Развитие познавательных интересов и активности младших школьников
Актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку мы, учителя, должны интересоваться проблемой целенаправленного, управляемого со стороны учителя, развития познавательных интересов и способностей. И при помощи специальной системы творческих заданий у школьников должен появляться интерес не только к знаниям, но и к способам их приобретения.
Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важной предпосылкой которой является интерес. А, как известно познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении.
Познавательный интерес — интегральное образование личности.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность.
Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться, и как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.
К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Все предметы в начальной школе по своему сложны и задача учителя развивать на уроке, смекалку, сообразительность, познавательный интерес, любовь к предмету. Учебные занятия с использованием методик развития познавательного интереса и применения современных компьютерных технологий по сравнению с традиционной формой обучения имеет ряд преимуществ:
- повышается учебная мотивация, достигаются высокие результаты;
- ученики с интересом и творческой активностью относятся к учебным предметам;
- у школьников формируется активная позиция по отношению к себе и своему образованию.
Младший школьный возраст является периодом впитывания, накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины мира. Именно в младшем школьном возрасте происходит становление познавательных интересов. Важно не упустить возможность развить познавательный интерес.
Психологами установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникает и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте. Далее темпы умственного развития учащихся замедляются, а интерес к учебе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения.
Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Современный мир характеризуется быстрыми, сравнительно резкими изменениями в общественной жизни. Одной из ключевых ценностей становится творческое, нешаблонное поведение, характеризующееся оригинальным решением поставленных
задач, быстрой адаптацией к условиям постоянно изменяющегося мира и появлению новых технологий, орудий труда.
Методы, используемые в работе:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- исследовательский;
- поисковый.
Формы работы:
- фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная.
Средства деятельности:
- словари и энциклопедии;
- технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;
- раздаточный и дидактический материал;
- печатные пособия;
- презентации.
Обращаю внимание на основные познавательные процессы, реализуемые на уроках и во внеурочной деятельности.