ГБОУ «УГЛЕГОСКАЯ СШИ №6»
Выступление на методическом объединении
воспитателей
Тема: «Проблема адаптации младших школьников в условиях школы интерната»
Подготовила:
Воспитатель 2 класса
Лобода Я.Н.
2021г.
Проблемы адаптации младших школьников в условиях школы – интернат.
Каждый год в нашу школу – интернат приходят новые учащиеся разного возраста. Дети поступают из других школ – интернатов, из неблагополучных семей и дети сироты.
Школьная адаптация — сложный, многофакторный процесс включения школьников в новые условия жизнедеятельности, в новую систему требований и правил , новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением
Вновь поступающие в интернатное учреждение дети - это отдельная проблема.
Поступление в школу-интернат для них принципиально новый этап жизни. Им трудно приспособиться к новой обстановке, особенно, если они пришли из домашних, может даже худших для них условий. Им трудно адаптироваться к отсутствию близких людей, возможно плохо заботящихся о них, к режиму учреждения, к новым взрослым-воспитателям, учителям, к большому числу воспитанников, которые теперь всюду их окружают, к постоянному шуму, к своей новой постели, к новой еде, наконец, к обучению в школе, к внутренней жизни самого детского коллектива, которая развивается по своим принципам и законам, и стать частью этого коллектива. Тем более, как показывает практика, дети младшего школьного возраста настороженно относятся к новичкам. Поэтому адаптация часто оказывается весьма болезненной для ребёнка. Большинство детей, поступивших в школу интернат не обладают навыками адаптации и саморегуляции и испытывают разнообразные и острые адаптационные трудности:
не удовлетворяются основные психологические потребности ребенка в безопасности, любви, заботе, ласке и т. д. У них усугубляются чувства страха, тревоги, злости, обиды.
Поэтому адаптации младших школьников является актуальной проблемой.
Наша цель заключается в создании благоприятных условий для успешной адаптации вновь поступивших детей в условиях школы - интерната:
создание сплоченного детского коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами.
Как проходила адаптация во 2 классе у наших вновь поступивших детей.
1. Знакомство с факторами среды жизни ребенка (изучение данных личного, медицинского дела ребенка)
2. Заполнение и ведение дневников наблюдений, индивидуальных карт ребенка.
3. Знакомство и установление контактов с детьми при поступлении их в группу. Особое внимание следует уделять первой встрече с ребёнком. Даже маленькие дети волнуются перед такой встречей.
В окружении ребёнка появляется много новых людей, иногда он даже не в состоянии их запомнить, что объясняется обилием впечатлений. В таком случае значим тактильный контакт с ребёнком (погладить по голове, подержать за руку, приласкать и т. п.)
Приучать ребёнка к новому порядку необходимо тактично, не следует перегружать ребёнка различными правилами или инструкциями.
Со всеми детьми группы проводились беседы: "Давайте познакомимся", которая способствовала лучше узнать друг друга, воспитанию дружелюбия, доброты; "Культура общения"- установление контактов, сохранение естественности в общении, создание атмосферы доверия; час общения "Кто я такой", совместные игры "Сделай как я", "Ласковое имя", направленные на развитие социальных и коммуникативных умений необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами.
5. Наблюдения за деятельностью детей, рисунки на разные темы способствовали выявлению творческих способностей детей, их интересов и склонностей.
К концу 2 четверти выявлено, что адаптация проходит успешно и прибывшие дети имеют средний уровень адаптации:
1 Принимают и выполняют нормы коллективной жизни.
2. Положительные отношений с взрослыми и сверстниками.
Дети не конфликтуют, играют вместе.
3. Адекватно относятся к педагогическим воздействиям.
4. Принимают активное участие в жизни коллектива.
Большинство вновь поступивших воспитанников почти адаптировались к новым условиям, у них сложились хорошие взаимоотношения с педагогами, одноклассниками, чувствуют себя в группе как дома, принимают активное участие в классных и общешкольных мероприятиях, с большим удовольствием занимаются в кружках. Стараются соблюдать правила поведения установленные в школе, адекватно принимают педагогическую помощь.