Содержание
Проблемные ситуации на уроках математики…………..…………………..….9
Проблемные ситуации на уроках окружающего мира………………………..18
Проблемные ситуации на уроках русского языка…………………………….27
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
I. ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКШИЕ "С УДИВЛЕНИЕМ"
Прием 1 Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения. |
«Порядок выполнения действий в числовых выражениях»
Учитель делает на доске запись 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21. Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?
Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные! Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?
Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?
«Дециметр»
Учитель: Саша измерял длину и ширину тетради. Из полученных результатов он составил неравенства, причем оба из них верные. Как такое может быть?
16 20
2 16
Прием 2. Требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление. |
«Вычитание из трехзначных чисел оканчивающихся нулём»
Учитель: Решите примеры. Вспомните алгоритм. Один ученик у доски, остальные выполняют задание в тетради. (Решают примеры, проговаривают алгоритм.)
Примеры: 367 - 143, 534 - 216, 328-174.
( Далее следует практическое задание на новый учебный материал.)
Решите следующий пример, работайте на листочках. (Фронтально решают пример: 400 - 172.)
-Решили пример? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Ученики: Да, решили.
Учитель: Какие получились ответы? (Называют разные ответы.)
-Я вам предложила решить одинаковый пример? (Ответ: да.)
-А ответы получились какие?
Ученики: Разные.
Учитель: Почему?
Ученики: Мы еще не решали такие примеры.
Учитель: Чем этот пример отличается от тех, которые мы только что решали?
Ученики: В уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.
Учитель: Значит, какие примеры будем учиться решать?
Ученики: Примеры на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.
Учитель: Верно. Тему фиксируем на доске.
«Деление суммы на число»
Предлагается решить примеры: (40+8):6 (20+80):10 (30+27):3 (Последний пример должен вызвать затруднение)
- Ребята, смогли решить? (Нет)
- В чем затруднение? (Сумма не делится)
- Чем вычисления не похожи на другие? (А в других сумма делилась)
- Какая тема урока (Деление суммы на число)
!!! Примечание: Проблемная ситуация не срабатывает, тогда:
1. Некоторые ученики решили.
- Ребята, смогли решить? (Нет, да)
- Хорошо, посмотрим у вас (кто решил) потом.
- А остальные ребята, в чем у вас затруднение? (Сумма не делится)
- Чем вычисления не похожи на другие? (А в других сумма делилась)
- Какая тема урока (Деление суммы на число)
2. Все решили.
- Ребята, смогли решить? (Да)
- Решили, а пример то новый! Ну, молодцы!
- Чем вычисления не похожи на другие? (В новом примере сумма не делится на число)
- А сколько у вас получилось? (Дети называют разные ответы)
- А как же так? Задание одно, а результаты разные? (Решили неправильно)
- Почему так получилось? Чего мы не знаем? (Как делить сумму на число)
- Какая же тема урока? (Деление суммы на число)
Прием 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации. |
«Литр»
Шаг 1. В начале урока учитель демонстрирует ученикам две литровые колбы с водой (одна колба узкая и высокая, другая низкая и широкая) и спрашивает в какой воды больше. Большинство детей отвечает что в высокой.
Шаг 2 . Учитель переливает воду в 2 одинаковые литровые банки. Реакция удивления.
Учитель: Кто догадался, почему так получилось? Как нужно определять вместимость сосуда?
Дети: одинаковой меркой.
Учитель вводит понятие «литр»
«Масса»
Шаг 1. Учитель демонстрирует детям две подушечки одинакового размера (одна наполнена горохом, другая синтепоном) и спрашивает какая подушечка легче. Практически все отвечают, что одинаково.
Шаг 2.Тогда учитель дает детям подержать подушечки в руках и сравнить их. Реакция удивления. Дети отмечают что одна из них легче, а другая тяжелее.
Учитель: Словами «легче» и «тяжелее» характеризуют такое понятие, как масса.
«Точки и линии»
Учитель: Как вы думаете, много ли лучей можно построить из одной точки?
Ученики: Один, два (Шаг 1.)
Учитель: Показ картинки солнышка. (Шаг 2.) Дети испытывают удивление. Что вы сначала сказали? А как оказалось на самом деле? Какая у нас возникла проблема? В чём нам предстоит разобраться сегодня на уроке?
II. ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКШИЕ "С ЗАТРУДНЕНИЕМ"
Прием 4. Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение. |
«Миллиметр »
На карточке начерчены один под другим отрезки так, что хорошо заметно, что они неодинаковы (например, длиной 6см 8мм, 7см 2мм). Предлагается измерить отрезки, но длина отрезков будет выражаться в сантиметрах (7см), так как ученики еще не знакомы с миллиметром. Дети с помощью наводящих вопросов, приходят к выводу, что для более точных измерений нужна более мелкая мера, чем сантиметр. После проведения такой работы у учеников возникает познавательный интерес, желание разрешить возникшую проблему.
«Умножение»
Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8. Затем дается задача: "На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?" - практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще.
Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее. |
«Умножение двузначного числа на однозначное»
Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.)
-Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.)
-Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока?
Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.
«Метр»
- Какие единицы измерения длины вы знаете? (сантиметр, дециметр)
Задание: Найти длину школьного коридора, используя данные единицы измерения.
-Что вас удивило?
- Вы сможете выполнить задание? В чём затруднение? (это неудобно, займет много времени, практически невозможно)
-Какой возникает вопрос?
Приём 6. «Постановка конкретного проблемного вопроса» |
Учитель: Рассмотрите запись на доске: 500 кв.м; 400 кв.см; 3 а; 2 кв.дм; 8 га. Сделайте запись в тетрадь, расположив это в порядке возрастания. (Дети пытаются выполнить задание, но не могут)
-Почему вы не справились? В чём трудность? (Мы не знаем, что такое «а, га»)
-Так какой возникает вопрос? (Что такое «а, га»?)
-А вы можете предположить, чем они являются? (Наверное, это единицы площади, ведь они стоят в одном ряду с известными нам единицами площади)
-Если это единицы площади, то какой второй вопрос возникает? (Какую взаимосвязь они имеют с другими единицами площади?)
-Итак, какая же тема урока? (Новые единицы площади)
Приём 7. «Решение задачи с заведомо допущенными ошибками» |
« Решение задач на одновременное встречное движение».
-Решите задачу. Два лыжника вышли из двух посёлков одновременно. Первый лыжник двигался со скоростью 12 км/ч, а другой со скоростью 14 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа? (Дети решают задачу по-разному).
-Почему у нас получились разные ответы? (Потому что в задаче неизвестно, в каком направлении двигался каждый лыжник).
- Какая цель нашего урока?
-Сегодня на уроке мы будем учиться решать задачи на встречное движение. На таком уроке можно смоделировать движение лыжников (встречное, противоположное).
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ 4 ОСНОВНЫХ ПРИЕМА СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ.
1 приём. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения. |
«Растения зимой».
Дети рассматривают органы растений разных групп в зимнее время (веточки деревьев и кустарников). На осенней экскурсии дети узнали, что всего органов растений шесть. Какие? И обнаруживают ещё один орган: почка. Что это? Или, какой это орган растений? Значит, надо развернуть почку. Обнаружили листочек внутри. Значит, из этой почки развивается стебель и листья. Это не новый орган, а приспособление растений к суровым условиям зимы.
«Рукотворная жизнь (искусственный отбор)»
Анализ | Учитель | Ученики |
предъявление первого факта предъявление второго факта побуждение к осознанию побуждение к проблеме вопрос | – Ребята! У кого есть собака? – Какой породы ваши собаки? – Ученые подсчитали, что сейчас на Земле существует несколько тысяч пород собак. – А сколько было пород собак у древних людей? – Так что вас сейчас удивило? Что интересного заметили? – Какой возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске. | Поднимают руки. Называют. – Думаем, одна! (Проблемная ситуация.) – Была одна порода, а стало много. (Осознание противоречия.) – Откуда взялось столько пород собак? (Вопрос) |
«Земля в космосе»
Анализ | Учитель | Ученики |
предъявление противоречивых мнений побуждение к осознанию побуждение к проблеме вопрос | – Внимательно рассмотрите в учебнике два рисунка. Прочитайте подписи к ним. – Что вас удивило? Что интересного заметили? – Какой возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске. | Рассматривают иллюстрации: «Мир по Птоломею», «Мир по Копернику». (Проблемная ситуация.) – Птоломей думает, что Солнце вращается вокруг Земли, а Коперник думает, что Земля вращается вокруг Солнца. (Осознание противоречия.) – Кто из ученых прав? (Вопрос.) |
«Восточнославянские племена»
Учащимся предлагаются противоречивые факты:
-Многие считают, что название «Русь» связано с внешним видом славян – большинство из них были светловолосые и светлоглазые. Их называли «русы». Есть и другое мнение учёных: название «Русь» произошло от названия реки Рось, притока Днепра, где жили древние славяне – земледельцы. Какое мнение вам ближе? Докажите.
«Грибы»
Лена: «Грибы не могут передвигаться, значит, это растения».
Миша: «грибы не зелёные, значит, они животные».
Учитель: «Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия). Какой возникает вопрос? (Побуждение к формированию проблемы). Что такое грибы: растения или животные? И так тема урока…?»
«Арктические пустыни»
Учитель: в Арктике целых полгода полярный день, когда солнечные лучи попадают на земную поверхность. Почему же там не смотря на это очень холодно? Как объяснить данное явление?
«Разнообразие растений»
Учитель: Хвоинки сосны держатся на ветке два-три года, а хвоинки ели — пять-семь лет. Затем они опадают. Почему же сосну и ель называют вечнозелеными растениями?
В данном случае возможно выдвижение двух гипотез: Когда старые хвоинки сосны и ели опадут, на их месте вырастают новые. У сосны и ели каждый год вырастают новые хвоинки. При проверке первой гипотезы выясняется, что одновременное опадение хвоинок у сосны и ели приведет к тому, что оба дерева перестанут быть зелеными. Нужно время, чтобы выросли новые хвоинки. Следовательно, данная гипотеза неверна. Для проверки второй гипотезы необходима опора на наблюдения и жизненный опыт учащихся. Они вспоминают, что у сосны и ели так же, как и у лиственных деревьев, каждый год вырастают новые хвоинки. В результате приходят к выводу, что хвоя сосны и ели обновляется постепенно, поэтому сосна и ель всегда зеленые.
2 приём. Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление. |
«Смена времен года»
Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала учитель выявляет житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации. |
«Природные зоны России»
Шаг 1. Учитель: - Послушайте и скажите: бывает ли так?
«Ехали мы ночью на санях по густому березовому лесу. Иногда березы заступались, и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали грибы и принялись искать еще. Раздвинешь 2-3 березки и найдешь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзинку. Смотрим на часы – время за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на березы, забрались в них с головой, чтобы солнце не светило и комары не кусали, и крепко заснули». (Учитель предъявляет факты: фотографии, сообщения о тундре, видеоматериал).
Ученики: - Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега – мох, цветы, ягоды.
- Еще не бывают грибы выше берез.
- Ночью солнце не светит.
Удивление (возникновение проблемной ситуации).
Шаг 2. Учитель знакомит детей с особенностями природной зоны тундра.
«Природные зоны Росси. Пустыня»
«Круговорот воды в природе»
Шаг 1. Учитель: Много рек течет со всех сторон в моря и озера. Кажется, что моря должны переполниться и затопить сушу. Почему этого не происходит? (Для ответа на этот вопрос у учащихся 3 класса знаний явно не достает)
Шаг 2. Учитель показывает опыт «Круговорот воды в природе»
Прием 4. Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение. |
«Термометр».
Урок начинается с проблемной ситуации. На столе учителя стоят 3 сосуда с водой разной температуры. В 1-ом сосуде +6 -7 градусов; во 2-ом – вода комнатной температуры +20 градусов; в 3-ем подогретая вода 50-55 градусов.
Без названия темы урока предлагается двум детям подойти к столу, чтобы один опустил руку в 1-ый сосуд, другой в третий сосуд. Через 5-7 секунд вместе опустите руки во 2-ой сосуд. Через 1-2 сек. эти дети должны сказать (написать), какая вода во 2-ом сосуде. Один утверждает – «холодная», другой – «горячая». Возникает проблемная ситуация: какой температуры вода во 2-ом сосуде. Найти способ решения задачи. Опустить термометр. Определите тему урока.
«План и карта»
Обучающимся предлагается изобразить в тетради ластик, ручку в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить машину в натуральную величину. Так как это невозможно, обучающиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.
Проблемные вопросы:
-
Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий василёк (цикорий) травой.
-
Зачем нужно знать, из чего состоять растения?
-
Может ли быть на одной веточке цветок и плод?
-
Почему на лугу, где паслись козы, никогда не цвели цветы?
-
Можно ли сказать, что люди, часами сидящие перед растениями, работают?
-
Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и тоже?
-
Горшок с цветком - это объекты природы или предметы окружающего нас мира?
-
Может ли природа быть учителем?
-
Смогут ли существовать на Земле водоросли если исчезнет солнце?
-
Какой объект живой природы может стать для природы лучшим другом или врагом?
-
Верно ли, что вьюнок, цепляющийся за забор, это животное, а паутина паучка - растение?
Проблемные задачи:
-
В корзине лежат редис и лук, яблоки и персик, смородина и малина. Верно ли, что это растения, а не овощи? Кто, кроме биологов, мог их вырастить?
-
Плод и цветок хвастались друг перед другом своими особенностями. Угадай, какими? Чем не может похвастаться цветок перед плодом, а плод перед цветком?
-
Когда старое дерево сгниёт, образуется удобрение, а когда камень разрушится, образуется песок. Какой вывод можно сделать об объектах живой и неживой природы?
-
Известно: почва, солнце, осадки - объекты неживой природы. Цветок, пчела и человек - объекты живой природы. Какие из указанных объектов зависят друг от друга?
Проблемные задания:
-
Сравни стебель и корень. Что у них общего и в чем различия?
-
Рассмотри клубень картофеля. Найди части растений. Чем клубень картофеля отличается от свёклы?
-
Рассмотри проросшие семена пшеницы и проросший репчатый лук. Найди корень и листья. Почему листья зеленые, а корешки белые? Почему корешки растут вниз, а листочки вверх? (Посади их в горшочки.)
-
Наблюдай за ростом растений. Проводи наблюдения через три дня, измеряя высоту растений линейкой. Объясни, почему у растений, посаженных в одно и то же время разная быстрота роста? Записывай в тетрадь дату появления новых листьев, побегов. Сделай рисунки растений. Подумай, что у них общего и в чем отличие?
-
Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев, - живой организм.
-
Определи: что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются.
-
Перед вами два пластмассовых стаканчика: с водой и землей, блюдце и вата, семена пшеницы , репчатый лук, морковь. Какие объекты живой природы можно соединить с объектами неживой природы, чтобы через 5(7)дней убедиться в том, что растение - живой организм?
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
I.ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКШИЕ "С УДИВЛЕНИЕМ"
Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения. |
«Главные члены предложения»
Учитель: Серёжа и Маша прочитали предложение: Школьники пошли в музей. Серёжа считает, что в предложении говорится о школьниках, а Маша считает, что в предложении говорится о музее. С кем ты из ребят согласишься?
«Непроизносимые согласные в корне слова»
По заданию учителя обучающиеся читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет). Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах "т" не произносится? И тема урока сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне слова".)
Прием 2. Требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление. |
«Сложные слова»
На доске записано слово мухоловка. Учитель вызывает двух учащихся и предлагаю выделить корень.
Один ученик выделяет один корень. Второй ученик выделяет два корня
Разные мнения вызывают реакцию удивления.
«Разделительный Ъ и Ь знаки»
Учитель | Ученики |
Предлагаю написать словарный диктант (двое пишут на скрытых досках, остальные на листочках) Так как дети ещё не знают правила, возникает разброс мнений. -Какое было задание? Сколько мнений в классе? Так чего мы ещё не знаем? Так какая сегодня тема урока? | |
«Правописание суффиксов -чик- и –щик»
Учитель: От слов "груз" и "буфет" образуйте новые слова с помощью суффиксов – чик - и – щик -. (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа записывает ответ на отдельном листе и вывешивает его на доску.) Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какие слова у вас получились.
Ученики: Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик.
Учитель: Итак, что же получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Условий выбора того или иного суффикса.) Какой будет тема урока?
Ученики: Правописание суффиксов -чик- и -щик-.
«Мягкий знак после шипящих»
На этапе актуализации знаний обучающимся предлагается задание (пробное действие).
- Запишите в своих тетрадях слова «камыш», «гуашь».
Обучающиеся выполняют пробное действие в тетрадях.
- Кто записал. Какие у вас получились результаты?
Обучающиеся зачитывают свои варианты.
- У нас в классе возникло несколько мнений (1.Гуашь, камышь; 2 гуаш, камыш; 3 гуаш, камышь, 4 гуашь, камыш).
- Кто прав?
- Проверьте себя по образцу.
− Кто ошибся. Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли правильно записать слова.)
− Кто правильно записал слова, каким правилом вы воспользовались?
Обучающиеся осознают отсутствие эталона для записи слов.
− Что вы не можете сделать? (Мы не можем представить правило, по которому записывали слова)
− Какой следующий шаг вы должны будете сделать? (Разобраться в наших затруднениях.)
Этап выявления места и причины затруднения.
− Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были записать слова с шипящими на конце).
− В чем затруднение? Почему оно возникло? (Не все смогли правильно записать слова. У нас нет правила (эталона) для определения, когда нужно писать мягкий знак после шипящих, а когда - нет. )
Этап построения проекта выхода из затруднения.
- Сформулируйте цель нашего урока? (Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется).
- Сформулируйте тему нашего урока? (Мягкий знак после шипящих).
- Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану:
На доску вывешивается план:
Алгоритм – план исследования:
1. Прочитайте слово.
2. Определите часть речи.
3. Определите род имен существительных.
4. Запишите слова, распределив их в группы по родам.
5. Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы?
6. Сделайте вывод. Сформулируй правило.
Этап реализации построенного проекта.
−Предлагаю поработать вам в парах. Вспомните, правила работы в парах.
− Выполните план в парах.
Каждая пара получает лист для оформления ответов (формат А4). Слова на карточках. Ключ, дочь, карандаш, молодёжь, вещь, лещ, уж, мышь.
- Когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет? Какой вывод сделали? (У имен существительных женского рода с шипящим на конце пишется мягкий знак, а у имен существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется)
- Где мы можем себя проверить, правильное ли открытие сделали? (По учебнику)
- А теперь откройте учебник. Сравните наш вывод с правилом в учебнике.
Дети читают правило в учебнике.
− Итак, сделайте вывод. (Мы всё открыли правильно.)
«Правописание суффиксов –ик- и –ек-»
Этапы урока | Анализ | Учитель | Обучающиеся |
Постановка проблемы | Постановка проблемы через побуждающий диалог Прием: Столкновение мнений | У доски два ученика Задание: запишите слова: горошек, ключик, чулочек, карандашик, веночек, кирпичик. - Итак, вы выполнили задание? Что же вас удивило? Учитель открывает образец с правильным написанием. - Задание я дала одно, а выполнили вы его по-разному. Сколько мнений получилось? - Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулировке проблемы) - Значит, какая будет тема урока? Учитель записывает тему на доске | Учащиеся записывают слова, не показывая друг другу и классу. Затем открывают для обозрения. Учащиеся отвечают: мы выполнили его по-разному. Учащиеся отвечают: У нас два мнения: либо –ик-, либо –ек- Мы не знаем, какой суффикс писать (формулировка проблемы) - Правописание суффиксов -ик- и -ек- (формулировка темы урока) |
Решение проблемы | Побуждающий к формулировке гипотез и проверке их диалог | - Итак, какие есть идеи? (побуждение к гипотезам) - Так (принятие ошибочной гипотезы). Все с этим согласны? (побуждение к проверке гипотезы) - Какие еще есть гипотезы? (побуждение к гипотезам) -Все так думают? (побуждение к проверке гипотезы) Учитель делает подсказку: -Измените данные слова, поставьте их во множественном числе. - Что вы заметили? Задание: прочитайте правило | - После звонких звуков пишется -ик-(ошибочная гипотеза) - А в слове клубочек пишется -ек- (контраргумент) -ик- пишется в словах без приставки (ошибочная гипотеза) Учащиеся отвечают: в одних словах гласный остаётся, а в других исчезает. Учащиеся формулируют правило: Если в слове остаётся гласный, то пишется суффикс -ик-, а если «убегает» - то суффикс -ек- |
Пример фрагмента урока наглядно показал, как при помощи диалога у учащихся развиваются логическое мышление, творческие научные способности. Учитель ни разу не задал вопроса с указанием на знания, ранее изученные, но дети самостоятельно повторили и приставку, и суффиксы, слова во множественном и в единственном числе. Обучающиеся провели исследование: выявили противоречие, т.е. проблему и выдвинули гипотезы ее решения, найдя правильную.
«Чередование согласных в корне слова»
На доске записаны слова: снеговой, снеговик, снегопад. Учитель просит детей выделить корень в словах. Дети справляются. Затем учитель просит выделить корень в слове «снежок». У детей реакция удивления.( слова родственные, а в корне вместо г стоит буква ж)
Прием 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации. |
«Неизменяемые слова»
Шаг 1..
На доске записаны слова: трава, дерево, море, кино, шоссе.
Разберите их по составу (практическое задание на ошибку).
Шаг 2.
Учитель: Вспомните, как называются слова кино, шоссе? (неизменяемые).
Учитель: чего не может быть у неизменяемых слов? Реакция удивления.
«Глаголы исключения»
Учитель: Какую тему мы проходили на прошлом уроке? Ученики: Спряжение глаголов.
Учитель: Поупражняемся в определении спряжения глаголов... (Обучающиеся легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило. Далее - шаг 1.) А теперь определите спряжение глаголов "смотреть" и "стелить". (Смотреть - глагол первого спряжения, стелить - глагол второго спряжения. Далее - шаг 2.) Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске. Что вы замечаете?
Ученики: Смотреть - глагол второго спряжения, а стелить - первого.
Учитель: Итак, что вы хотели сделать? Какое правило применили? Получилось выполнить задание? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)
Ученики: Глаголы-исключения.
«Наречие»
Учитель: На доске два столбика слов. 1-й столбик: редкий, мягкий, легкий; 2-й столбик: редко, мягко, легко. Что вы можете о них сказать?
Ученики: Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором - наречия. Учитель: Разберите по составу слова каждого столбика.
(Шаг 1.) Обучающийся у доски производит разбор слов по составу, выделяет окончание -о в словах второго столбика.) Проверим. Слова второго столбика - наречия. Вспомните, что такое наречие?
Ученики: Неизменяемая часть речи.
Учитель: Но тогда у наречий чего не может быть? (Шаг 2.)
Ученики: Окончания.
Учитель: Итак, что вы сначала думали по поводу "о"? А что оказалось потом? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что же такое "о" в наречиях? (Проблема как вопрос.)
«Ударение»
На доске записаны слова: пропасть, замок, свёкла, кружки, стрелки, белки, хлопок, мука, плачу, полки. Учитель просит в один столбик записать слова, где ударение падает на первый слог. Во второй – ударение падает на второй слог. Обучающиеся зачитывают свои ответы. Они понимают, что вариантов много и теряются в своих догадках. Учитель предлагает обратиться к словарю. Обучающиеся приходят к выводу, что ударение может изменить смысл слова и любой из вариантов был правильным.
II.ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКШИЕ "С ЗАТРУДНЕНИЕМ"
Прием 4. Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение. |
«Число имен существительных»
На доске записаны слова: дерево, птица, мёд, молоко, пирог, доброта. Задание: поставьте и запишите данные имена существительные в форме множественного числа. Ребята сталкиваются с проблемой невозможности выполнения задания.
2 класс «Существительные с суффиксом -ник-»
Учитель: Продолжаем работать с существительными, образованными суффиксальным способом. Прочитайте слова и образуйте от них существительные с помощью суффикса -ник-. (Выполнимое задание. Обучающиеся образуют существительные: пожар - пожарник, сапог - сапожник, чай - чайник, соус - соусник, ель - ельник.)
Проделайте то же самое с другим столбиком слов. (Слова: шкаф, пол, портрет. Невыполнимое задание. Обучающие испытывают затруднение.) В чем затруднение?
Ученики: От этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-.
Учитель: Какой возникает вопрос?
Ученики: Почему от некоторых слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-? (В результате выявленных закономерностей после выполнения заданий обучающиеся формулируют тему урока "Существительные с суффиксом -ник-")
«Предлоги»
Проблема: Сегодня мы познакомимся с новыми словами, которые употребляем в речи. Обучающиеся уже знают, что есть слова-предметы, слова, обозначающие признаки и действия предметов. Но они не знают, что слова в речи соединены между собой в некоторых случаях предлогами. Обучающиеся легко называют слова-предметы, слова - признаки предметов и слова-действия предметов. При составлении предложения из перечисленных слов: птичка золотая, клетка, сидит, дети долго не могут составить предложение. У них возникает вопрос о том, как же составить предложение: много слов, мало слов, как получить законченную мысль.
Решение: Подводящий диалог
Давайте попробуем разобраться вместе (на доске закрепляю клетку для птиц, а в руке держу "птичку)
- Какие слова-предметы нам предложены? (клетка, птичка)
- К какому слову лучше отнести данный признак: золотая"?
- К какому предмету относится действие? (птичка)
- Где может сидеть птичка?
По ходу ответов, мы прикрепляем птичку в нужном месте: в - внутри, около - рядом, под, на, за, перед и т. д.)
- Что помогло нам определить место нахождения птички?
- Где встречали эти слова?
- Каково значение этих слов?
Учителем делается обобщение: действительно, это новые слова, которые помогли нам связать знакомые слова в речи.
- Кто уже знает, как они называются? (этот вопрос возник, т.к. никто из ребят не употребил название "предлоги")
«Неопределенная форма глагола»
На доске записаны слова: играть, ехать, колоть, пить.
Учитель просит определить лицо и число глаголов. У детей недоумение, так как задание невыполнимо.
Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее. |
«Спряжение глаголов»
Анализ | Учитель | Обучающиеся |
Невыполнимое задание, побуждение к осознанию и побуждение к проблеме | Что такое склонение? | Изменение по падежам |
Какие части речи мы научились склонять? | Имена существительные и прилагательные |
Попробуйте просклонять глагол прыгать. Получилось? | (испытывают затруднения, проблемная ситуация) -Нет. |
- Какой возникает вопрос? | Глаголы не склоняются -Как изменяются глаголы? (учебная проблема как вопрос). |
«Слова, которые обозначают действия предметов»
На доске записаны имена существительные и глаголы: малыш, плачет, моросил, дождик, грачи, прилетят. Дети группируют слова. В один столбик записывают слова, отвечающие на вопросы кто? что? В другой – остальные слова. Далее детям предлагается задать вопросы к словам второго столбика и объяснить, что обозначают эти слова? Если возникнет трудность, можно предложить соотнести слова-предметы с подходящими словами, обозначающими их действие.
«Связь слов в предложении»
-Прочитайте предложение на доске. Выделите его основу.
- Луг покрылся зелѐной травой. Выделяют основу.
-Установите связи остальных слов в предложении. Испытывают затруднение. (Проблемная ситуация).
-Вы смогли выполнить задание?
-Нет, не смогли.
-В чем затруднение?
-Чем это задание не похоже на предыдущее? (Побуждение к осознанию противоречия).
-Мы такого еще не делали.
-Там надо выделить основу, а здесь связывать остальные слова. (Осознание противоречия).
-Какова же тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы).
-Связь слов в предложении. (Учебная проблема как тема урока)
Приём 6 «Постановка конкретного проблемного вопроса». |
"Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']"
Учитель: Послушайте стихотворения, которые я вам приготовила. Определите, какие звуки произносятся чаще?
Лохматый лев увидел сон:
Летит с горы на лыжах он.
Луна и снег - быстрей, быстрей.
Вот это лев - краса зверей.
Ученики: Чаще слышатся звуки [л], [л'].
Учитель: Мяч летает полосатый.
В мяч играют медвежата.
- Можно мне? - спросила мышка.
- Что ты, ты еще малышка!
Ученики: Чаще слышатся звуки [м], [м'].
Учитель: Так какая тема сегодняшнего урока?
Ученики: Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']. (Учитель фиксирует тему на доске.)
«Проверяемые безударные гласные»
Учитель: Прочитайте предложение и исправьте в нем ошибки.
у доктора айболита жила сова бумба.
Дети находят ошибки на ранее изученные правила.
Учитель: Правильно ли записано слово «СОВА»? Произнесите его. Мы слышим «САВА».
Спишите это слово, поставьте ударение. В каком положении стоит буква «О»? Какой вопрос возникает?
Дети : «О» безударная. Какая гласная пишется в если на нее не падает ударение.
Учитель: Чему мы сегодня будем учиться на уроке?
Дети: Правильно записывать безударные гласные в словах.
Учитель: после слова «СОВА» поставьте тире и запишите слово, которое бы обозначало, что сов много. (СОВЫ). Поставьте в этом слове ударение. Что вы заметил?
Приём 7. «Решение задачи с заведомо допущенными ошибками» |
«Предложение. Текст»
– Проверьте работу ученика, которому надо было расставить знаки препинания в предложениях. Что вы ему посоветуете?
На доске: Дети шли по лесу! Вдруг раздался шорох. Кто там. Это ёжик?