Выполнила Ковалевич Виктория Витальевна
Учитель математики МАОУ СОШ №22 г. Тюмени
Существует несколько подходов к определению понятия образования. В связи с этим можно выделить признаки образованного человека, которые будут удовлетворять заданному определению.
А) Если мы будем рассматривать образование, как процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, то признаки образованного человека могут быть следующие:
Наличие образования.
Владение языками.
Культура поведения.
Расширенный кругозор.
Начитанность
Эрудированность.
Коммуникабельность.
Гибкость ума.
Грамотность.
Воспитанность.
Толерантность.
Б) Если понимать под образованием процесс развития у обучаемых способности к самостоятельному решению проблем, то образованный человек:
1) должен уметь проецировать свои знания в настоящее, заставить их работать на будущее;
2) должен уметь соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
3) должен быть готов к активному восприятию других культур и традиций;
4) должен стать «гражданином мира», т.е. быть информированным, иметь представление о других культурах и широкий кругозор, при этом он должен обогащать собственную, местную культуру;
5) должен уметь вдумываться, оценивать, понимать окружающую действительность, ориентироваться в ней в любой момент и на любом месте, не теряя самостоятельности своего мышления, соблюдая возможное беспристрастие в своей оценке и стремясь проникнуть мыслью не только в форму явлений, и даже не только в формы жизни вообще, а в ее глубины, ее основы.
В) Я считаю, что ФГОС, в котором отражены метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, дают полное представление о человеке, который является современным выпускником школы.
Одними из ключевых характеристик выпускника я выделила следующие:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Г) Как Вы думаете: становится ли общество образованнее? Ценит ли общество образованных людей? Ценят ли люди свое образование?
По моему мнению, мы не можем говорить о том, становится общество образованнее или нет. Общество развивается в направлении, которое определяет для него государство. В современном мире от человека требуются совершенно другие компетенции и навыки, в отличии от тех, которыми он мог оперировать ранее. Конечно, основной задачей человека остается научение коммуникации, взаимодействию с другими людьми. Только после социализации можно говорить о развитии других компетенций.
Любое развитое или развивающее общество ценит образованных людей. В первую очередь, это связано с тем, что образованные люди ведут к прогрессу ту сферу деятельности, в которой они работают, с которой связаны. Конечно, существуют прецеденты, когда государство не уделяет должного внимания таким людям, отсюда появляется множество проблем в сферах жизнедеятельности.
Я придерживаюсь мнения, что человек, который целенаправленно получает образование, в любом случае будет его ценить, дорожить теми знаниями, которые приобрел, опытом, новыми компетенциями. Если человек не имеет цели в получении образования, то оно обесценивается.