СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема выбора жизненного пути

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа ученицы 9 класса по теме : Проблема выбора жизненного пути

Просмотр содержимого документа
«Проблема выбора жизненного пути»

XI ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»











Направление науки:

Гуманитарное


Номинация:

Психология и педагогика:

Психология жизненного пути


Тема:

«Проблема выбора жизненного пути»












Автор: ---------

Руководитель: С.Л. Володина,

педагог-психолог

МБОУ СОШ №17 «Юнармеец»

г. Мичуринска







2017 г.

Оглавление



  1. Введение


    1. Актуальность


    1. Цель, задачи и гипотеза исследования


    1. Теоретические основы выбора профессии обучающихся подросткового возраста


  1. Обзор литературы


  1. Материалы и методы исследования


  1. Результаты исследования


  1. Выводы


  1. Заключение


  1. Список литературы



























Введение

Многие исследователи считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно на производстве, другие утверждают, что начало этого процесса закладывается еще в школе. Я хочу разобраться, на сколько, сильное внешнее влияние имеет окружение при выборе профессии у девятиклассников, когда впервые остро встает вопрос построения профессиональной перспективы, так как возникает первая возможность выбора – обучение в 10 классе или среднее профессиональное обучение.

При мыслях о собственном профессиональном самообразовании я столкнулась с тем, что существует много факторов, влияющих на выбор выпускника: мнения и советы окружающих и собственные желания и способности. Я поинтересовалась у своих одноклассников, испытывают ли они какие-либо затруднения в выборе дальнейшего жизненного пути? И оказалось, что да. Многим из них свойственны сомнения и страхи. Большинство не хотят идти в 10 класс, потому что боятся сдавать ЕГЭ, и ониже еще не определились с направлением в дальнейшем профессиональном обучении.

Я учусь в основной общеобразовательной школе и в этом году, как и мои сверстники, заканчиваю 9 класс. А это означает, что нам предстоит сделать выбор индивидуальной траектории, вуза, работы, своей дальнейшей жизни, но многие ли из нас серьезно задумывались о своем профессиональном будущем, включая его как один из элементов своего индивидуального жизненного пути.

Цель: исследование профессиональной ориентации и факторов, влияющих на выбор профессии у выпускников 9 класса основной школы.

Задачи исследования:

- изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

- провести опрос выпускников об их предпочтениях;

- проанализировать данные исследования.

Гипотеза. Ученики 9 класса, находясь в ситуации выбора профиля обучения, активно строят индивидуальный жизненный путь. За период обучения он становится осмысленным, удаленным в будущее, но не достаточно устойчивым.

Теоретические основы выбора профессии,обучающихся подросткового возраста.

Изучением особенностей и проблем профессиональной ориентации детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях занимались многие отечественные ученые, такие как А.К. Макарова, Е.К. Климов, Н.С. Пряжников и другие. Современная наука считает, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками профессий. Профессия должна быть в первую очередь интересна. Во- вторых, любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества». Например, у художника - образное мышление, у скульптора - способность образного представления разнообразных предметов и явлений. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя способности, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения лучше выбирать ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, тогда в этой деятельности, велика возможность добиться наибольшего успеха. Как я уже сказала выше на выбор той или иной профессии влияют многие факторы. По мнению Е.А. Климова, оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.

В результате подготовки к исследованию была проанализирована литература.

Обзор литературы.

  1. Бендюков М.А. Что мы должны знать о выборе профессии и поиске работы /Е.И. Горбатого- СПб: Издательство «Речь», 2000.-203 с.

  2. Горохова Л. Профессиональная ориентация подростков URLhttp://www.b17.ru/article/1496/

  3. Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников /Е.Ю. Пряжникова - М.: Первое сентября, 2004. – 203 с.

  4. Долгова Н.А., Фролкова А.В. Профессиональная педагогическая ориентация 9 класс: Учебно-методические рекомендации. – Тамбов: ТИПКРО, 2006. – 50 с.

Материалы и методы исследования.

В ходе работы использовались следующие методы:

  1. Теоретические:

- изучение и анализ литературы

2. Практические:

- опрос;

- беседа;

- анкетирование.

Предмет исследования - профессиональные интересы и склонности выпускников 9 класса.

Результаты психологического исследования.

Для подтверждения гипотезы были собраны данные опроса «Факторы, влияющие на выбор профессии». По результатам было выявлено:



Опрос показал, что девятиклассники в выборе профессии, прежде всего, ориентированы на «высокий уровень заработной платы» -27%, на втором месте – «творческий характер профессии» - 23%, на третьем – «перспективность профессии» 19%

Беседа с одноклассниками на тему «Прислушиваются ли они в выборе профессии к мнению друзей», показала следующие результаты:

Таким образом, в основном выпускники не согласовывают свое мнение с окружающими, но при этом более склонные к мнению друзей.



С учениками 9 класса был проведен опрос «Влияние мнения родителей на выбор дальнейшей профессии». Результаты опроса показали следующие результаты:



Таким образом, мнение родителей в основном не влияет на мнение выпускников, но 55% выпускников прислушивается при выборе профессии к их мнению, а 38% родителей доверяет выбору детей.

По выбору направления в профессиональном самоопределении было проведено анкетирование «Профессиональные намерения». В результате было выявлено:

Таким образом, лидирует гуманитарное направление в выборе профессии – 62%, на втором месте - физико-математическое направление - 26% и на третьем месте - химико-биологическое направление – 12%.


Вывод.

Исследование показало, что у девятиклассников в построении жизненного пути преобладают профессиональные цели. Большинство учеников еще сталкиваются с проблемой профессионального самоопределения, но у них есть еще время подумать.Таким образом, поставленные в работе задачи выполнены, цель - исследование профессиональной ориентации и факторов, влияющих на выбор профессии у выпускников 9 класса основной школы – достигнута, гипотеза - индивидуальный жизненный путь учеников за период обучения в 9 классе становится более осмысленным, детализованным, удаленным в будущее, но остается неустойчивым - подтверждена.


Заключение.

Как уже было сказано выше, одной из важных общих характеристик построения индивидуального жизненного пути в 9 классе является неустойчивость жизненных планов. Но в общем можно говорить о том, что ученики 9 класса готовы к обсуждению построения своего жизненного пути и использованные методики помогают направить и структурировать эту деятельность. И заключении, хотелось бы выразить свое отношение к выбору жизненного пути словами притчи: В поисках ответа на вопрос, как жить, куда податься, чем заниматься, юноша обратился к одному старцу: «Скажи, добрый человек, как мне жить? Плыть ли против течения, борясь и побеждая? Или по течению, растворяясь в потоке мира?» «Суть заключается в том, чтобы плыть не по течению и не против течения, а туда, куда тебе нужно. В этом мудрость. Разум – твой руль, а душа – парус!»

Список литературы

1.Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 138-144.

2.Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие / . – Гродно: ГрГУ, 2002. – 167 с.








































8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс