СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема низкой мотивации учащихся на уроках английского языка и пути ее решения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почему снижается мотивация изучения иностранного языка. 

Просмотр содержимого документа
«Проблема низкой мотивации учащихся на уроках английского языка и пути ее решения.»

Сл. 1 Проблема низкой мотивации учащихся на уроках английского языка и пути ее решения.

Современное школьное образование имеет множество проблем, и одной из главных является отсутствие мотивации учащихся к обучению. Проблема мотивации в учении возникает по каждому изучаемому предмету. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы её развития и стимулирования с учётом специфики предмета. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении её от класса к классу. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется узнавать новые слова, говорить на иностранном языке со сверстниками, рассказывать стихотворения и петь песни на иностранном языке, узнавать о других странах. Проблема снижения мотивации появляется, как правило, в средней школе, когда ученик сталкивается с преодолением трудностей: объем и сложность изучаемого материала возрастает, ученику необходимо прикладывать усилия для его усвоения. В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию.  На данном этапе у многих учащихся внутренняя мотивация еще недостаточно сформирована, поэтому задача учителя — помочь ученику сохранить и развить интерес к изучению иностранного языка.

В условиях перехода к новым стандартам подразумевается, что учащиеся сами заинтересованы в своем обучении и развитии. Поэтому перед педагогом стоит задача стимулирования мотивации учащихся.

Управление мотивацией в изучении иностранного языка является одной из центральных проблем методики преподавания.

Сл. 2 И.П. Подласый сформулировал понятие «мотивация» следующим образом: мотивация (от лат. moveo - двигаю) – общее название для процессов, методов, средств побуждения обучающихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

По мнению А.К. Марковой, мотивация - это психологическая реальность, «которая стоит за положительным отношением подростка к учению».

Сл. 3 Мотивация обучения может определяться внешними (узколичными) мотивами и внутренними мотивами. Внешние мотивы не связаны с содержанием учебного материала: мотив долга, обязанности, мотив оценки, личного благополучия, отсутствие желания учиться (отрицательные мотивы). Внутренние мотивы, напротив, связанны с содержанием учебного материала: мотивы познавательной деятельности, интереса к содержанию обучения, мотивы овладения общими способами действий, выявление причинно - следственных связей в изучаемом учебном материале.

При обучении иностранному языку реализуются следующие виды мотивации:

Сл. 4 - Коммуникативная (целевая), при которой учащиеся осознают, что языковой материал необходим для предстоящего речевого общения на иностранном языке, и такое сознание облегчает усвоение материала на иностранном языке.

- Познавательная, при которой проявляется стремление учащихся получить новые сведения о языке и на языке.

- Страноведческая мотивация, при которой происходит формирование отношения учащегося к стране изучаемого языка, прежде всего к его языковым, культурным, языковым традициям.

- Инструментальная мотивация, которая предполагает готовность учащихся к выполнению различных упражнений, стремление к освоению новых форм и видов работы, дальнейшего совершенствования ранее освоенных.

- Эстетическая мотивация, при которой учащиеся получают эстетическое удовольствие в изучении иностранного языка.

Основные препятствия в достижении мотивации к обучению иностранному языку.

1. Возраст учащегося. Как правило, мотивация к обучению резко падает в подростковом возрасте. Подростки уделяют большое внимание общению со сверстниками, самоутверждению в коллективе. Таким образом, учеба уходит на второй или даже третий план. При решении данной проблемы педагоги и родители стараются делать упор на мотивацию оценками, что чаще всего срабатывает.

2. Зависимость от современных технологий. Современные технологии развиваются очень быстро. Многие школьники попадают в серьезную зависимость от гаджетов и социальных сетей, что мешает их учебе. Но при правильном подходе к современным технологиям, гаджеты могут очень помогать в обучении. Например, старшие ученики могут использовать дополнительные электронные учебники, загружая их в планшеты, выходить на предоставленные учителем ресурсы, используя Интернет. Средние и младшие школьники любят играть в компьютерные игры, большинство из которых на иностранном языке. Поэтому для лучшего понимания этих игр, школьников можно мотивировать изучением иностранного языка.

3. Неспособность к концентрации внимания. Многим учащимся очень сложно долго концентрировать внимание на одном задании. В этом случае нужна частая смена деятельности в ходе урока и в выполнении домашнего задания. На уроках иностранного языка педагог может чередование упражнения на виды речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение), просмотр короткого видеоролика на иностранном языке, викторина, повторение лексики.

4. Непонимание целей обучения. В любые времена находятся учащиеся, которые не видят никакого смысла в обучении.

5. Личная значимость предмета. Этот мотив является самым труднодостижимым и вместе с тем значимым. Здесь многое зависит от педагога, от его манеры вести урок и общаться, от его личных качеств.

6. Ситуация неуспеха. Учащимся не всегда бывает понятна тема, ученик теряется, испытывает дискомфорт, от этого страдает мотивация.

Мотивация обучения зависит от нескольких факторов:

- особенности учащегося (пол, уровень интеллектуального развития);

- отношение учителя к педагогической деятельности;

- организации педагогического процесса;

- особенностей учебной программы (в данном случае иностранного языка).

Создание условий развития учебной мотивации школьника.

1.Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него.

2. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и   взаимного уважения.

3. Значимым условием развития учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику.

4. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является проблемное обучение.

5. Процесс обучения построен так, что ребенок усваивает знания и умел их применять.



Создание условий развития учебной мотивации школьника.

1. Осмысленная деятельность учителя - осмысленное обучение.  Процесс обучения станет более эффективным, если его организовать не как трансляцию информации, но как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения. Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися.

2. Развитие внутренней мотивации учителя - это движение вверх. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты.

3. Мотивировать учащихся на успех. 

4. Развивать любознательность и познавательный интерес учащихся. Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через познавательную деятельность. В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика.

5. Взаимоотношение учителя с классом. Развитие учебной мотивации невозможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует установить благоприятный психологический климат в классе для успешного усвоения материала.

Интерактивные методы обучения как средство развития учебной мотивации.

Главная задача мотивации учения – такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности учащегося. Занятие следует организовать так, чтобы ребенку было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с педагогом, одноклассниками. Различают следующие модели обучения:

Сл. 5 (1, 2 клик)1) Пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит).

3, 4 клик 2) Активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания); при активном методе обучения – взаимодействие учителя и ученика.

5,6 клик 3) Интерактивная – взаимодействие (моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем).  В основе интерактивного обучения лежит взаимодействие в структуре «учитель-ученик-ученик».

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и учащегося, а также учащихся друг с другом. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения; позволяют организовать большее поле взаимодействия учащегося: в него включается не только педагог, но и сверстники с разным опытом, культурой, уровнем знаний. Педагог выступает в интерактивной модели обучении партнером учащегося, поддерживает активность участников, старается выявить многообразие точек зрения, поощряет творчество. Усилия педагога направлены на облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников образовательного процесса.

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных методов, которые делятся на следующие группы: игровые, дискуссионные, проектные.

Методы и приемы интерактивного обучения: работа в парах, в тройках, работа в малых группах, Мозговой штурм, Кластер, Диаграмма Венна, Броуновское движение, «Дерево решений», Ролевая (деловая) игра, Метод пресс, Займи позицию, Дискуссия, Ранжирование.

Основные правила организации интерактивного обучения:

– Включение в интерактивное взаимодействие всех участников групп.

– Комфортные психологические условия на занятии.

– Количество в группе учащихся не должно превышать 20 человек.

– Мобильное пространство в группе, способствующее свободному перемещению участников.

– Четкое закрепление правил и регламента.

– Деление на группы лучше строить на основе добровольности или принципом случайного выбора.



Выводы

Мотивация является «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Мотивация имеет решающее значение также и для активизации всех психологических процессов – мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. Для этого необходимо повышать уровни мотивации, способствуя развитию познания и интеллектуальной деятельности у изучающих иностранный язык, стремясь в конечном итоге повысить эффективность процесса обучения.

Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранному языку, учителю необходимо четко представлять себе способы и приемы ее формирования в условиях образовательного учреждения.  Формирование мотивов – это, в первую очередь, создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационно-ценностной сферы.

Для создания адекватной мотивации используются различные методы и средства: словесные, наглядные, практические, но ведущую роль сегодня приобретают интерактивные методы: игровые, поисковые, исследовательские.