СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Исследовательская работа ученицы 9 класса по теме : Проблема выбора жизненного пути
XI ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
Направление науки:
Гуманитарное
Номинация:
Психология и педагогика:
Психология жизненного пути
Тема:
«Проблема выбора жизненного пути»
Автор: ---------
Руководитель: С.Л. Володина,
педагог-психолог
МБОУ СОШ №17 «Юнармеец»
г. Мичуринска
2017 г.
Оглавление
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Введение
Многие исследователи считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно на производстве, другие утверждают, что начало этого процесса закладывается еще в школе. Я хочу разобраться, на сколько, сильное внешнее влияние имеет окружение при выборе профессии у девятиклассников, когда впервые остро встает вопрос построения профессиональной перспективы, так как возникает первая возможность выбора – обучение в 10 классе или среднее профессиональное обучение.
При мыслях о собственном профессиональном самообразовании я столкнулась с тем, что существует много факторов, влияющих на выбор выпускника: мнения и советы окружающих и собственные желания и способности. Я поинтересовалась у своих одноклассников, испытывают ли они какие-либо затруднения в выборе дальнейшего жизненного пути? И оказалось, что да. Многим из них свойственны сомнения и страхи. Большинство не хотят идти в 10 класс, потому что боятся сдавать ЕГЭ, и ониже еще не определились с направлением в дальнейшем профессиональном обучении.
Я учусь в основной общеобразовательной школе и в этом году, как и мои сверстники, заканчиваю 9 класс. А это означает, что нам предстоит сделать выбор индивидуальной траектории, вуза, работы, своей дальнейшей жизни, но многие ли из нас серьезно задумывались о своем профессиональном будущем, включая его как один из элементов своего индивидуального жизненного пути.
Цель: исследование профессиональной ориентации и факторов, влияющих на выбор профессии у выпускников 9 класса основной школы.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- провести опрос выпускников об их предпочтениях;
- проанализировать данные исследования.
Гипотеза. Ученики 9 класса, находясь в ситуации выбора профиля обучения, активно строят индивидуальный жизненный путь. За период обучения он становится осмысленным, удаленным в будущее, но не достаточно устойчивым.
Теоретические основы выбора профессии,обучающихся подросткового возраста.
Изучением особенностей и проблем профессиональной ориентации детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях занимались многие отечественные ученые, такие как А.К. Макарова, Е.К. Климов, Н.С. Пряжников и другие. Современная наука считает, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками профессий. Профессия должна быть в первую очередь интересна. Во- вторых, любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества». Например, у художника - образное мышление, у скульптора - способность образного представления разнообразных предметов и явлений. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя способности, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения лучше выбирать ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, тогда в этой деятельности, велика возможность добиться наибольшего успеха. Как я уже сказала выше на выбор той или иной профессии влияют многие факторы. По мнению Е.А. Климова, оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.
В результате подготовки к исследованию была проанализирована литература.
Обзор литературы.
Бендюков М.А. Что мы должны знать о выборе профессии и поиске работы /Е.И. Горбатого- СПб: Издательство «Речь», 2000.-203 с.
Горохова Л. Профессиональная ориентация подростков URLhttp://www.b17.ru/article/1496/
Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников /Е.Ю. Пряжникова - М.: Первое сентября, 2004. – 203 с.
Долгова Н.А., Фролкова А.В. Профессиональная педагогическая ориентация 9 класс: Учебно-методические рекомендации. – Тамбов: ТИПКРО, 2006. – 50 с.
Материалы и методы исследования.
В ходе работы использовались следующие методы:
Теоретические:
- изучение и анализ литературы
2. Практические:
- опрос;
- беседа;
- анкетирование.
Предмет исследования - профессиональные интересы и склонности выпускников 9 класса.
Результаты психологического исследования.
Для подтверждения гипотезы были собраны данные опроса «Факторы, влияющие на выбор профессии». По результатам было выявлено:
Опрос показал, что девятиклассники в выборе профессии, прежде всего, ориентированы на «высокий уровень заработной платы» -27%, на втором месте – «творческий характер профессии» - 23%, на третьем – «перспективность профессии» 19%
Беседа с одноклассниками на тему «Прислушиваются ли они в выборе профессии к мнению друзей», показала следующие результаты:
Таким образом, в основном выпускники не согласовывают свое мнение с окружающими, но при этом более склонные к мнению друзей.
С учениками 9 класса был проведен опрос «Влияние мнения родителей на выбор дальнейшей профессии». Результаты опроса показали следующие результаты:
Таким образом, мнение родителей в основном не влияет на мнение выпускников, но 55% выпускников прислушивается при выборе профессии к их мнению, а 38% родителей доверяет выбору детей.
По выбору направления в профессиональном самоопределении было проведено анкетирование «Профессиональные намерения». В результате было выявлено:
Таким образом, лидирует гуманитарное направление в выборе профессии – 62%, на втором месте - физико-математическое направление - 26% и на третьем месте - химико-биологическое направление – 12%.
Вывод.
Исследование показало, что у девятиклассников в построении жизненного пути преобладают профессиональные цели. Большинство учеников еще сталкиваются с проблемой профессионального самоопределения, но у них есть еще время подумать.Таким образом, поставленные в работе задачи выполнены, цель - исследование профессиональной ориентации и факторов, влияющих на выбор профессии у выпускников 9 класса основной школы – достигнута, гипотеза - индивидуальный жизненный путь учеников за период обучения в 9 классе становится более осмысленным, детализованным, удаленным в будущее, но остается неустойчивым - подтверждена.
Заключение.
Как уже было сказано выше, одной из важных общих характеристик построения индивидуального жизненного пути в 9 классе является неустойчивость жизненных планов. Но в общем можно говорить о том, что ученики 9 класса готовы к обсуждению построения своего жизненного пути и использованные методики помогают направить и структурировать эту деятельность. И заключении, хотелось бы выразить свое отношение к выбору жизненного пути словами притчи: В поисках ответа на вопрос, как жить, куда податься, чем заниматься, юноша обратился к одному старцу: «Скажи, добрый человек, как мне жить? Плыть ли против течения, борясь и побеждая? Или по течению, растворяясь в потоке мира?» «Суть заключается в том, чтобы плыть не по течению и не против течения, а туда, куда тебе нужно. В этом мудрость. Разум – твой руль, а душа – парус!»
Список литературы
1.Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 138-144.
2.Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие / . – Гродно: ГрГУ, 2002. – 167 с.
8
© 2019, Володина Светлана Леонидовна 10217 38