Современная педагогика, как и любая другая наука, находится в постоянном развитии, в связи с изменениями роли человека во всех сферах общественных отношений, целей, которые ставит перед собой образование, совершенствования педагогических методов, актуализации старых идей. В связи с этим, совершенствуются и создаются новые методы и методики обучения, часть которых является заимствованной.
Споры вокруг сущности и организации школьного образования ведутся с самого начала его становления, не прекращаясь и по сей день. Причем споры эти касаются самых разных тем: организации педагогического процесса в целом, условий формирования личности учащегося, проблем в обучении и пр.
В последние десять лет в образовании произошли кардинальные изменения, которые отодвинули в сторону проблемы обучения, следствием чего стала неверная трактовка педагогами идей, а значит и снижение уровня подготовки к занятиям. Результатом этого стало появление пассивных форм проведения уроков, которые не способны заинтересовать учеников в получении знаний. В связи с тем, что потребность в людях, чьи знания и умения развиты, лишь возрастает, появилась и потребность в активных формах ведения занятий, в частности, проявился интерес к проблемному обучению, подразумевающее собой развитие мышления учащихся, их творческих способностей и мотивации к получению новых знаний.
Еще в древности люди считали, что лучшему запоминанию и проникновению в суть предметов и явлений способствует умственная активность. Например, в дискуссиях Сократа характерной чертой является постановка проблемных вопросов и затруднение в поиске ответов. Этот же прием использовался в пифагорийской школе.
Идею умственной активности в дальнейшем поддерживал Ф.Бэкон, раскрывающий критическое отношение эмпиризма к истинам и требуя изучения истины достичь изучением действительности.
Вопросами проблемного обучения занимались и занимаются как зарубежные педагоги и ученые (В. Оконь, О. Зельц, К. Дункер и др.), так и отечественные (С.Л. Рубинштейн, Т.А. Ильина, А.В. Вербицкий, Е.В. Ковалевская и др.). Чаще всего проблемное обучение рассматривается исследователями с точки зрения трактовки самого понятия и близлежащих понятий (проблемность, проблема, проблемная задача и пр.), а также характеристики уровней проблемного обучения по различным предметам, в том числе технологии.
Эффективность проблемного обучения в первую очередь зависит от умения учителя организовать познавательную деятельность и заинтересовать учащихся.
Сегодня от учащихся требуют не только овладения комплексом знаний, но и освоения операций творческого мышления (анализа, синтеза, сравнения, сопоставления и пр.). Таким образом, обучение должно помогать учащимся развиваться в качестве творческой личности. Это требование выполняет проблемное обучение.
Понятие проблемного обучения подвергалось изучениям множества ученых (С.Л. Рубинштейн, К. Дункер и др.), на основе которых постепенно создавалась теория проблемного обучения (Т.А. Ильина, И.А. Зимняя, Е.В. Ковалевская и пр.).
Одни исследователи полагали, что проблемное обучение – отнюдь не новое явление педагогики, т.к. его отдельные компоненты применялись педагогами задолго до раскрытия самого понятия. Например, И.Я. Лернер говорит, что «Самому термину немного лет, столь интенсивная разработка началась не очень давно, но под разными названиями эта идея в педагогике уже могла бы отметить свой юбилей» [Лернер И.Я., Проблемное обучение. – М., 1974. – с.4].
Другие считают, что проблемное обучение – новый этап в развитии дидактики и психологии обучения. Третьи считают, что имеет место быть и одна, и другая точка зрения. В подтверждение этому, Е.В. Ковалевская отмечает: «…поскольку по закону сохранения энергии проблемное обучение есть хорошо забытое старое, по закону превращения энергии проблемное обучение есть новое, имеющее корни в глубокой древности» [Ковалевская Е.В., Проблемное обучение: Подход, метод, тип, система / Е.В. Ковалевская. – М., 2000. – с. 20].
Если рассматривать проблемное обучения с точки зрения типа или системы, то можно сказать, что это процесс, который моделирует процесс мышления и имеет поисковый характер. Тем не менее, проблемное обучение не способно заменить всю систему обучения, т.к. не решает абсолютно все образовательные задачи.
Основные понятия проблемного обучения:
- задача – требует выполнения определенного порядка действий;
- вопрос – совершается одно действие;
- проблема – своего рода учебно-познавательная задача, однако она может не иметь решения;
- проблемная задача – большая учебно-познавательная задача, которая требует провести специальный поиск для ее решения [Ильина Т.А., Проблемное обучение. – Вестник высшей школы. – 1976. - №2. – с.41].
Из всего вышесказанного следует вывод, что проблемное обучение представляет собой такой тип обучения, при котором происходит активная и самостоятельная поисковая деятельность учащихся, результат которой – творческое овладение знаниями, умениями и навыками.
Психолого-педагогическими задачами проблемного обучения являются:
- развитие интеллектуальных способностей;
- развитие способов мышления;
- усвоение знаний и умений, добытых в ходе самостоятельного решения задач и проблем;
- воспитание активной личности.
Цель проблемного обучения – повышение уровня мыслительной деятельности учащихся и обучение системе умственных действий для решения любых задач.
Общие функции проблемного обучения:
- усвоение системы знаний умственной и практической деятельности;
- развитие интеллекта, самостоятельности и творческих способностей;
- формирование мышления;
- формирование всесторонне развитой личности.
Специальные функции проблемного обучения:
- применение навыков творческого усвоения знаний;
- воспитание навыков творческого применения знаний;
- формирование опыта творческой и познавательной деятельности;
- формирование мотивации к обучению.
Главной функцией проблемного обучения является знакомство учеников с методами научного познания, творческим приобретением и применением знаний. Таким образом, овладение опытом творческой деятельности не является целью проблемного обучения, но является средством воспитания всесторонне развитой личности.
Одним из средств проблемного обучения является постановка проблемной ситуации – психического состояния личности, во время которого возникает потребность в познавательной деятельности, направленной на результат.
В связи с тем, что в современную образовательную систему внедряется все больше новых стандартов работы, ориентиры школ меняются. Сейчас главными задачами, которые встают перед школьным образованием, являются формирование у учащихся самостоятельности мышления и творческой деятельности. Сложность заключается в том, что в любом классе нет детей с одинаковым уровнем подготовки, поэтому и сформированность познавательного интереса к предметам у всех разная.
В зависимости от целей и задач, которые ставят перед собой школа и учитель, в частности, обучение может быть непроблемным (традиционным) и проблемным. В связи с тем, что большая часть современных школ ставит перед собой цель развить мышление учащихся и их творческие способности, целесообразно применять в учебном процессе проблемное обучение.
Проблемное обучение учитывает закономерности мыслительной деятельности школьника, познавательного интереса и мотивов учения.
Исследование сущности проблемного обучения позволило открыть новые возможности для активизации учебно-познавательной деятельности учеников. Однако важнейшим его компонентом считается наличие проблемной ситуации и решение учебной проблемы. Теория проблемного обучения собрала в один принцип все известные способы активизации мышления и установила, что без создания проблемной ситуации или постановки учебной проблемы самостоятельная деятельность невозможна, а значит невозможно и развитие умственных и творческих умений и эффективное усвоение знаний.
5