Технология проблемного обучения
Мышление начинается с проблемной ситуации (С.Л. Рубинштейн)
Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью ( Л.Н.Толстой)
Технология проблемного обучения
— это такая система обучения, в которой преподаватель на занятии предлагает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно ее разрешают. Технология помогает творческому овладению знаниями и развитию мыслительных способностей.
Цель проблемного обучения
— чтобы ученик не только усвоил новые знания, но и прошел весь путь их получения в ходе активного самостоятельного поиска.
Такой подход помогает формированию познавательной самостоятельности, умения выдвигать и разрешать нестандартные проблемы.
Виды проблемного обучения
Проблема Преподаватель предлагает учащимся задачу или вопрос, на который они не знают ответа, но у них есть базовые знания или способности для самостоятельного поиска.
Такие проблемные ситуации должны быть понятны возрасту обучающихся, должны откликаться их опыту и основаны на реальном материале.
Теоретическое исследование
Учащиеся решают теоретическую учебную проблему и тем самым приходят к открытию нового для них правила, закона, теоремы. Можно сказать, что они проходят путь первооткрывателей, первых исследователей, которые таким же опытным путем пришли к решению той или иной задачи.
Поиск практического решения
Учащиеся ищут способ применения известного знания в новой ситуации. Обычно это происходит в формате решения практических заданий.
Сравнительная характеристика традиционного и проблемного обучения
Критерии
Традиционное обучение
Методы обучения
Проблемное обучение
Объяснительно-иллюстративные
Результаты обучения
Активные исследовательские методы.
Готовые знания
Деятельность учителя
Получение знаний через развитие творческих способностей, мышления.
Наглядно-иллюстративное обучение, при котором сообщаются готовые знания, приводятся готовые примеры.
Деятельность
Мотивация
Развитие исследовательской деятельности на основе самостоятельной работы. Управление учебными действиями учеников.
Носит репродуктивный характер:
учащихся
заучивание готового учебного материала, выполнение упражнений на закрепление знаний, воспроизведение готовых знаний.
Формулирование проблемы и поиск путей решения проблемы.
Непосредственное побуждение, связанное с деятельностью учителя. Например, интересное изложение учебного материала.
Самоконтроль и самооценка деятельности.
Интеллектуальные мотивы.
Ученики испытывают удовлетворение от интеллектуального труда.
Приемы создания проблемной ситуации
Преподаватель моделирует проблемную ситуацию под образовательные цели занятия. Существует множество приемов, как это сделать. Перечислим наиболее распространенные.
- Преподаватель подводит к противоречию и предлагает разрешить проблему.
- Учащимся предлагается сравнить, обобщить выводы из ситуации, сопоставить факты.
- Преподаватель задает конкретные вопросы и предлагает разные точки зрения на одну и ту же проблему или противоположные позиции.
- Проблемная задача содержит неопределенность в постановке, противоречивые данные или заведомо допущенные ошибки.
- Учащиеся получают задание найти аналогию изучаемому событию, явлению, процессу, личности.
- Учащиеся получают проблемный вопрос и задание — предположить, как могли бы доказать свою правоту сторонники той или иной точки зрения на эту проблему.
- Группе надо выбрать из нескольких известных решений одно — наиболее рациональное.
Требования к проблемным ситуациям
1. Проблема должна быть понятной. То есть сформулирована так, чтобы большинство представляли себе о чем идет речь.
2. Проблема должна быть посильной для большинства. В противном случае преподавателю придется либо потратить много времени на пояснения, либо решать задачу самому.
3. Проблема должна быть сформулирована интересно. Зачастую развлекательный формат может способствовать успешному решению больше, чем серьезный пример.
Преимущества
- мотивирует задумываться, искать выход из проблемной ситуации, действовать самостоятельно при поиске нестандартного решения;
- при самостоятельном решении проблем знания и умения усваиваются и упрочняются лучше, чем при традиционном обучении;
- проблемное обучение развивает навыки наблюдения, обобщения, исследовательской работы;
- ученики быстрее осмысливают изучаемые явления и обосновывают ответы, сами выдвигают и доказывают гипотезы.
Недостатки
- не по каждой теме занятия легко сформулировать проблему;
- не для любого учебного материала можно смоделировать проблему;
- подготовка такого занятия требует достаточно много времени преподавателя.