Урок окружающего мира (УМК «Школа России»), 2 класс
Тема урока: «Про кошек и собак».
Цель: систематизация и расширение знаний детей о кошках и собаках за счет включения новых понятий.
Задачи урока:
познакомить учащихся с историей кошек и собак, с породами кошек и собак, с ролью этих животных в жизни человека;
познакомить детей с правилами, необходимыми при обращении с кошками и собаками;
воспитывать чуткость, любовь к животным, ответственность за наших четвероногих друзей;
развивать любознательность, внимательность, наблюдательность.
Оборудование: учебник А.А. Плешакова; иллюстрации с изображением разных пород кошек и собак; сообщения детей о своих питомцах, рисунки детей; мультимедийная установка.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий;
Коммуникативные: уметь донести свою позицию до других, уметь рассуждать и анализировать; работать в группе и оценивать своего товарища.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства, уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Личностные: проявлять познавательный интерес, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, совместно договариваться о правилах общения в группе.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
-Ребята, а вы готовы не лениться, а постигать новые знания?
-Что нужно, чтобы наш урок прошел успешно? (Нужно быть внимательным, работать дружно и быстро.)
-Я желаю вам на этом уроке многому научиться. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.
2. Проверка домашнего задания
-Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (О животных живого уголка.)
-А для чего содержат этих животных? (Животные живого уголка радуют глаз, создают хорошее настроение, украшают жилье, лечат людей.)
-Сейчас мы проверим, кто был самым внимательным на предыдущем уроке и хорошо повторил материал дома.
Тест
1. Какое животное можно содержать в живом уголке?
1) Волка
2) Хомяка
3) Щуку
2. Какую птицу содержат в клетке?
1) Воробья
2) Дятла
3) Канарейку
3. Какая рыбка лишняя?
1) Гурами
2) Гуппи
3) Карась
4. Где надо держать хомяков?
1) В коробке
2) В клетке
3) В банке
Самопроверка.
-Молодцы!
3. Самоопределение к деятельности
-Сегодня мы продолжим разговор о домашних животных. А о ком мы будем говорить на уроке, вы узнаете, просмотрев отрывок из мультфильма.
Просмотр мультфильма.
-Кто догадался, какой будет тема нашего урока? (Про кошек и собак.)
-Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами, про кошек и собак. А зачем нужно изучать эту тему? (Ответы детей.)
-Ребята, что мы должны узнать об этих животных, чтобы решить нашу проблему? (Узнать, когда и зачем человек приручил этих животных, какие породы существуют, какую пользу приносят эти животные людям, где они могут жить.)
-А для того, чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо потрудиться.
4. Работа по теме урока
4.1. Выступления детей
-Поднимите руки те ребята, у кого эти животные есть дома? А вот эти замечательные питомцы, нарисованные вами. Посмотрите, какая у нас получилась выставка из ваших работ.
-А кто хочет рассказать о своем маленьком друге?
Заслушиваются несколько рассказов.
4.2. Игра «Верите ли вы?» (работа в парах)
-Сегодня мы совершим небольшое путешествие в страну кошек и собак. И начнем мы его с игры «Верите ли вы?». На каждой парте лежит листочек, в табличке записаны утверждения, с которыми вы можете быть согласны, а может и нет. Вы обсуждаете с соседом ответы и ставите знак «+», если вы верите, или «-», если не верите.
1 | …кошки и собаки бывают только черного окраса. | |
2 | … в мире около 60 разных пород кошек. | |
3 | …собак в мире примерно 400 пород. | |
4 | … собаки и кошки не нуждаются в заботе и добром отношении человека. | |
5 | … собака - самый первый друг, приобретенный человеком еще в каменном веке. | |
6 | … на Крайнем Севере сейчас не ездят на собачьих упряжках. | |
7 | …мыть руки после общения с кошкой и собакой | |
-Отложите ваши листочки. Мы вернемся к ним после изучения нового материала и проверим, правильно ли вы думали.
4.3. Рассказ учителя о кошках
-Сначала поговорим о кошках.
Это самые распространенные домашние животные, на свете их около 400 миллионов. А приручили кошек 6 тысяч лет назад в Древнем Египте. В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один, действительно прекрасный день, кто-то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки, которых и раньше видели бродящими возле амбаров, ловят мышей. Почему бы и не приучить полезных животных? Вскоре кошки настолько привыкли к человеку, что стали жить с ним в одном доме.
-А в дикой природе у этих животных остались грозные и могучие родственники. Как вы думаете, кто это? (Лев, тигр, леопард, барс, пума, ягуар, рысь.)
Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, кошки не растеряли своих диких повадок. До сих пор главные «профессии» кошки – охотник и охранник. Подсчитано, что одна кошка, охотясь на мышей, спасает от них в год до 10 тонн зерна.
-А какие профессии кошек вы знаете? (Ответы детей.)
-Действительно, охотником и охранником, синоптиком и лекарем, артистом и другом, и даже живым «будильником» может стать для вас кошка.
-А какие вы знаете породы этих животных? (Ответы детей.)
4.4. Работа по учебнику
-Как вы думаете, сколько всего пород кошек насчитывают ученые? (Предположения детей.)
-Точный ответ на этот вопрос вы узнаете, если прочитаете второй абзац текста на странице 84 учебника. (Самостоятельное чтение.)
-Так сколько пород? (Всего 60 разных пород.)
4.5. Работа в группах
-Да, действительно, пород кошек разнообразное количество. Но сегодня на уроке мы познакомимся только небольшой частью этих прекрасных животных. Работать будем в группах. Каждой группе необходимо будет прочитать информацию об определенной породе кошек, а также какая-то из групп нам расскажет, как ухаживать за кошкой.
Сиамская кошка – 1 группа
Сибирская кошка – 2 группа
Русская голубая кошка – 3 группа
Как ухаживать за кошкой? – 4 группа
Выступления детей.
Сиамская кошка
Сиамские кошки родом из Сиама. Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Рождаются котята снежно-белые и темнеют постепенно на концах лап, ушей, носа и хвоста. Уши большие, заостренные. Глаза голубые.
Сибирская кошка
Сибирских кошек природа одарила длинной, жесткой на ощупь и водоотталкивающей шерстью, чтобы они смогли выжить в суровых условиях сибирской жизни. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмерзнуть. Такие кошки похожи на рысей.
Русская голубая кошка
Русская голубая кошка – животное осторожное. Она предпочитает не исследовать квартиру, а занять самое безопасное место в ней и уже оттуда изучать поведение людей. Голос обычно у представителей породы не громкий. А вот прыгучесть - ее отличительный признак – голубая кошка с легкостью берет любую высоту, особенно, когда занимается любимым делом – игрой с хозяином.
Правила ухода
1. Расчесывать кошку специальной щеткой или гребнем от головы к хвосту. Эти гребни служат для массажа и дыхания кожи.
2. Должна быть специальная глубокая миска. Кормить взрослых кошек нужно 2-3 раза в день специальным кормом, а котят около 6 раз.
3. Систематически обращаться к ветеринару для осмотра.
Физкультминутка
- Ребята, давайте представим, что все мы коты и кошки, находимся в театре, и перед зрителями покажем небольшое представление:
Как умывается кошка?
Как потягивается кошка?
Как царапается кошка?
Как шипит кошка?
Как виляет хвостиком?
4.6. Беседа о собаках
- А теперь давайте поговорим о собаках, самых верных и преданных друзьях, с которыми человек подружился ещё в каменном веке. 15 тысяч лет назад, когда человек еще не научился скотоводству и земледелию, а был бродячим охотником, он приручил волка.
- А в дикой природе у этих животных остались родственники. Как вы думаете, кто это? (Серый волк, рыжая лиса, голубой песец и др.)
Постепенно волк превратился в собаку, которая помогала на охоте. А для чего еще нужны собаки? Рассмотрите рисунки на с.85 учебника. (Коллективная работа по учебнику.)
- Действительно, у собак очень много профессий. Они нужны для охраны и охоты, для службы в армии и милиции; собаки – спасатели и пастухи, ищейки и поводыри, и просто для души.
Современные собаки отличаются друг от друга размером, формой тела, шерстью, окрасом, поведением. Их можно разделить на три группы: охотничьи, служебные и декоративные. Всего собак в мире примерно 400 пород.
Сообщения детей
Колли
Собака Колли красивая, грациозная и умная. Относится к виду пастушьих собак, в Шотландии десятилетиями разводят как преданных и дружелюбных псов. Порода готова перенести суровый климат, согреть хозяев.
Немецкая овчарка
Собака умная, обладает острым чутьем, легко дрессируется, но для этого у нее должен быть один хозяин. Она используется не только для охраны скота, но и для розыскной службы, для охраны государственных границ. Также используется для сопровождения слепых.
Пудель
Не существует более веселой породы собак, чем пудель. Может именно из-за этого пудели являются одной из самых популярных собак во всем мире. Собаководам отлично известно, что эта порода умна, весела и легко обучаема.
-Как необходимо ухаживать за собакой?
1.У собаки должно быть своё место вдали от батареи и сквозняков. Это место должно содержаться в чистоте.
2.Надо иметь плошку для воды и миску для еды. Миску мыть после каждого кормления, а плошку – 1 раз в день.
3.Надо иметь расчёски и щётки для купания и купать 1 раз в месяц. Собаку нельзя натирать мылом.
4.Регулярно гулять с собакой, имея ошейник, поводок, намордник.
5. Подведение итогов урока
-Вот и подходит к завершению наше путешествие в страну кошек и собак.
-Давайте вернемся к таблице «Верные – неверные утверждения» и еще раз проверим, изменилось ли ваше мнение или нет? Посмотрим, насколько вы были правы.
-Удалось ли вам получить ответы на интересующие вопросы?
- Что нового и интересного вы узнали на нашем уроке?
- Будете ли вы пользоваться полученными знаниями?
- Хотелось бы вам еще что-то узнать о кошках и собаках? Откуда вы это сможете узнать?
- Что понравилось больше всего на уроке?
- Какое настроение было у вас на уроке?
6. Рефлексия
Кошки для нас – радость, собаки – друзья. Они любят нас, помогают нам. Домашние животные нуждаются во внимании человека. Сколько радости доставляет нам общение с ними! Так давайте, ребята, и мы будем любить и заботиться о них, оказывать помощь обездоленным и бездомным кошкам и собакам.
-Послушайте историю про маленького несчастного бездомного котёнка.
Игра-драматизация «Про котёнка»
Девочка:
Я нашла в саду котёнка…
Он мяукал тонко-тонко,
Может быть, его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал? Мама!
Мама:
Лучше не проси,
Где взяла, туда неси.
Девочка:
Летом я бы не просила,
Но сейчас темно и сыро!
Мама!
Мама:
У меня забот
Без котёнка полон рот!
Где живут лесные звери?
Девочка:
В норке,
В логове,
В пещере
Иль в каком-нибудь дупле
Вместе с матерью в тепле!
А у этого зверька
Ни кормушки, ни угла!
Мама:
Прекрати волынку эту!
(Появляется дедушка)
Дедушка:
Что за шум, а драки нету!
Почему в слезах ребёнок?
Девочка:
Дедушка, смотри!
Дедушка:
Стой! Стой! Стой!
Кто найдёныш этот? Ой!
До чего же страшный зверь!
Вот что сделаем теперь:
Ты пойди к себе, умойся
И немножко успокойся
Да найдёнышу плеснуть молочка не позабудь…
( Девочка уходит)
Дедушка: (к маме).
Разве ты забыла,
Как у нас в семействе было?
Две собаки, два кота,
Куры, гуси. Красота!
Не могу поверить, чтобы…
Мама:
В шерсти у котов микробы!
И собаки, и коты все заразны!
Дедушка:
Это ты
Говоришь слова такие?
Без любви к животным злые
Вырастают дети…
Дочь!
Ты отбрось сомненья прочь,
Разреши коту остаться…
Ну, куда ему деваться?
Оставляем, значит?
Мама:Да!
Дедушка:
Внученька, иди сюда!
(Появляется девочка)
Мы берём к себе кота!
Если б каждому ребёнку
Разрешили взять котёнка,
Не осталось бы зверька
Без кормушки и угла.
-Что почувствовала девочка, когда увидела бездомного котёнка?
-Как вёл себя брошенный котёнок?
-Эта история закончилась хорошо. Мы постараемся не обижать животных и будем помнить слова французского автора Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
-Очень много на нашей планете бездомных кошек и собак. Когда мы их видим, то становится очень грустно. Но, чтобы таких животных было меньше, необходимо их расселить по домам. У вас на партах лежат картинки с изображением кошек и собак. Давайте заселим их в дома, чтобы они жили в тепле и в комфорте. Пусть это не живые питомцы, но я надеюсь, что вы никогда не будете выбрасывать их на улицу.
7. Домашнее задание
Ответить на вопросы учебника на стр. 87; задание 1, стр. 58 в тетради.
Подготовить сообщение о любой породе кошек или собак.