СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема межличностных отношений в психологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблема межличностных отношений в психологии»

В психологическом словаре межличностные отношения определяются как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Битянова М.Р. под межличностными отношениями понимает обоюдную связь между людьми и группами людей, появляющуюся в результате совместной деятельности для общей цели, и проявляющуюся во взаимном психологическом влиянии участников данного процесса. В их основе между взаимодействующими людьми лежит огромное количество эмоционального состояния и психологических особенностей [Битянова 2005].

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений. Их важнейшая специфическая черта – это сформированная эмоциональная основа. Всё сказанное лишь означает, что межличностные отношения появляются и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Однако, если мы посмотрим толкование в словаре C.И. Ожегова, то найдем следующее значение словосочетания, а именно – межличностные отношения – это отношения, складывающиеся между людьми, умение работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле часто сопровождающиеся выражением эмоций.

Тема межличностных отношений рассматривается в работах
Г.С. Абрамовой, А. А Бодалева, Я.Л. Коломинского, Л.Д Столяренко,
Е. И Рогова, Дж. Морено и другие [Брюхова 2016].

Межличностные отношения – являются комплексом связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. К примеру, Е.В. Андриенко под межличностными отношениями подразумевает уникальную, своего рода неповторимую общественную систему, центром которой является непосредственно сам человек, его потребности в чем-либо и мотивы, преобладающие личные особенности, социальные свойства, цели и характерные стандарты поведения [Цукерман 1990].

А. Г. Смирнов указывает, что межличностные отношения определяют положение человека в группе или же коллективе. Именно от того, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворённость или же наоборот неудовлетворённость человеком пребыванием в данной группе. От них зависит сплочённость группы, коллектива, способность решать поставленные задачи [Брюхова 2016].

Н.Н. Обозов выделяет следующие компоненты межличностных отношений:

1. Это определённое восприятие и понимание между людьми.

2. Межличностная привлекательность, а именно такие качества как:

притяжение и симпатия.

3. Связь и поведение, а также совместное взаимодействие.

Структура межличностных отношений состоит из 3 элементов:

1. Когнитивный (информационный) элемент предполагает понимание и осознание информации, задействованной в межличностных отношениях.

2. Аффективный (эмоциональный) элемент, является основным из них. Это положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность и проблематичность состояний (изнутри личностная, межличностная), эмоциональная восприимчивость, удовлетворенность собой, партнером, деятельностью»

3. Поведенческий (положительный, направляющий) элемент межличностных отношений, реализуемый в определенных действиях, и поступках [Обозов 1979].

Сумма всех этих трех составляющих и формирует взаимную привлекательность или отторжение участников межличностных отношений, что приводит к совместимости или несовместимости в группе людей.

Виды межличностных отношений:

1. производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

  • по вертикали – между руководителями и подчиненными;

  • по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

  • по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

2. бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3. формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

4. неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и так далее.

Межличностное общение выполняет ряд разнообразных функций:

  • информационную – помогает людям обмениваться информацией, знаниями;

  • мотивационную – люди стимулируют друг друга к активности, личному и общественному самосовершенствованию;

  • интегративную – благодаря этим отношениям люди объединяются, вырабатывают совместные стратегии деятельности, достигают тех или иных целей;

  • психологическую – люди учатся устанавливать контакт, понимать друг друга, получают эмоции от общения, помогают друг другу реализовывать свои желания, побуждения, выплескивать чувства, а, значит, находить смысл жизни.

Таким образом, можно сказать, что межличностные отношения – это сложный процесс установления связей между личностями на основе восприятия и понимания друг друга, межличностной привлекательности, взаимодействия и поведения, развитие которых происходит под воздействием социума, при помощи общения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!