Проблема адаптации ребёнка к Д/У.
С момента рождения ребенок выступает как биологическое существо, которое развивается затем в социальную личность. В условиях семьи у ребенка вырабатываются определенные привычки и навыки, строится свой стиль поведения адекватно заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых. Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказываются на его поведении Термин «адаптация» означает «приспособление» к новой среде. Это универсальное свойство всего живого. Выделяют
Физиологическую адаптацию - приспособление организма к изменяющимся условиям (среды обитания, температуры).
Психологическую адаптацию - изменение требований окружающей среды к условиям, связанным с эмоциональным переживанием.
Социальную адаптацию - связанную с приспособлением в социуме.
Необходимым компонентом жизнедеятельности человека является социальная адаптация. Она определяется как предварительная ориентировка человека на будущие изменения, осознанная установка на перестройку поведения в связи с изменившимися социальными условиями. Существует несколько разных видов социально-психологической адаптации:
1. Нормальная - процесс, который приводит к устойчивой адаптации личности без патологических изменений ее структуры.
Выделяют 2 вида:
- защитная - адаптация при активизации защитных механизмов нашей психики: агрессия, вытеснение...
- незащитная - отсутствие защитных механизмов.
2. Дивиантная (отклоняющаяся от нормы) - адаптация, которая изменяет ситуацию или структуру той группы, в которую человек пришел.
З. Патологическая - приводит к образованию ряда патологических комплексов в структуре личности.
Для ребенка характерна нормальная защитная адаптация.Нормальная А-я с точки зрения Тонковой – Ямпольской протекает в три фазы:
1фаза Острая- сопровождается разными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит обычно к снижению веса ребенка,ОРВИ, нарушениям сна,аппетита,регрессу КГН .Длиться 1месяц. Самая критическая фаза, предполагает 3 разные степени тяжести:
-легкая – все сдвиги в соматическом и психическом статусе нормализуются в течении 10-15 дней. Такую А-ю считают абсолютно нормальной.
-средней тяжести- все сдвиги в поведении и эмоц-м состоянии нормализуются в течении 20 – 30 дней. Возможны однократные заболевания в течении 7 -10 дней, протекающие без осложнений.
- тяжелая степень- сопровождается частыми повторными заболеваниями ,обычно респираторными, с осложнениями:отиты,бронхиты, отстает в весе, нервно-психическом развитии. Возможно формирование предневротического состояния. В этот период наблюдается ряд защитных механизмов, имеющих позитивное значение ,поэтому ругать ребенка нельзя:
- Двигательное возбуждение и напряжение (суетливость, изменение двигательной активности)
-Агрессия (кусается, щипеатся и т.д.) ;- Безразличие и апатия (страдает тихо в себе );
-Психическая регрессия - т.е отказ от сформировавшихся навыков, возникают речевые трудност;. -Активность воображения - проявляется по разному, чаще всего безразличие и апатия, боязнь спать одному; -Стереотипия – повторяющиеся немотивированные действия, вербальные (речевые ) и невербальные (действия).
2фаза Подострая – хар- ся адекватным поведением ребенка, все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, но на фоне замедленного психического и физического развития. Продолжается эта фаза от 3 до 5 месяцев.
3 фаза Азокомпенсации – хар-ся убыстрением темпа развития, благодаря которому только к концу года пребывания ребенка в д\с преодолевается задержка в психическом и физическом состоянии.
. Объективные и субъективные причины.
Объективные причины независящие от ребенка:
1.Физиологическая - заключается в том, что у ребенка слабая подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения).
2.Психологическая – эмоциональное реагирование ребенка существует на уровне физиологических стереотипов.
Субъективные причины (индивидуальные):
1.Неправильно выбранный возраст помещения ребенка в ДОУ. Все дети пришедшие в д\с до 3х лет относятся к группе риска. Связано с тем, что у ребенка до 3х лет нет потребности в общении со сверстниками, потому что эти дети ориентированы на общение с близкими, а потребность в общении со сверстниками возникает к 5ти годам жизни.
Период благоприятной адаптации с 1г8м до2,5 лет. С2,5 до 3х лет также нежелательно – кризис 3х лет.
2.Медицинский анамнез – дети, имеющие в анамнезе нарушения должны быть в поле зрения психолога.
3.Социально – психологический. Дети из многодетных семей адаптируются легче, а также дети, которых закаливали.
Эффективные формы организации А – го периода:
-В традиционной а-ции должен быть период постепенности, начиная с 30 ти минут прибавлять по10 минут. - Прибавление по одному ребенку через каждые 10 дней. -Недопустима замена персонала групп в период адаптации, изъятие детей из групп посторонними людьми (врач,завед., психолог). -Наличие домашней атрибутики.
Соблюдение трехступенчатой системы а –ции:
1.Начальная -начинается за 6ть месяцев до поступления ребенка в детский сад.
2.Посещегние с мамой наиболее привлекательных мероприятий и оставление одного в более эмоц-но привлекательное время. 3.Оставление ребенка абсолютно одного.