СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Про кошек и собак" (2 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по предмету "Окружающий мир". УЧЕБНИК: Окружающий мир. 2 класс. В 2 частях. Плешаков А.А.

Просмотр содержимого документа
«"Про кошек и собак" (2 класс)»

Урок окружающего мира (УМК «Школа России»), 2 класс


Тема урока: «Про кошек и собак».


Цель: систематизация и расширение знаний детей о кошках и собаках за счет включения новых понятий.


Задачи урока:

  • познакомить учащихся с историей кошек и собак, с породами кошек и собак, с ролью этих животных в жизни человека;

  • познакомить детей с правилами, необходимыми при обращении с кошками и собаками;

  • воспитывать чуткость, любовь к животным, ответственность за наших четвероногих друзей;

  • развивать любознательность, внимательность, наблюдательность.


Оборудование: учебник А.А. Плешакова; иллюстрации с изображением разных пород кошек и собак; сообщения детей о своих питомцах, рисунки детей; мультимедийная установка.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

  • Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий;

  • Коммуникативные: уметь донести свою позицию до других, уметь рассуждать и анализировать; работать в группе и оценивать своего товарища.

  • Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства, уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

  • Личностные: проявлять познавательный интерес, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, совместно договариваться о правилах общения в группе.

Ход урока


1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.

-Ребята, а вы готовы не лениться, а постигать новые знания?

-Что нужно, чтобы наш урок прошел успешно? (Нужно быть внимательным, работать дружно и быстро.)

-Я желаю вам на этом уроке многому научиться. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.


2. Проверка домашнего задания

-Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (О животных живого уголка.)

-А для чего содержат этих животных? (Животные живого уголка радуют глаз, создают хорошее настроение, украшают жилье, лечат людей.)

-Сейчас мы проверим, кто был самым внимательным на предыдущем уроке и хорошо повторил материал дома.

Тест

1. Какое животное можно содержать в живом уголке?

1) Волка

2) Хомяка

3) Щуку

2. Какую птицу содержат в клетке?

1) Воробья

2) Дятла

3) Канарейку

3. Какая рыбка лишняя?

1) Гурами

2) Гуппи

3) Карась

4. Где надо держать хомяков?

1) В коробке

2) В клетке

3) В банке

Самопроверка.

-Молодцы!


3. Самоопределение к деятельности

-Сегодня мы продолжим разговор о домашних животных. А о ком мы будем говорить на уроке, вы узнаете, просмотрев отрывок из мультфильма.

Просмотр мультфильма.

-Кто догадался, какой будет тема нашего урока? (Про кошек и собак.)

-Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами, про кошек и собак. А зачем нужно изучать эту тему? (Ответы детей.)

-Ребята, что мы должны узнать об этих животных, чтобы решить нашу проблему? (Узнать, когда и зачем человек приручил этих животных, какие породы существуют, какую пользу приносят эти животные людям, где они могут жить.)

-А для того, чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо потрудиться.


4. Работа по теме урока


4.1. Выступления детей

-Поднимите руки те ребята, у кого эти животные есть дома? А вот эти замечательные питомцы, нарисованные вами. Посмотрите, какая у нас получилась выставка из ваших работ.

-А кто хочет рассказать о своем маленьком друге?

Заслушиваются несколько рассказов.


4.2. Игра «Верите ли вы?» (работа в парах)

-Сегодня мы совершим небольшое путешествие в страну кошек и собак. И начнем мы его с игры «Верите ли вы?». На каждой парте лежит листочек, в табличке записаны утверждения, с которыми вы можете быть согласны, а может и нет. Вы обсуждаете с соседом ответы и ставите знак «+», если вы верите, или «-», если не верите.


1

…кошки и собаки бывают только черного окраса.


2

… в мире около 60 разных пород кошек.


3

…собак в мире примерно 400 пород.


4

… собаки и кошки не нуждаются в заботе и добром отношении человека.


5

… собака - самый первый друг, приобретенный человеком еще в каменном веке.


6

… на Крайнем Севере сейчас не ездят на собачьих упряжках.


7

…мыть руки после общения с кошкой и собакой



-Отложите ваши листочки. Мы вернемся к ним после изучения нового материала и проверим, правильно ли вы думали.


4.3. Рассказ учителя о кошках

-Сначала поговорим о кошках.

Это самые распространенные домашние животные, на свете их около 400 миллионов. А приручили кошек 6 тысяч лет назад в Древнем Египте. В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один, действительно прекрасный день, кто-то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки, которых и раньше видели бродящими возле амбаров, ловят мышей. Почему бы и не приучить полезных животных? Вскоре кошки настолько привыкли к человеку, что стали жить с ним в одном доме.

-А в дикой природе у этих животных остались грозные и могучие родственники. Как вы думаете, кто это? (Лев, тигр, леопард, барс, пума, ягуар, рысь.)

Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, кошки не растеряли своих диких повадок. До сих пор главные «профессии» кошки – охотник и охранник. Подсчитано, что одна кошка, охотясь на мышей, спасает от них в год до 10 тонн зерна.

-А какие профессии кошек вы знаете? (Ответы детей.)

-Действительно, охотником и охранником, синоптиком и лекарем, артистом и другом, и даже живым «будильником» может стать для вас кошка.

-А какие вы знаете породы этих животных? (Ответы детей.)


4.4. Работа по учебнику

-Как вы думаете, сколько всего пород кошек насчитывают ученые? (Предположения детей.)

-Точный ответ на этот вопрос вы узнаете, если прочитаете второй абзац текста на странице 84 учебника. (Самостоятельное чтение.)

-Так сколько пород? (Всего 60 разных пород.)


4.5. Работа в группах

-Да, действительно, пород кошек разнообразное количество. Но сегодня на уроке мы познакомимся только небольшой частью этих прекрасных животных. Работать будем в группах. Каждой группе необходимо будет прочитать информацию об определенной породе кошек, а также какая-то из групп нам расскажет, как ухаживать за кошкой.

Сиамская кошка – 1 группа

Сибирская кошка – 2 группа

Русская голубая кошка – 3 группа

Как ухаживать за кошкой? – 4 группа

Выступления детей.

Сиамская кошка

Сиамские кошки родом из Сиама. Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Рождаются котята снежно-белые и темнеют постепенно на концах лап, ушей, носа и хвоста. Уши большие, заостренные. Глаза голубые.

Сибирская кошка

Сибирских кошек природа одарила длинной, жесткой на ощупь и водоотталкивающей шерстью, чтобы они смогли выжить в суровых условиях сибирской жизни. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмерзнуть. Такие кошки похожи на рысей.

Русская голубая кошка

Русская голубая кошка – животное осторожное. Она предпочитает не исследовать квартиру, а занять самое безопасное место в ней и уже оттуда изучать поведение людей. Голос обычно у представителей породы не громкий. А вот прыгучесть - ее отличительный признак – голубая кошка с легкостью берет любую высоту, особенно, когда занимается любимым делом – игрой с хозяином.

Правила ухода

1. Расчесывать кошку специальной щеткой или гребнем от головы к хвосту. Эти гребни служат для массажа и дыхания кожи.

2. Должна быть специальная глубокая миска. Кормить взрослых кошек нужно 2-3 раза в день специальным кормом, а котят около 6 раз.

3. Систематически обращаться к ветеринару для осмотра.


Физкультминутка


- Ребята, давайте представим, что все мы коты и кошки, находимся в театре, и перед зрителями покажем небольшое представление:


Как умывается кошка?
Как потягивается кошка?
Как царапается кошка?
Как шипит кошка?
Как виляет хвостиком?


4.6. Беседа о собаках

- А теперь давайте поговорим о собаках, самых верных и преданных друзьях, с которыми человек подружился ещё в каменном веке. 15 тысяч лет назад, когда человек еще не научился скотоводству и земледелию, а был бродячим охотником, он приручил волка. 

- А в дикой природе у этих животных остались родственники. Как вы думаете, кто это? (Серый волк, рыжая лиса, голубой песец и др.)

Постепенно волк превратился в собаку, которая помогала на охоте. А для чего еще нужны собаки? Рассмотрите рисунки на с.85 учебника. (Коллективная работа по учебнику.)

- Действительно, у собак очень много профессий. Они нужны для охраны и охоты, для службы в армии и милиции; собаки – спасатели и пастухи, ищейки и поводыри, и просто для души.

Современные собаки отличаются друг от друга размером, формой тела, шерстью, окрасом, поведением. Их можно разделить на три группы: охотничьи, служебные и декоративные. Всего собак в мире примерно 400 пород.

Сообщения детей

Колли

Собака Колли красивая, грациозная и умная. Относится к виду пастушьих собак, в Шотландии десятилетиями разводят как преданных и дружелюбных псов. Порода готова перенести суровый климат, согреть хозяев.

Немецкая овчарка

Собака умная, обладает острым чутьем, легко дрессируется, но для этого у нее должен быть один хозяин. Она используется не только для охраны скота, но и для розыскной службы, для охраны государственных границ. Также используется для сопровождения слепых.

Пудель

Не существует более веселой породы собак, чем пудель. Может именно из-за этого пудели являются одной из самых популярных собак во всем мире. Собаководам отлично известно, что эта порода умна, весела и легко обучаема.

-Как необходимо ухаживать за собакой?

1.У собаки должно быть своё место вдали от батареи и сквозняков. Это место должно содержаться в чистоте.

2.Надо иметь плошку для воды и миску для еды. Миску мыть после каждого кормления, а плошку – 1 раз в день.

3.Надо иметь расчёски и щётки для купания и купать 1 раз в месяц. Собаку нельзя натирать мылом.

4.Регулярно гулять с собакой, имея ошейник, поводок, намордник.


5. Подведение итогов урока

-Вот и подходит к завершению наше путешествие в страну кошек и собак.

-Давайте вернемся к таблице «Верные – неверные утверждения» и еще раз проверим, изменилось ли ваше мнение или нет? Посмотрим, насколько вы были правы.

-Удалось ли вам получить ответы на интересующие вопросы?

- Что нового и интересного вы узнали на нашем уроке?

- Будете ли вы пользоваться полученными знаниями?

- Хотелось бы вам еще что-то узнать о кошках и собаках? Откуда вы это сможете узнать?

- Что понравилось больше всего на уроке?

- Какое настроение было у вас на уроке?


6. Рефлексия

Кошки для нас – радость, собаки – друзья. Они любят нас, помогают нам. Домашние животные нуждаются во внимании человека. Сколько радости доставляет нам общение с ними! Так давайте, ребята, и мы будем любить и заботиться о них, оказывать помощь обездоленным и бездомным кошкам и собакам.

-Послушайте историю про маленького несчастного бездомного котёнка.



Игра-драматизация «Про котёнка»


Девочка:

Я нашла в саду котёнка…

Он мяукал тонко-тонко,

Может быть, его побили,

Или в дом пустить забыли,

Или сам он убежал? Мама!

Мама:

Лучше не проси,

Где взяла, туда неси.

Девочка:

Летом я бы не просила,

Но сейчас темно и сыро!

Мама!

Мама:

У меня забот

Без котёнка полон рот!

Где живут лесные звери?

Девочка:

В норке,

В логове,

В пещере

Иль в каком-нибудь дупле

Вместе с матерью в тепле!

А у этого зверька

Ни кормушки, ни угла!

Мама:

Прекрати волынку эту!

(Появляется дедушка)

Дедушка:

Что за шум, а драки нету!

Почему в слезах ребёнок?

Девочка:

Дедушка, смотри!

Дедушка:

Стой! Стой! Стой!

Кто найдёныш этот? Ой!

До чего же страшный зверь!

Вот что сделаем теперь:

Ты пойди к себе, умойся

И немножко успокойся

Да найдёнышу плеснуть молочка не позабудь…

( Девочка уходит)

Дедушка: (к маме).

Разве ты забыла,

Как у нас в семействе было?

Две собаки, два кота,

Куры, гуси. Красота!

Не могу поверить, чтобы…

Мама:

В шерсти у котов микробы!

И собаки, и коты все заразны!

Дедушка:

Это ты

Говоришь слова такие?

Без любви к животным злые

Вырастают дети…

Дочь!

Ты отбрось сомненья прочь,

Разреши коту остаться…

Ну, куда ему деваться?

Оставляем, значит?

Мама:Да!

Дедушка:

Внученька, иди сюда!

(Появляется девочка)

Мы берём к себе кота!

Если б каждому ребёнку

Разрешили взять котёнка,

Не осталось бы зверька

Без кормушки и угла.

-Что почувствовала девочка, когда увидела бездомного котёнка?

-Как вёл себя брошенный котёнок?

-Эта история закончилась хорошо. Мы постараемся не обижать животных и будем помнить слова французского автора Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

-Очень много на нашей планете бездомных кошек и собак. Когда мы их видим, то становится очень грустно. Но, чтобы таких животных было меньше, необходимо их расселить по домам. У вас на партах лежат картинки с изображением кошек и собак. Давайте заселим их в дома, чтобы они жили в тепле и в комфорте. Пусть это не живые питомцы, но я надеюсь, что вы никогда не будете выбрасывать их на улицу.


7. Домашнее задание

Ответить на вопросы учебника на стр. 87; задание 1, стр. 58 в тетради.

Подготовить сообщение о любой породе кошек или собак.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!