

в) горящий; г) горячий.


3) Является причастием:

а) клюквенный; б) бесчисленный;

в) безветренный; г) расчищенный

-Чем вы руководствовались, выполняя данное задание?


4.Тема урока. Постановка цели и задач

Цель: развитие умения самостоятельно формулировать учащимися тему и цели урока

Старый учёный языковед служил в морфологическом саду; он выращивал не фрукты и ягоды, а звуки, морфемы, части речи и предложения и вывел уже несколько новых сортов.

-Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного, -размышлял как-то учёный, - только будет ли толк, ведь они так далеки друг от друга?

Но сказано- сделано! Через несколько лет выросли диковинные плоды: не глаголы и не прилагательные. Поскольку они росли на стволе глагола, их стали называть особой формой глагола, имеющей признаки и прилагательного, и глагола.


-Как вы думаете, что мы будем изучать? На какие вопросы нам надо будет найти ответы?

-Назовите тему урока.

-Давайте определим цели нашего урока

-Выяснить…

-Определять…

-Научиться…

-Воспитывать в себе…

5.»Открытие» нового знания

Цель: побуждение к самостоятельному извлечению необходимой информации из текста.

5.1.Слово учителя

-Продолжаем работу по выявлению незнакомца.

-Необходимо собрать на него информацию

5.2. Работа по группам

-Прочитайте сказку.

- Перевести сказку на язык науки: выделить признаки глагола и прилагательного у причастия. Заполните таблицу.


Грамматическая сказка о Причастии

Можно сказать, что Причастия – дети двух родителей- Глагола-отца и Прилагательного-матери. Многие черты Причастия, как и любой ребёнок, унаследовали от своих родителей. Отец- глава семейства, поэтому причастие- это форма глагола, да ещё со значением признака по действию. От отца же Причастие переняло возможность изменяться во времени (настоящем или прошедшем), быть действию в совершенном или несовершенном виде, да ещё возвратность. «Так много признаков!»- возмутились другие части речи. Ещё бы! Он глава королевской семьи.

А вот королева-мать Прилагательное вечно глядит в зеркало с вопросом: «Какая я?». Поэтому Причастие унаследовало от матери вопросы: какой? какая? Какое? Какие? А значит вместе с этими вопросами возможность изменяться по родам, числам, падежам.

В принцах и принцессах Причастиях проступают черты родителей Глагола и Прилагательного. И всё же, как и любой ребёнок, они не копия своих родителей, они другие, ведь в них сочетаются признаки обоих родителей. Поэтому их и назвали Причастиями.


ПРИЧАСТИЕ

Признаки прилагательного

Признаки глагола

1.

1.

2.

2.

3.

3.


4.


5.3.Работа с теоретическим материалом учебника

-Упр.49 стр.30


-Какой признак не указан в грамматической сказке?


6.Закрепление нового знания

Цель: выявление границ применимости нового знания и выполнения заданий.

6.1.Работа в парах

-Заполните автобиографию причастий.

-Из какого произведения и какого автора взяты предложения?

А) Перед пылающим костром сидел капитан Смоллетт.

Б) Негодование пиратов, сдерживаемое страхом перед Сильвером, прорвалось наружу.

Автобиография причастия ….

Я, причастие …, происхожу из семьи ________________________.

Мой отец оставил мне время_________________________, вид________________________________.

Мать оставила в наследство вопрос________________________, свою синтаксическую роль_________________________, научила изменяться по родам, числам, падежам. Вот сейчас я стою в форме _____________________числа, __________________рода.


Автобиография причастия ….

Я, причастие …, происхожу из семьи ________________________.

Мой отец оставил мне значение время_________________________, вид________________________________.

Мать оставила в наследство вопрос________________________, свою синтаксическую роль_________________________, научила изменяться по родам, числам, падежам. Вот сейчас я стою в форме _____________________числа, __________________рода.

6.2.»Снежный ком»

Всё о причастии

6.3.Тест

1.Какое из данных слов является причастием?

А)летучий Б) летящий В) лететь

2.Укажите глагольный признак причастия ИСКРЯЩИЙСЯ

А) м.р. Б) ед.ч. В) несов.в.

3.Укажите время причастия ПОСТРОЕННЫЙ

А)наст. Б) прош. В) будущ.

4.Какой морфологический признак указан правильно у причастия УЛЫБАЮЩИЕСЯ?

А) будущ.вр. Б) сов.в. В) возвр.

5. Укажите синтаксическую роль причастия

А) подлежащее Б) дополнение В) определение

Взаимопроверка


7. Итог урока. Оценивание

Цель: фиксация нового содержания, изученного на уроке, и организация самооценки обучающимися собственной учебной деятельности.

-Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?

-Чему мы должны были научиться? Зачем?

- Мы достигли поставленной цели урока?


8.Д/З:

Цель:обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

п.8, упр.50

или придумать свою грамматическую сказку о причастии


9.Рефлексия

Цель: установление соответствия между поставленной целью и результатами урока

«Незаконченное предложение»

Сегодня на уроке я…

Я понял, что…

Теперь я могу…