СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемное обучение

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации дано определение СОТ «Проблемное обучение», указаны цели и методы проблемного обучения, виды проблемного обучения основные понятия (проблемная ситуация, проблемная задача, творческая задача и др.). Сформулировано понятие проблемной лекции, даны характеристики практических занятий с применением проблемного обучения. Представлены педагогические условия успешности проблемного обучения, варианты изложения  учебного материала в сочетании с постановкой проблемных вопросов

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение»

Презентация современных образовательных технологий Проблемное обучение Составитель Графова Татьяна Владимировна

Презентация

современных образовательных технологий

Проблемное обучение

Составитель

Графова Татьяна Владимировна

Проблемное обучение - это организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемным содержанием обучения , в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания;    - это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

Проблемное обучение

- это организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемным содержанием обучения , в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания; - это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

Цели проблемного обучения развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; усвоение учащимися знаний, умений в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем; воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы; развитие профессионального проблемного мышления.

Цели проблемного обучения

  • развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
  • усвоение учащимися знаний, умений в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;
  • воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;
  • развитие профессионального проблемного мышления.

Педагогические условия успешности проблемного обучения: создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям обучаемых; обеспечение обучаемых совокупностью знаний по предметному содержанию проблемной ситуации; формирование у обучаемых операционных умений решения проблемных задач.  «Основная масса знаний и умений передаётся учащимся не проблемным путём. Но применять усвоенные знания и умения должен научиться творчески, и их применение, поэтому неизбежно строится проблемно». И. Я. Лернер.

Педагогические условия успешности проблемного обучения:

  • создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям обучаемых;
  • обеспечение обучаемых совокупностью знаний по предметному содержанию проблемной ситуации;
  • формирование у обучаемых операционных умений решения проблемных задач.

«Основная масса знаний и умений передаётся учащимся не проблемным путём. Но применять усвоенные знания и умения должен научиться творчески, и их применение, поэтому неизбежно строится проблемно». И. Я. Лернер.

Педагогические условия успешности проблемного обучения: создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям обучаемых; обеспечение обучаемых совокупностью знаний по предметному содержанию проблемной ситуации; формирование у обучаемых операционных умений решения проблемных задач.  «Основная масса знаний и умений передаётся учащимся не проблемным путём. Но применять усвоенные знания и умения должен научиться творчески, и их применение, поэтому неизбежно строится проблемно». И. Я. Лернер.

Педагогические условия успешности проблемного обучения:

  • создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям обучаемых;
  • обеспечение обучаемых совокупностью знаний по предметному содержанию проблемной ситуации;
  • формирование у обучаемых операционных умений решения проблемных задач.

«Основная масса знаний и умений передаётся учащимся не проблемным путём. Но применять усвоенные знания и умения должен научиться творчески, и их применение, поэтому неизбежно строится проблемно». И. Я. Лернер.

Методы проблемного обучения И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин М.И. Махмутов   Проблемное изложение материала (моделирование). Частично-поисковый (экспериментирование, развивающая игра). Исследовательский метод (тренинг, экспериментирование) Метод монологического изложения . Рассуждающий метод изложения Диалогический метод изложения. Метод проблемного изложения. Частично-поисковый (эвристический) метод. Исследовательский метод

Методы проблемного обучения

И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин

М.И. Махмутов

  • Проблемное изложение материала (моделирование).
  • Частично-поисковый (экспериментирование, развивающая игра).
  • Исследовательский метод (тренинг, экспериментирование)
  • Метод монологического изложения .
  • Рассуждающий метод изложения
  • Диалогический метод изложения.
  • Метод проблемного изложения.
  • Частично-поисковый (эвристический) метод.
  • Исследовательский метод
В соответствии с видами творчества можно выделить  три вида проблемного обучения Теоретическое творчество – это теоретическое использование, то есть поиск и открытие учащимся нового для него правила, закона, теоремы и так далее. В основе этого вида лежит постановка и решение теоретических учебных проблем. Практическое творчество – это поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем. Художественное творчество – это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее создание презентации, математической сказки, игры и так далее.

В соответствии с видами творчества можно выделить три вида проблемного обучения

Теоретическое творчество – это теоретическое использование, то есть поиск и открытие учащимся нового для него правила, закона, теоремы и так далее. В основе этого вида лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.

Практическое творчество – это поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем.

Художественное творчество – это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее создание презентации, математической сказки, игры и так далее.

Центральные понятия Проблемная ситуация. Проблемный вопрос. Проблемная задача. Творческая задача. Самостоятельная работа.

Центральные понятия

  • Проблемная ситуация.
  • Проблемный вопрос.
  • Проблемная задача.
  • Творческая задача.
  • Самостоятельная работа.

Проблемная ситуация –  структурная единица проблемного обучения Проблемная ситуация – это состояние умственного затруднения воспитанников, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемная ситуация специально создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств. Проблемная ситуация - сложное психическое состояние, затрагивающее познавательно-эмоциональную сферу (Первый этап самостоятельной умственной деятельности учащегося).

Проблемная ситуация – структурная единица проблемного обучения

Проблемная ситуация – это состояние умственного затруднения воспитанников, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.

Проблемная ситуация специально создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств.

Проблемная ситуация - сложное психическое состояние, затрагивающее познавательно-эмоциональную сферу (Первый этап самостоятельной умственной деятельности учащегося).

Признаки  Проблемной ситуации необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, отношении, способе или действии; наличие неизвестного для учащегося, характеристикой которого является степень обобщения; возможности учащегося, включающие как его творческие способности, так и достигнутый им уровень знаний.

Признаки Проблемной ситуации

  • необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, отношении, способе или действии;
  • наличие неизвестного для учащегося, характеристикой которого является степень обобщения;
  • возможности учащегося, включающие как его творческие способности, так и достигнутый им уровень знаний.
Уровни Проблемности Преподаватель сам анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения. Преподаватель вместе с учащимися анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно формулируют задачу и решают её. Анализ, формулировку и оптимальный выбор решения проблемы осуществляется учащимися самостоятельно.

Уровни Проблемности

  • Преподаватель сам анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения.
  • Преподаватель вместе с учащимися анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно формулируют задачу и решают её.
  • Анализ, формулировку и оптимальный выбор решения проблемы осуществляется учащимися самостоятельно.
Условия использования проблемных ситуаций: Со стороны преподавателя: умение планировать, создавать на учебном занятии проблемные ситуации и управлять этим процессом; формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания учащимся на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

Условия использования проблемных ситуаций:

Со стороны преподавателя:

  • умение планировать, создавать на учебном занятии проблемные ситуации и управлять этим процессом;
  • формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания учащимся на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.
Условия использования проблемных ситуаций: Со стороны учащихся: новая тема («открытие» новых знаний); умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию; умение определить область «незнания» в новой задаче; активная поисковая деятельность.

Условия использования проблемных ситуаций:

Со стороны учащихся:

  • новая тема («открытие» новых знаний);
  • умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
  • умение определить область «незнания» в новой задаче;
  • активная поисковая деятельность.
Проблемный вопрос Это самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание

Проблемный вопрос

Это самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание

Формы Проблемных вопросов предложение или обращение, требующее ответа или объяснения;  проблема, задача, требующая решения.

Формы Проблемных вопросов

  • предложение или обращение, требующее ответа или объяснения;

  • проблема, задача, требующая решения.
типы Проблемных вопросов проверяющие направленность внимания; направленные на проверку прочности ранее усвоенных знаний; помогающие находить учащемуся различие и сходство в предметах и явлениях; помогающие отбирать факты для доказательства; направленные на подтверждение правил; направленные на нахождение причины явления и оценку его значения; направленные на проявление закономерности, описание явления во всех связях и в развитии; формирующие убеждённость, развивающие навык самовоспитания.

типы Проблемных вопросов

  • проверяющие направленность внимания;
  • направленные на проверку прочности ранее усвоенных знаний;
  • помогающие находить учащемуся различие и сходство в предметах и явлениях;
  • помогающие отбирать факты для доказательства;
  • направленные на подтверждение правил;
  • направленные на нахождение причины явления и оценку его значения;
  • направленные на проявление закономерности, описание явления во всех связях и в развитии;
  • формирующие убеждённость, развивающие навык самовоспитания.
Проблемная задача Проблемная задача – это проблема с указанием параметров условий решения.  Проблемная задача отличается от проблемы тем, что в ней заведомо ограничено поле поиска решения.

Проблемная задача

Проблемная задача – это проблема с указанием параметров условий решения.

Проблемная задача отличается от проблемы тем, что в ней заведомо ограничено поле поиска решения.

Компоненты  Проблемной задачи

Компоненты Проблемной задачи

Сложность проблемной задачи обусловлена тремя факторами

Сложность проблемной задачи обусловлена тремя факторами

Дидактические цели решения проблемной задачи

Дидактические цели решения проблемной задачи

Творческая задача Творческая задача – это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения.  Основной признак творческого процесса – отказ от традиционного подхода к интерпретации существующих данных.

Творческая задача

Творческая задача – это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения.

Основной признак творческого процесса – отказ от традиционного подхода к интерпретации существующих данных.

Творческие задачи позволяют

Творческие задачи позволяют

Экспериментальная задача Экспериментальная задача – составление гипотезы, формулировка выводов из результатов опыта, доказательство выдвинутых предположений. Её план: выдвижение гипотезы, обсуждение способов её проверки, конструирование опыта и его проведение.

Экспериментальная задача

Экспериментальная задача – составление гипотезы, формулировка выводов из результатов опыта, доказательство выдвинутых предположений.

Её план: выдвижение гипотезы, обсуждение способов её проверки, конструирование опыта и его проведение.

План  Экспериментальной задачи

План Экспериментальной задачи

Проблемное обучение Задаче формирования творческого мышления обучающихся возможно подчинить все организационные формы обучения. Самостоятельная работа учащихся во внеучебное время Лекции Практические занятия

Проблемное обучение

Задаче формирования творческого мышления обучающихся возможно подчинить все организационные формы обучения.

Самостоятельная работа учащихся во внеучебное время

Лекции

Практические занятия

Проблемная лекция пробуждает у учащихся интерес к изучаемым вопросам; стимулирует активность и самостоятельность в поиске дополнительной информации; моделирует противоречия реальной профессиональной деятельности; знания слушателями приобретаются как бы самостоятельно в процессе разрешения проблемы.

Проблемная лекция

  • пробуждает у учащихся интерес к изучаемым вопросам;
  • стимулирует активность и самостоятельность в поиске дополнительной информации;
  • моделирует противоречия реальной профессиональной деятельности;
  • знания слушателями приобретаются как бы самостоятельно в процессе разрешения проблемы.
Разновидности  проблемной лекции

Разновидности проблемной лекции

Практические и семинарские занятия проблемного характера могут проводиться:

Практические и семинарские занятия проблемного характера могут проводиться:

Создавая на учебном занятии проблемную ситуацию, можно применять такие методические приемы, как:

Создавая на учебном занятии проблемную ситуацию, можно применять такие методические приемы, как:

Варианты изложения  учебного материала  в сочетании с постановкой проблемных вопросов.

Варианты изложения учебного материала в сочетании с постановкой проблемных вопросов.

Вариант 1. При объяснении нового материала преподаватель чётко формулирует основную мысль, раскрывает суть изучаемой закономерности, а иллюстрирует её всего двумя-тремя примерами, фактами. Затем предлагает проблемный вопрос, требующий от учащихся умения на основе сознательного использования полученной информации обнаруживать проявления изучаемой закономерности в конкретной ситуации. Решение учащимися проблемы как бы дополняют рассказ преподавателя, делает лекцию более содержательным и интересным.

Вариант 1.

При объяснении нового материала преподаватель чётко формулирует основную мысль, раскрывает суть изучаемой закономерности, а иллюстрирует её всего двумя-тремя примерами, фактами.

Затем предлагает проблемный вопрос, требующий от учащихся умения на основе сознательного использования полученной информации обнаруживать проявления изучаемой закономерности в конкретной ситуации.

Решение учащимися проблемы как бы дополняют рассказ преподавателя, делает лекцию более содержательным и интересным.

Вариант 2. В ходе изложения нового материала преподаватель чётко выделяет главную мысль, раскрывает суть закономерности, но не иллюстрирует её примерами. Затем он формулирует проблемный вопрос, требующий от учащихся сознательного применения полученной информации для объяснения конкретной ситуации, в которой проявляется изучаемая закономерность, или поиска практического использования этой закономерности.

Вариант 2.

В ходе изложения нового материала преподаватель чётко выделяет главную мысль, раскрывает суть закономерности, но не иллюстрирует её примерами.

Затем он формулирует проблемный вопрос, требующий от учащихся сознательного применения полученной информации для объяснения конкретной ситуации, в которой проявляется изучаемая закономерность, или поиска практического использования этой закономерности.

Вариант 3. Объяснение нового материала преподаватель начинает с изложения нескольких фактов, примеров, но при этом не выделяет чётко основную мысль, не раскрывает полностью суть явления, процесса или закономерности. Затем предлагает учащимся проблемный вопрос, требующий определённой работы в направлении группировки и систематизации знаний, обобщения их и формулирования вывода, отражающего суть изучаемого вопроса.

Вариант 3.

Объяснение нового материала преподаватель начинает с изложения нескольких фактов, примеров, но при этом не выделяет чётко основную мысль, не раскрывает полностью суть явления, процесса или закономерности.

Затем предлагает учащимся проблемный вопрос, требующий определённой работы в направлении группировки и систематизации знаний, обобщения их и формулирования вывода, отражающего суть изучаемого вопроса.

Вариант 4. При изложении нового материала преподаватель сообщает лишь часть сведений, основную мысль формулирует не полностью, не приводит также никаких примеров и фактов, характеризующих отсутствующие элементы основной мысли материала. Завершают формулирование главной мысли учащегося в ходе поиска ответа на проблемный вопрос.

Вариант 4.

При изложении нового материала преподаватель сообщает лишь часть сведений, основную мысль формулирует не полностью, не приводит также никаких примеров и фактов, характеризующих отсутствующие элементы основной мысли материала.

Завершают формулирование главной мысли учащегося в ходе поиска ответа на проблемный вопрос.

Вариант 5. При изложении нового учебного материала преподаватель сообщает о той или иной нерешённой научной проблеме или задаче. Затем предлагает вопрос, побуждающий учащихся в ходе поисковой беседы высказать своё мнение о возможных путях решения конкретной научной проблемы или задачи.

Вариант 5.

При изложении нового учебного материала преподаватель сообщает о той или иной нерешённой научной проблеме или задаче.

Затем предлагает вопрос, побуждающий учащихся в ходе поисковой беседы высказать своё мнение о возможных путях решения конкретной научной проблемы или задачи.

« Проблема возникает не тогда, когда один  высказывает правильную мысль,  а другой — ложную.   Если один высказывает правильную мысль,  а другой — неправильную, то проблемы нет.   Проблема возникает тогда,  когда два человека говорят противоположные вещи и оба правы.   Вот тогда впервые возникает проблема».     

« Проблема возникает не тогда, когда один высказывает правильную мысль, а другой — ложную. Если один высказывает правильную мысль, а другой — неправильную, то проблемы нет. Проблема возникает тогда, когда два человека говорят противоположные вещи и оба правы. Вот тогда впервые возникает проблема».