ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
В РОССИИ
В данной статье описывается проблемное обучение как педагогическое явление, организация проблемного обучения.
Проблемное обучение, начальная школа.
Проблемное обучение – это организованный учителем учебный процесс, на основе которого, он не сообщает знаний в готовом виде, а ставит перед учащимися проблему, побуждая их искать пути и средства решения проблемы. Ведущими исследованиями методики проблемного обучения были Д. Дьюи, Л.В. Занков, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, В. В. Давыдов, Д. Брунер и М.И. Махмутов.
Проанализировав и обобщив психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что над методом проблемного обучения работали и сейчас работают многие исследователи. Так как в современном образовательном процессе предпочтения отдают проблемному обучению.
Организация проблемного обучения в практике имеет определенные сложности. Основные трудности, по мнению М.И. Махмутова, связаны с недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения в разных типах учебных заведений, а также недостаточной подготовленностью педагога к организации проблемного обучения.
Проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию.
История проблемного обучения начинается с введения, исследовательского метода, многие правила которого были разработаны американским психологом и педагогом Джоном Дьюи. Дьюи считал, что для полноценного интеллектуального развития и образования вполне достаточно познавательной активности и любознательности ребенка, поэтому в процессе обучения педагог должен помогать ученику в познании только того, чего требует сам ученик.
Проблемное обучение является ведущим элементом современной системы развивающего обучения, включающей содержание учебных курсов, разные типы обучения и способы организации учебно-воспитательного процесса в школе.
Существует множество определений понятия проблемного обучения.
Проблемное обучение – это организованный учителем учебный процесс, на основе которого, он не сообщает знаний в готовом виде, а ставит перед учащимися проблему, побуждая их искать пути и средства решения проблемы.
Ознакомившись с теоретической основой организации проблемного обучения, можно сказать, что организация проблемного обучения предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предопределяли применение школьниками соответствующих методов учения.
Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть их сущность.
Проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Мы живем в информационном обществе и главный капитал – умение добывать информацию, которая является самым ценным и важным продуктом будущей рыночной экономики.
Преимущество проблемного обучения в начальной школе состоит в том, что оно как нельзя лучше подготавливает детей к курсу средней школы. Данный вид обучения является своего рода адаптером связующим звеном при переходе учащихся в среднюю школу.
Учитель начальных классов – Кукорова Наталья Игоревна