СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемный урок по биологии "Отчего люди не летают?"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: содействовать развитию у обучающихся критического мышления, опыта и инструментария познавательной деятельности; выявить особенности организации птиц, связанные с приспособленностью к полёту

Просмотр содержимого документа
«Проблемный урок по биологии "Отчего люди не летают?"»

ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК

ПО БИОЛОГИИ

Тема: Отчего люди не летают?

Учитель биологии и географии

Головина Наталья Владимировна

МКОУ «Пальминская ООШ»


Цель урока: содействовать развитию у обучающихся критического мышления, опыта и инструментария познавательной деятельности; выявить особенности организации птиц, связанные с приспособленностью к полету.


Задачи урока:

  • познавательная: изучить особенности строения и жизнедеятельности птиц, связанные с приспособлением к полету;

  • развивающая: развивать теоретическое мышление учащихся, информационные и коммуникативные умения и навыки в процессе самостоятельной работы с учебной информацией;

  • воспитательная:  воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, наблюдательности, самостоятельности); формирование ценностного отношения к природе и ее изучению.


Ход урока:


Организационный момент.

Приветствие.

Мобилизующее начало урока. Просмотр видеофрагмента «Полет чаек» под музыку А. Пахмутовой.

Учитель:

Я белая птица, белая птица.
Жизни мгновения длится полёт.
Но белая птица, белая птица
Только в полёте поёт и живёт.

Какие чувства Вы испытывали, наблюдая за полетом птиц?


Постановка учебной проблемы.

Полет – удивительное, завораживающее зрелище! Полет – извечная мечта человека. Отчего люди не летают?», - восклицает Екатерина героиня пьесы Н.А.Островского «Гроза».

А разве люди не способны летать?

Ученики приводят примеры летательных аппаратов и приспособлений, которые человек использует для полета.

Учитель: Как много приспособлений придумал человек, чтобы подняться в воздух, но так и не смог повторить полет птиц. Чем же отличается полет птицы от полета летательного аппарата? (просмотр видеофрагмента «Виды полета птиц»). Во время беззвучного просмотра один из учащихся делает сообщение о видах полета.

В процессе обсуждения уточняется формулировка проблемы:«Отчего люди не летают так, как птицы?»

Учитель: прежде всего, предлагаю вам выяснить, какими характеристиками должно обладать тело, способное к полету (создание кластера в процессе беседы сучащимися, который оформляется на доске и в тетрадях).


Поиск решения.

Учитель:А теперь постараемся найти особенности строения и жизнедеятельности птиц, которые делают их тело обтекаемым, легким и прочным, создают летательные поверхности, снабжают полет энергией и обеспечивают навигацию.

Наибольшее количество приспособлений к полету обнаруживается в скелете птицы.

В процессе беседы, работы с рисунком и натуральным объектом (скелет голубя) выявляются особенности строения скелета птиц, связанные с приспособлением к полету:

  • кости тонкие с воздушными полостями;


  • срастание костей черепа, поясничных, крестцовых и хвостовых позвонков, костей тазового пояса и ключиц;

  • грудина имеет вырост – киль;

  • кости предплюсны и плюсны срослись в цевку;

  • челюсти превратились в клюв;

Учитель организует поисковую работу учащихся с дополнительной информацией (работа в парах: прочитать учебный текст, подчеркнуть в тексте и отметить на рисунке приспособления птиц к полету).

Во время самостоятельной работы с целью создания благоприятной психологической атмосферы используется звуковой фон (пение птиц в лесу).

Работа с текстами продолжается в течение 5 минут, затем пары представляют результаты, описывая приспособления птиц к полету во внешнем строении и строении мышечной системы:

  • легкая и маленькая голова;

  • гибкая, тонкая шея;

  • туловище обтекаемой формы;

  • передние конечности превратились в крылья;

  • кожа сухая и тонкая;

  • перьевой покров;

  • развитие летательных мышц и мышц нижних конечностей.

Просмотр видеофрагмента «Полет голубя», рассказ учителя о возникновении подъемной силы:воздух обтекает передний край крыла, а также выпуклую верхнюю поверхность. Это приводит к ускорению его движения и создаёт область пониженного давления, в то время как давление на нижнюю вогнутую поверхность крыла остаётся практически постоянным. Данная разница давления над крылом и под ним создаёт подъёмную силу.

Микроисследование: А теперь попробуем представить себя птицами. Интересно, с какой частотой пришлось бы нам махать руками-крыльями, чтобы взлететь? Например, сорока совершает 3 взмаха крыльями в секунду, голубь – 8, а колибри – до 50. Некоторые птицы летят без посадки и отдыха более 20 часов.

Попробуйте помахать руками с частотой 3 взмаха в секунду. Сможете продержаться хотя бы 1 час? Почему?

В процессе беседы выясняется, что для этого человеку не хватит энергии.

Учитель: если бы человек мог тратить столько же энергии, сколько тратит птица при полете, то он мог бы в течение суток каждую секунду поднимать груз весом в 400 кг на высоту 1 метра.

Что является источником энергии для полета птицы? Почему не сбивается дыхание птиц при полете?

Выдвижение гипотез. Проверка правильности гипотез– презентация приспособлений к полету в строении дыхательной, кровеносной и пищеварительной систем:

  • губчатые легкие

  • воздушные мешки, обеспечивающие двойное дыхание;

  • разделение артериального и венозного кровотоков;

  • большой объем сердца и высокая частота сердцебиений;

  • отсутствие зубов;

  • расширение пищевода – зоб для временного хранения пищи;

  • двухкамерный желудок;

  • высокая активность пищеварительных ферментов.

Презентация сопровождается обсуждением проблемных вопросов:

Для каких целей могут служить птицам воздушные мешки? (двойное дыхание, уменьшение плотности тела и облегчение массы, охлаждение тела во время полета).

Какие преимущества дает птицам четырехкамерное сердце? (артериальная и венозная кровь не смешиваются, все клетки тела снабжаются богатой кислородом артериальной кровью, в клетках вырабатывается больше энергии, что приводит к появлению теплокровности и уменьшению зависимости от окружающей среды).

Как вы думаете, почему сердце птицы крупное и сокращается быстрее человеческого? (частота сердечных сокращений в минуту у голубя – 150-250, у воробья – 745- 850, у мелких птиц во время полета может достигать 1000).

Почему с поступлением кислорода в организме образуется энергия?

От чего зависит форма клюва?

Чем питаются птицы?

Клюв служит в основном для захвата пищи, которая проглатывается целиком. Почему? (нет зубов)

Почему у птицы нет зубов?

Мы говорили, что у птиц отсутствуют зубы для того, чтобы облегчить массу тела. Но за счет наличия толстостенного мускульного желудка и заглоченных камней облегчения массы тела не происходит. В чем тогда смысл этих изменений? (Центр тяжести смещен вниз, чтобы обеспечивать равновесие птицы в полете).

Почему птице нужно много пищи? (мелкие птицы потребляют за сутки количество пищи, составляющее 50-80 % от массы их тела, крупные -15-40 %. Королек за год съедает 4 млн. насекомых).Действительно, птицы очень прожорливы. Если бы мы так ели, сколько килограммов пищи за сутки съедали бы? (минимум 10 кг).

Почему пища у птиц быстро переваривается (у домового воробья зерно переваривается за 3 часа, жуки – за 1 час, гусеницы – за 15 минут)?

Серьезные изменения, произошедшие практически во всех системах органов, не могли не отразиться на нервной системе (обсуждение особенностей строения нервной системы и органов чувств (приложение 5).

Физкультминутка (гимнастика для глаз).

1. Проделайте движения глазными яблоками вверх-вниз, затем на некоторое время закройте глаза. Повторите 3 раза.

2. Посмотрите налево, направо, закройте глаза. Повторите 3 раза.

3. Посмотрите на кончик пальца на расстоянии 30 см от глаз, а затем на какую-нибудь отдаленную точку. Повторите 5 раз, затем закройте глаза.

4. Продолжительное время смотрите на какой-нибудь предмет, не мигая.

5. Зажмурьтесь и сильно сожмите веки, после этого сделайте несколько быстрых мигательных движений. Повторите 3 раза, затем закройте глаза.


Презентация приспособлений к полету в выделительной и половой системах:

  • отсутствие мочевого пузыря;

  • отсутствие потовых желез;

  • недоразвитие правого яичника и правого яйцевода.


Творческое применение «открытых» знаний.

Ответы на вопросы: Отчего люди не летают, так как птицы? Какие изменения должны произойти в организме человека, чтобы он мог подниматься в воздух без помощи летательных аппаратов?


Рефлексия деятельности.

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Чему научились?

Что вас поразило?

На какие вопросы вы хотели бы найти ответ?


Запись домашнего задания и инструктаж по его выполнению.

  • стр. 208-216 в учебнике;

  • приспособления к полету выучить наизусть,

  • решить кроссворд «Внутреннее строение птиц»

Результаты своей работы представляет ученик, который в ходе урока пытался раскрыть значение полета в жизни птиц (добывание пищи, поиск партнера, расселение, избегание неблагоприятных условий и др.).

Учитель: Многие перелетные птицы сейчас возвращаются на родину, пролетая тысячи километров, чтобы построить гнезда и вырастить птенцов. Давайте сделаем все от нас зависящее, чтобы сохранить этих защитников наших садов и полей, удивительных существ, радующих нас своими песнями и красотой.

Урок завершается видеофрагментом «Возвращение лебедей» под музыку К.Никольского «Птицы белые мои».