СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемное обучение

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация составлена для мастер-класса по технологии проблемного обучения, содержит теоретический материал по технологии.

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение»

Современные образовательные технологии 03.03.2023 Проблемное обучение Щелкните для добавления заметок Автор презентации: Шатохина А.И

Современные образовательные технологии

03.03.2023

Проблемное обучение

Щелкните для добавления заметок

Автор презентации: Шатохина А.И

Современные образовательные технологии Сущность проблемного обучения  Обучение ведёт за собой развитие ребёнка, оно ориентировано на зону ближайшего развития  Развивающее обучение обеспечивает развитие познавательных способностей и интеллекта и направлено на формирование новых качеств личности  Дидактическими принципами развивающего обучения являются: - системность и целостность содержания; - ведущая роль теоретических знаний; - обучение на высоком уровне трудности ; - изучение быстрым темпом; - осознание процесса обучения (рефлексия); - включение в процесс обучения не только рациональной , но и эмоциональной сферы; - дифференциация процесса обучения, его индивидуализация Щелкните для добавления заметок

Современные образовательные технологии

Сущность проблемного обучения

  • Обучение ведёт за собой развитие ребёнка, оно ориентировано на зону ближайшего развития
  • Развивающее обучение обеспечивает развитие познавательных способностей и интеллекта и направлено на формирование новых качеств личности
  • Дидактическими принципами развивающего обучения являются:

- системность и целостность содержания;

- ведущая роль теоретических знаний;

- обучение на высоком уровне трудности ;

- изучение быстрым темпом;

- осознание процесса обучения (рефлексия);

- включение в процесс обучения не только рациональной , но и эмоциональной сферы;

- дифференциация процесса обучения, его индивидуализация

Щелкните для добавления заметок

Современные образовательные технологии Этапы осуществления проблемного подхода (Что планирую?)  1этап. Подготовка к восприятию проблемы  2 этап. Создание проблемной ситуации  3 этап. Формулировка проблемы  4 этап. Процесс решения проблемы  5 этап. Доказательство правильности решения Щелкните для добавления заметок

Современные образовательные технологии

Этапы осуществления проблемного подхода (Что планирую?)

  • 1этап. Подготовка к восприятию проблемы
  • 2 этап. Создание проблемной ситуации
  • 3 этап. Формулировка проблемы
  • 4 этап. Процесс решения проблемы
  • 5 этап. Доказательство правильности решения

Щелкните для добавления заметок

Современные образовательные технологии Учебно-познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации (Что делаем?) Постановка проблемной ситуации Актуальность проблемной ситуации Поиск способов её решения Щелкните для добавления заметок Решение проблемы и её доказательство Рефлексия и оценка результатов 4

Современные образовательные технологии

Учебно-познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации (Что делаем?)

Постановка проблемной ситуации

Актуальность проблемной ситуации

Поиск способов её решения

Щелкните для добавления заметок

Решение проблемы и её доказательство

Рефлексия и оценка результатов

4

Современные образовательные технологии Примерная схема организации урока в форме проблемного обучения Щелкните для добавления заметок 4

Современные образовательные технологии

Примерная схема организации урока в форме проблемного обучения

Щелкните для добавления заметок

4

Создание проблемной ситуации. Постановка познавательной задачи : опираясь на текст, должны назвать в конце урока слово, которое пропущено в теме. «Жизнь нуждается в …» (А.Дементьев)  по рассказу И.А. Бунина «Лапти» Начало урока Проблема + формулировка темы: угадать/найти нужное слово Опираемся на опыт ребенка, важна ЕГО ЛИЧНАЯ позиция Любви Красках (радость) Эмоциях Доброте Вере Радости Героях   Фиксируем все версии!

Создание проблемной ситуации. Постановка познавательной задачи : опираясь на текст, должны назвать в конце урока слово, которое пропущено в теме.

«Жизнь нуждается в …» (А.Дементьев) по рассказу И.А. Бунина «Лапти»

Начало урока

Проблема + формулировка темы: угадать/найти нужное слово

Опираемся на опыт ребенка, важна ЕГО ЛИЧНАЯ позиция

  • Любви
  • Красках (радость)
  • Эмоциях
  • Доброте
  • Вере
  • Радости
  • Героях
  • Фиксируем все версии!
Процесс решения поставленной задачи «Включаем» эмоции и воображение. Анализируем текст с разных сторон. Рисуем впечатление, эмоции цветом  Озвучиваем впечатления от текста  Опираемся на текст.   Важно: объяснить свой выбор! Ответы фиксируются на доске/ на рабочем листе/ в тетради…

Процесс решения поставленной задачи

«Включаем» эмоции и воображение. Анализируем текст с разных сторон.

  • Рисуем впечатление, эмоции цветом
  • Озвучиваем впечатления от текста
  • Опираемся на текст.

Важно: объяснить свой выбор!

Ответы фиксируются на доске/

на рабочем листе/ в тетради…

Процесс решения поставленной задачи Значение цветовых символов в тексте Работа с текстом (учебным материалом), заполнение таблицы на рабочем листе В самом рассказе есть слова со значением цвета? Сгруппируйте их. Записываем их в таблицу, называем каждый столбик. (Белый, красный, черный) Почему такие цвета? Какие эмоции они обозначают?

Процесс решения поставленной задачи

Значение цветовых символов в тексте

Работа с текстом (учебным материалом), заполнение таблицы на рабочем листе

  • В самом рассказе есть слова со значением цвета? Сгруппируйте их.
  • Записываем их в таблицу, называем каждый столбик. (Белый, красный, черный)
  • Почему такие цвета? Какие эмоции они обозначают?
Физминутка Гимнастика для глаз Движение Пальчиковая гимнастика Релаксация + воображение (музыка помогает): ребята, сидя на стульях, заведите руки за спинки стула, закройте глаза и представьте Нефёда, который идет за лаптями, утопая в бешено ревущем море вьюги

Физминутка

  • Гимнастика для глаз
  • Движение
  • Пальчиковая гимнастика
  • Релаксация + воображение (музыка помогает): ребята, сидя на стульях, заведите руки за спинки стула, закройте глаза и представьте Нефёда, который идет за лаптями, утопая в бешено ревущем море вьюги
Процесс решения поставленной задачи Анализ образов рассказа Задача – выбрать предметы, относящиеся к Нефеду и семье (матери с мальчиком). Объяснить свой выбор. Предметы могут быть связаны напрямую и символически. (работа с таблицей на рабочем листе, записываем кратко объяснение) Каких предметов больше: мрачных или светлых? Что пытается победить Нефед? (смерть, болезнь, судьбу) Напрасен ли подвиг Нефёда? (Нет, он спас заблудившихся мужиков, лапти вместе с его мертвым телом привезли). Когда мы прочитали рассказ, у Вас возникло ощущение, что мальчик умер?

Процесс решения поставленной задачи

Анализ образов рассказа

Задача – выбрать предметы, относящиеся к Нефеду и семье (матери с мальчиком). Объяснить свой выбор. Предметы могут быть связаны напрямую и символически. (работа с таблицей на рабочем листе, записываем кратко объяснение)

Каких предметов больше: мрачных или светлых?

Что пытается победить Нефед? (смерть, болезнь, судьбу)

Напрасен ли подвиг Нефёда? (Нет, он спас заблудившихся мужиков, лапти вместе с его мертвым телом привезли).

Когда мы прочитали рассказ, у Вас возникло ощущение, что мальчик умер?

Лапти (в коробочке для осмысления названия рассказа) лыко (мочалка из лыка), сердце метроном полено икона свеча череп  Важно! «Опредмечивать», визуализировать понятия, содержание. Абстрактное перевести в конкретное, сделать «своим», близким. Возможность слышать, видеть, осязать, обонять- активизация мозговой деятельности, памяти, эмоций.
  • Лапти (в коробочке для осмысления названия рассказа)
  • лыко (мочалка из лыка),
  • сердце
  • метроном
  • полено
  • икона
  • свеча
  • череп

Важно!

«Опредмечивать», визуализировать понятия, содержание.

Абстрактное перевести в конкретное, сделать «своим», близким.

Возможность слышать, видеть, осязать, обонять- активизация мозговой деятельности, памяти, эмоций.

Решение поставленной задачи Латинское — misericordia (достойный сожаления). Существительное «_____________» пришло в русский язык из старо-славянского, где «милосрьдъ» стало буквальным переводом с латинского misericordia. Значение этого слова— «доброта, сострадание». Производные: милосердный, милостивый, милость. Ми́лость - женский род 1.Доброе, человеколюбивое отношение.

Решение поставленной задачи

Латинское — misericordia (достойный сожаления). Существительное «_____________» пришло в русский язык из старо-славянского, где «милосрьдъ» стало буквальным переводом с латинского misericordia. Значение этого слова— «доброта, сострадание». Производные: милосердный, милостивый, милость.

Ми́лость - женский род

1.Доброе, человеколюбивое отношение. "Сдаться на милость победителя о сдаче без всяких условий. Сменить гнев на милость"

2.Благодеяния, дар. "Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё — наша задача"

3.УСТАРЕЛОЕ Благосклонность, полное доверие, расположение к кому-н. низшему со стороны высшего. "Быть в мило-сти у кого-н."

Выход на начало: слово «Милосердие». Работа со словарной статьей.

Узнавание слова.

  • Есть ли оно среди выдвинутых версий? Где мы можем встретить это слово? (Книжное, высокое). Обсуждаем, какие слова могут быть однокоренными, что значит «милое сердце».

Объяснение смысла названия рассказа

(из коробочки достаются лапти)

Применение нового знания

ЛАПТИ

 

 

 

 

ЛАПТИ, ед. ч.— низкая обувь, распространённая в Восточной Европе и на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х годов, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые, ивовые), берёсты или пеньки]. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей.

Лапоть привязывали к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливали и сами лапти). Лапти отличались крайне низкой себестоимостью ввиду обилия материала; простотой изготовления (мужчин с детства учили плести лапти и в дальнейшем сноровка позволяла изготавливать такую обувь буквально «между делом») и недолговечностью.

ЛАПОТНИК, -а; м. Устар. 1. Тот, кто делает, продаёт лапти. 2. Тот, кто ходит в лаптях; крестьянин. * Лапотник! - Я не лапотник: у нас лаптей не носят (Гладков). // Пренебр. Невежественный, отсталый человек. * Деревенщина! Лапотник! (Тендряков).

ЛАПОТЬ - перен. Простой необразованный человек

  • Рассказ о человеческом милосердии, а называется «Лапти». Согласитесь, слово совсем другого стиля.
  • Почему рассказ так называется? (про лапти).
  • Только ли крестьянская обувь имеется ввиду? Вспомним наши объяснения предметного ряда. Лапти отнесли и к Нефеду, и к мальчику. Из мира Нефеда они перешли с мир мальчика. Чем они стали? (Символом спасения, самопожертвования, милосердия).
  • Лапоть – это слово с переносным значением. Так называли простого мужика. Лапти – это еще и люди, носившие лапти. То есть это такие, как Нефёд, способные пожертвовать собой ради другого. Милосердие-черта национального характера.

!работа с другим источником – словарной статьей, сопоставление текстов, поиск в тексте нужной информации

Обобщение изученного. Подведение итогов -Итак, ребята, какое слово стало предметом нашего разговора сегодня? - Милосердие. -Что значит быть милосердным человеком? - Быть готовым помогать нуждающемуся в помощи, проявлять милость, сострадание, любовь.

Обобщение изученного. Подведение итогов

-Итак, ребята, какое слово стало предметом нашего разговора сегодня?

- Милосердие.

-Что значит быть милосердным человеком?

- Быть готовым помогать нуждающемуся в помощи, проявлять милость, сострадание, любовь.

Домашнее задание Облако тегов   https://wordscloud.pythonanywhere.com/ https://vc.ru/services/368275-5-luchshih-besplatnyh-servisov-dlya-sozdaniya-oblaka-slov Прием может использоваться: Для актуализации изученного материала, словарной работы, выхода на формулировку темы, подведения итогов урока, домашнего задания. Можно сделать облако в специальной программе, можно нарисовать на бумаге.

Домашнее задание

Облако тегов

https://wordscloud.pythonanywhere.com/

https://vc.ru/services/368275-5-luchshih-besplatnyh-servisov-dlya-sozdaniya-oblaka-slov

Прием может использоваться:

Для актуализации изученного материала, словарной работы, выхода на формулировку темы, подведения итогов урока, домашнего задания.

Можно сделать облако в специальной программе, можно нарисовать на бумаге.

Домашнее задание 1)подобрать 10 пословиц, соответствующих теме данного урока (Объяснить их значение) 2) познакомиться с библейской «Притчей о добром самарянине» и определить сходство между ней и рассказом «Лапти».  !Задание поискового, творческого характера

Домашнее задание

  • 1)подобрать 10 пословиц, соответствующих теме данного урока (Объяснить их значение)
  • 2) познакомиться с библейской «Притчей о добром самарянине» и определить сходство между ней и рассказом «Лапти».

!Задание поискового, творческого характера

Подведение итогов, самооценка Лист самооценки Лист взаимооценки Поэтапная самооценка (в рабочем листе, в тетради на полях) + суммирование балла и перевод в отметку. Итоговое тестирование и выставление балла.

Подведение итогов, самооценка

  • Лист самооценки
  • Лист взаимооценки
  • Поэтапная самооценка (в рабочем листе, в тетради на полях) + суммирование балла и перевод в отметку.
  • Итоговое тестирование и выставление балла.
Современные образовательные технологии Благодарю за внимание ! Щелкните для добавления заметок

Современные образовательные технологии

Благодарю

за внимание !

Щелкните для добавления заметок