Проблемы охраны труда в образовательных учреждениях
на современном этапе
Екатерина Николаевна Латашенко
Методист методического кабинета отдела образования
администрации Петровского района города Донецка, ДНР
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Донецкая Народная Республика является социальной республикой, ее политика направлена на создание благоприятных условий, которые должны обеспечить выполнений цели производственной деятельности при сохранности здоровья и свободном развитии человека.
В сфере социально-трудовых отношений вопросы охраны труда охватывают большой круг понятий и направлений. Охрана труда подразумевает порядок безопасности жизни и состояние здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включая социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Данное определение позволяет заметить, что охрана труда считается, в целом, особенной конфигурацией социальных взаимоотношений людей. Взаимоотношения, в которые вступают люди, несут с собой цель сохранить себя от негативных условий труда и опасностей производственного процесса.
В другом смысле понятие охраны труда можно рассматривать как один из разделов трудового права – здесь он выступает в виде совокупности правовых средств безопасности жизни.
В Донецкой Народной Республике в настоящее время существуют большие проблемы в области охраны труда, к которым, в первую очередь, относят:
- недостаток важной производственной и административной подготовленности у руководителей учреждений;
- нехватка профессионалов по вопросам охраны труда согласно штатному расписанию учреждений;
- отсутствие систем коммуникаций среди работников по конкретным практическим вопросам безопасности жизни и здоровья на производстве.
- слабость санкционированного общественно-политического давления со стороны работников на работодателей.
Главная трудность состоит в том, что в Донецкой Народной Республике все события в области охраны труда ориентированы на выплату дополнительных компенсаций в негативных обстоятельствах – профилактическое питание, вероятность преждевременного выхода на пенсию, дополнительный отпуск, иные денежные компенсации и т.д.
Политика Донецкой Народной Республики в области эргономики и охраны труда функционирует в двух направлениях:
1. Совершенствование системы охраны труда работников на производстве;
2. Создание и развитие системы медико-профилактического обслуживания работников.
Сегодня уделяется пристальное внимание правильной организации охраны труда в научных, образовательных и других учреждениях. На повышение качества охраны труда направлены законодательные акты республики, в ДНР в первую очередь к таковым относится закон «Об охране труда». На их основе разрабатываются иные нормативные акты, регулирующие вопросы организации охраны труда на предприятиях. Естественно, выполнение этих и других законодательных норм является обязательным для всех организаций. Поэтому, переходя от общего к частному, попробуем взглянуть на проблему правильной организации охраны труда предприятия с точки зрения его руководителя.
В соответствии с требованиями законодательства, при наличии у работодателя более 50 работников в организации должна быть создана служба охраны труда. Если же численность сотрудников не превышает 50 человек, то работодатель самостоятельно принимает решение о создании такой службы с учетом специфики своей производственной деятельности.
Но каким же образом руководителю оценить работу СОТ, устранить ошибки ее работы, которые могут привести к штрафным санкциям или, в худшем случае, аварии, травмам?
Например, для оценки организации работы по охране труда можно использовать следующие критерии:
наличие приказа об организации работы по охране труда;
наличие документов о назначении лиц, ответственных за безопасные условия работ;
выполнение программ, планов и мероприятий по охране труда;
наличие плана мероприятий по охране труда и перечней контингента работников, которым по условиям труда установлены льготы;
наличие правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных режимов труда и отдыха работников;
наличие перечня профессий и должностей работников, подлежащих предварительному и периодическому медицинскому осмотру.
Для оценки организации обучения работников вопросам охраны труда необходимы:
наличие программы проведения вводного инструктажа, утвержденной руководителем организации;
наличие программы проведения первичного инструктажа на рабочих местах, инструкций по охране труда;
проведение всех видов инструктажа в соответствии с установленными сроками и периодичностью с записью в журналах регистрации инструктажа по охране труда;
наличие приказа руководителя организации о продолжительности обучения и стажировки, периодичности проверки знаний по вопросам охраны труда работников;
наличие программ и учебных планов обучения работников организации, утвержденных руководителем организации;
приказ о создании комиссии по проверке знаний по вопросам охраны труда работников организации;
ведение документации по обучению вопросам охраны труда: журналы посещения занятий, протоколы проверки знаний, выдача удостоверений;
наличие кабинета в организации или уголков в структурных подразделениях по охране труда.
При проверке состояния охраны труда на рабочих местах можно оценить:
содержание оборудования в технически исправном состоянии: соблюдение сроков осмотра, испытания, текущего и профилактического ремонта оборудования;
создание безопасных условий труда на рабочих местах;
проведение специальной оценки условий труда (план мероприятий с указанием сроков проведения, перечня мероприятий и ответственных лиц);
оформление наглядной агитации по охране труда на рабочих местах;
обеспечение санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах;
план мероприятий по улучшению условий труда в организации;
соблюдение требований безопасности при выполнении работ (по материалам проверок);
проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников;
выполнение установленного порядка учета и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, представления статистической отчетности;
обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
состояние территории: исправность проездов, тротуаров, инженерных коммуникаций.
Использование перечисленных рекомендаций позволит руководителю организации оценить качество работы службы охраны труда и принять необходимые меры по его улучшению.
Основной проблемой в учебных учреждениях на данный момент является пока еще не полное понимание всей важности охраны труда в трудовой и образовательной деятельности. Большинство инженеров по охране труда, пришедших на работу в образовательные учреждения еще не имеют опыта работы в данной сфере, не понимают основных направлений работы и первоочередности проведения мероприятий по вопросам охраны труда и безопасности жизнедеятельности, а также часто сталкиваются с нежеланием руководства обращать внимание на текущие проблемы.
В учебных учреждениях постоянно должны проводится следующие мероприятия:
Разработка наглядных пособий, стендов, других информационных материалов, освещающих важность соблюдения норм и правил охраны труда учащимися;
Активное проведение месячников, недель безопасности по вопросам охраны труда с привлечением учащихся к интерактивному процессу мероприятий;
Регулярное проведение инструктажей, бесед как с работниками учебных учреждений, а также с учащимися и воспитанниками;
Регулярная проверка состояния кабинетов, так называемой, "повышенной опасности" - химии, биологии, физики, информационных технологий, мастерских, спортзалов, а также их оборудования и материалов.
Проведение обучения по вопросам охраны труда и безопасности жизнедеятельности не реже, чем раз в три года руководящего состава учреждения, а также лиц, назначенных ответственными за состояние охраны труда в учреждении.