План-конспект урока по Истории России
на тему:
«Кризис и распад советского общества»
(11 класс)
Подготовила учитель
истории и обществознания
Фомичева Е.А.
Актуальность использования технологии: тема предоставляет хорошие возможности для создания проблемной ситуации, технология соответствует возрастным особенностям учащихся, тема урока позволяет вызвать эмоциональный отклик у учеников.
Оборудование: учебник, документальные материалы, содержащие различные точки зрения о распаде СССР, памятка участнику дискуссии (правила дискуссии).
Цели урока:
- обучающие: формирование знаний о причинах распада СССР;
- развивающие: развитие умения работать с историческими источниками, навыков групповой работы, умения вести дискуссию;
- воспитательные: формирование понимания сложности и противоречивости изучаемого события.
Организационная структура урока.
Этап 1. Организационный момент.
Задачи: мотивация учащихся на изучение темы, целеполагание.
Длительность этапа: 3 – 5 мин.
Содержание этапа:
- вступительное слово учителя: 8 декабря 1991г. лидеры России, Украины и Белоруссии, подписав Беловежское соглашение, официально заявили о распаде СССР.
- вопрос классу: каковы результаты проведённого вами опроса? Какие чувства вызвал у ваших близких распад СССР? (Возможные ответы: грусть, сожаление и др.) Необходимо заострить внимание учеников на том, что это событие никого не оставило равнодушным.
- целеполагание: сегодня на уроке мы попробуем выяснить причины распада СССР.
Этап 2. Постановка проблемного вопроса.
Задачи: создание проблемной ситуации, не имеющей однозначного решения.
Длительность этапа: 2-3 мин.
Функции преподавателя: описание «проблемного поля», постановка проблемного вопроса.
Содержание этапа:
- проблемный вопрос: был ли распад СССР исторической неизбежностью? Для того чтобы узнать ответ на этот вопрос, необходимо понять – распад или развал страны произошел? Оба термина применяются в работах, посвящённых этому периоду, употребляются в телепередачах и радиоэфире. Существует две точки зрения: первая – распад СССР – закономерный результат исторического развития; вторая – в распаде страны виноваты конкретные политики, «развалившие СССР». Читая дома материал учебника, слушая мнения взрослых, ученики ещё до начала урока определяются, с какой позицией согласны;
- учитель просит учащихся разделиться на группы в соответствии со своей позицией. Неопределившиеся ученики также объединяются в группу;
- группы получают задание: ознакомиться с представленными документами, на основании документов и материала учебника сформулировать аргументы в пользу своей точки зрения. Тем, кто не определился: постараться, читая документальные материалы и слушая одноклассников, составить собственное мнение.
Этап 3. Групповая работа.
Длительность этапа: 5 мин.
Задачи: поиск ответа на проблемный вопрос.
Форма организации деятельности учащихся: работа в группах.
Функции преподавателя: регулирование работы групп, консультативная помощь.
Содержание этапа: анализ документальных материалов, обсуждение в группе, формулировка аргументов в защиту своей точки зрения.
Этап 4. Выступления участников групповой работы.
Длительность этапа: 10 – 12 мин.
Задачи: аргументированное изложение учащимися ответа на проблемный вопрос.
Форма организации деятельности учащихся: групповая дискуссия.
Функции преподавателя: ведение дискуссии, при необходимости обращение к «Памятке участнику дискуссии», подведение итогов.
Содержание этапа:
- Выступления учащихся;
- вопросы оппонентов;
- ответы участников групповой работы на вопросы оппонентов;
- выступления «неопределившихся» учеников, объяснение своей позиции.
- подведение итогов: возможен приход к компромиссной точке зрения – распад СССР был закономерен, но его ускорили. Допустимо, если ученики не придут к единому мнению. Право на существование имеют обе точки зрения, что доказывают документы и материал учебника.
Этап 5. Выяснение причин распада СССР.
Длительность этапа: 5 мин.
Задачи: формулировка причин распада СССР.
Функции учителя: постановка вопроса, фиксирование ответов учащихся (причин распада СССР) на доске.
Содержание этапа:
- вопрос классу: сформулируйте причины, которые, на ваш взгляд, привели к распаду СССР (при необходимости дать 1-2 мин. на обсуждение в группах);
- ответы учащихся фиксируются на доске или в тетрадях (возможны ответы: политика перестройки Горбачева, экономический кризис, политический кризис, межнациональные проблемы и др.).
Этап 6. Выводы.
Длительность этапа: 5 мин.
Задачи: анализ последствий распада СССР.
Содержание этапа:
- вопрос классу: что мы потеряли и что приобрели с распадом СССР? (при необходимости возможно кратковременное (1 мин) обсуждение в группах);
- ответы учащихся (возможные ответы: приобрели – суверенитет, свободу, возможность больше средств направить на развитие своей экономики (из тех, что ранее шли на развитие республик), потеряли – статус сверхдержавы, территории, стабильность и др.)
Этап 7. Рефлексия.
Длительность этапа: 3 – 5 мин.
Задачи: подведение итогов урока.
Содержание этапа:
- учитель просит учеников отметить наиболее аргументированные и яркие выступления одноклассников, оценить их;
- в тетрадях учащиеся оценивают по 10-балльной системе 1) свою работу; 2) работу группы; 3) работу класса в целом по решению проблемы;
- вопросы классу: удалось ли нам ответить на проблемный вопрос? Что у нас получилось хорошо? Что не совсем получилось? Почему?
Домашнее задание: составить хронологию распада СССР (по материалам учебника).