СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемные вопросы охраны труда в образовательных учреждениях

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемные вопросы охраны труда в образовательных учреждениях на современном этапе.

Просмотр содержимого документа
«Проблемные вопросы охраны труда в образовательных учреждениях»

Проблемы охраны труда в образовательных учреждениях

на современном этапе

Екатерина Николаевна Латашенко

Методист методического кабинета отдела образования

администрации Петровского района города Донецка, ДНР


ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


Донецкая Народная Республика является социальной республикой, ее политика направлена на создание благоприятных условий, которые должны обеспечить выполнений цели производственной деятельности при сохранности здоровья и свободном развитии человека.

В сфере социально-трудовых отношений вопросы охраны труда охватывают большой круг понятий и направлений. Охрана труда подразумевает порядок безопасности жизни и состояние здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включая социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Данное определение позволяет заметить, что охрана труда считается, в целом, особенной конфигурацией социальных взаимоотношений людей. Взаимоотношения, в которые вступают люди, несут с собой цель сохранить себя от негативных условий труда и опасностей производственного процесса.

В другом смысле понятие охраны труда можно рассматривать как один из разделов трудового права – здесь он выступает в виде совокупности правовых средств безопасности жизни.

В Донецкой Народной Республике в настоящее время существуют большие проблемы в области охраны труда, к которым, в первую очередь, относят:

- недостаток важной производственной и административной подготовленности у руководителей учреждений;

- нехватка профессионалов по вопросам охраны труда согласно штатному расписанию учреждений;

- отсутствие систем коммуникаций среди работников по конкретным практическим вопросам безопасности жизни и здоровья на производстве.

- слабость санкционированного общественно-политического давления со стороны работников на работодателей.

Главная трудность состоит в том, что в Донецкой Народной Республике все события в области охраны труда ориентированы на выплату дополнительных компенсаций в негативных обстоятельствах – профилактическое питание, вероятность преждевременного выхода на пенсию, дополнительный отпуск, иные денежные компенсации и т.д.

Политика Донецкой Народной Республики в области эргономики и охраны труда функционирует в двух направлениях:

1. Совершенствование системы охраны труда работников на производстве;

2. Создание и развитие системы медико-профилактического обслуживания работников.

Сегодня уделяется пристальное внимание правильной организации охраны труда в научных, образовательных и других учреждениях. На повышение качества охраны труда направлены законодательные акты республики, в ДНР в первую очередь к таковым относится закон «Об охране труда». На их основе разрабатываются иные нормативные акты, регулирующие вопросы организации охраны труда на предприятиях. Естественно, выполнение этих и других законодательных норм является обязательным для всех организаций. Поэтому, переходя от общего к частному, попробуем взглянуть на проблему правильной организации охраны труда предприятия с точки зрения его руководителя.

В соответствии с требованиями законодательства, при наличии у работодателя более 50 работников в организации должна быть создана служба охраны труда. Если же численность сотрудников не превышает 50 человек, то работодатель самостоятельно принимает решение о создании такой службы с учетом специфики своей производственной деятельности.

Но каким же образом руководителю оценить работу СОТ, устранить ошибки ее работы, которые могут привести к штрафным санкциям или, в худшем случае, аварии, травмам?

Например, для оценки организации работы по охране труда можно использовать следующие критерии:

  • наличие приказа об организации работы по охране труда;

  • наличие документов о назначении лиц, ответственных за безопасные условия работ;

  • выполнение программ, планов и мероприятий по охране труда;

  • наличие плана мероприятий по охране труда и перечней контингента работников, которым по условиям труда установлены льготы;

  • наличие правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных режимов труда и отдыха работников;

  • наличие перечня профессий и должностей работников, подлежащих предварительному и периодическому медицинскому осмотру.

Для оценки организации обучения работников вопросам охраны труда необходимы:

  • наличие программы проведения вводного инструктажа, утвержденной руководителем организации;

  • наличие программы проведения первичного инструктажа на рабочих местах, инструкций по охране труда;

  • проведение всех видов инструктажа в соответствии с установленными сроками и периодичностью с записью в журналах регистрации инструктажа по охране труда;

  • наличие приказа руководителя организации о продолжительности обучения и стажировки, периодичности проверки знаний по вопросам охраны труда работников;

  • наличие программ и учебных планов обучения работников организации, утвержденных руководителем организации;

  • приказ о создании комиссии по проверке знаний по вопросам охраны труда работников организации;

  • ведение документации по обучению вопросам охраны труда: журналы посещения занятий, протоколы проверки знаний, выдача удостоверений;

  • наличие кабинета в организации или уголков в структурных подразделениях по охране труда.

При проверке состояния охраны труда на рабочих местах можно оценить:

  • содержание оборудования в технически исправном состоянии: соблюдение сроков осмотра, испытания, текущего и профилактического ремонта оборудования;

  • создание безопасных условий труда на рабочих местах;

  • проведение специальной оценки условий труда (план мероприятий с указанием сроков проведения, перечня мероприятий и ответственных лиц);

  • оформление наглядной агитации по охране труда на рабочих местах;

  • обеспечение санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах;

  • план мероприятий по улучшению условий труда в организации;

  • соблюдение требований безопасности при выполнении работ (по материалам проверок);

  • проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников;

  • выполнение установленного порядка учета и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, представления статистической отчетности;

  • обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;

  • состояние территории: исправность проездов, тротуаров, инженерных коммуникаций.

Использование перечисленных рекомендаций позволит руководителю организации оценить качество работы службы охраны труда и принять необходимые меры по его улучшению.

Основной проблемой в учебных учреждениях на данный момент является пока еще не полное понимание всей важности охраны труда в трудовой и образовательной деятельности. Большинство инженеров по охране труда, пришедших на работу в образовательные учреждения еще не имеют опыта работы в данной сфере, не понимают основных направлений работы и первоочередности проведения мероприятий по вопросам охраны труда и безопасности жизнедеятельности, а также часто сталкиваются с нежеланием руководства обращать внимание на текущие проблемы.

В учебных учреждениях постоянно должны проводится следующие мероприятия:

  • Разработка наглядных пособий, стендов, других информационных материалов, освещающих важность соблюдения норм и правил охраны труда учащимися;

  • Активное проведение месячников, недель безопасности по вопросам охраны труда с привлечением учащихся к интерактивному процессу мероприятий;

  • Регулярное проведение инструктажей, бесед как с работниками учебных учреждений, а также с учащимися и воспитанниками;

  • Регулярная проверка состояния кабинетов, так называемой, "повышенной опасности" - химии, биологии, физики, информационных технологий, мастерских, спортзалов, а также их оборудования и материалов.

  • Проведение обучения по вопросам охраны труда и безопасности жизнедеятельности не реже, чем раз в три года руководящего состава учреждения, а также лиц, назначенных ответственными за состояние охраны труда в учреждении.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!