СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы формирования речевой культуры будущих учителей

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья, описывающая опыт работы по формированию речевой культуры студентов педагогического колледжа

Просмотр содержимого документа
«Проблемы формирования речевой культуры будущих учителей»

С.А. Исаева, А.В. Петрова

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»



ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

За прошедшие десятилетия облик русского языка изменился. Перемены произошли в таких его разновидностях, как язык художественной литературы, политики, публицистики, средств массовой информации, а также разговорной. Мы видим, что речью средств массовой информации во многом создается современное общественное настроение, формируется массовое сознание, современная речевая культура и отношение к самой речи. Существенное влияние средства массовой информации оказывают также на формирование «языкового» вкуса и языкового идеала.

Сейчас речь большинства носителей языка в хаотичном состоянии, потому что правила речевого общения усваивать неоткуда. Речевое бескультурье – печальная примета времени. Для многих нормой речевого общения стало употребление жаргонной лексики, которая все больше пополняется арготизмами. Читать стало немодным. Кинофильмы по телевидению преимущественно нероссийского производства с неудачным переводом. Складывается такое ощущение, что молодое поколение, к сожалению, не может найти ориентиров в мире русской речи - ему не хватает образцов. Отсюда возникают проблемы речевой культуры: жаргонизация речи молодёжи, активное употребление заимствованных слов, нарушение языковых норм.

Загрязнение языковой среды не может не оказывать пагубного воздействия на речевую культуру личности. Более того, Дмитрий Сергеевич Лихачёв подчёркивал, что «экология языка является неотъемлемой составляющей экологии культуры. Сохранение культурной речевой среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы» [2, с. 24].

Студенческий возраст является самым ответственным как с точки зрения социальной адаптации личности, так и с точки зрения достижения социально-психологической зрелости. Именно в эти годы в значительной степени завершается формирование нравственных, культурных и человеческих качеств личности, её ценностных ориентиров и установок, что заставляет обратить внимание на речь.

Таким образом, определена ведущая идея работы – необходимость формирования и становления коммуникативной компетентности (культуры) каждого участника образовательного процесса.

Коммуникативная компетентность – это категория оценочная, которая предполагает глубокое понимание сути коммуникативных задач, знание содержания темы общения, умение выбирать коммуникативно-речевые средства и способы, адекватные конкретным обстоятельствам. Практическое владение языковыми и речевыми нормами является важным критерием коммуникативной компетенции учителя начальных классов. Кроме того, она подразумевает готовность к саморегуляции в общении, анализу и адекватной оценке собственного профессионального общения.

Процесс формирования коммуникативной компетентности у обучающихся предполагает не только овладение знаниями, но и развитие коммуникативных умений, поэтому цель исследования: создание системы работы для развития коммуникативной компетентности обучающихся с целью формирования их готовности работать над развитием коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов.

Коммуникативная культура является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека — его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи студентов педагогических колледжей и педагогов, работающих с детьми.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Данным методом ребёнок усваивает не только произношение, построение фраз и словоупотребление, но и ошибки и несовершенства речи. Именно поэтому педагогу предъявляются высокие требования, а также регулярное повышение речевой культуры.

К требованиям речи педагога относят правильность, точность, логичность, чистоту, выразительность и уместность.

Наблюдение за речью и анкетирование студентов педагогического колледжа позволило выявить, что ошибки допускаются при употреблении почти всех языковых единиц.

Произносительные или орфоэпические и акцентологические ошибки, причина которых в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов, а также в ошибочной постановке ударения.

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования.

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Наиболее распространенными среди молодёжи являются такие примеры формообразования: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «пятидесятью», «в полуторастах километрах», «новая тюль».

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил конструирования предложений и словосочетаний.

Как-то незаметно в наш словарь вошли многие иностранные слова и термины: «менеджмент» и «менеджер» (управление, управленец), «имидж» (образ), «имиджмейкер» (творец образа), «бизнес», «бизнесмен» (дело, промышленник, промысел) и др. Сегодня мы не задумываемся, что прилагательные гламурный, позитивный, брутальный являются неуместными заимствованиями, которые вытеснили русские синонимы роскошный, положительный и мужественный. Сами по себе заимствования не страшны – все языки постоянно заимствуют что-то друг у друга и таким образом обогащаются. Но способность эта не беспредельна – наступает перенасыщение и начинается замещение одного языка другим. В данный момент над нами нависла опасность вытеснение русского языка англо-американским. Зачастую речь молодёжи пестрит неуместными заимствованиями, особенно там, где более уместен исконно русский вариант. Например, «окей», которое выражает согласие, одобрение , «изи»- просто, легко, «сори»- извинение, «лол»- смешно, которые вошли в круг жаргонной лексики.

Употребление жаргонизмов стало, к сожалению, неотъемлемой частью речи молодёжи. Среди студентов был проведён опрос с целью определить мотивы их употребления. Были выделены следующие ответы: жаргонизмы делают речь понятнее; это модно и современно; связка слов и предложений; жаргонизмы помогают преодолеть недостаток слов. Поэтому речь пестрит словами: тормоз, бро, комп, училка, топ и т.д.

Как же бороться с этими проблемами? Прежде всего, нужно больше читать русскую художественную литературу, постоянно пополнять свой словарный запас. Следить за своей речью, не допускать употребления жаргонов, а также нецензурных выражений. Относиться к языку с уважением.

Входная диагностика показала, что большинство первокурсников обладают средним уровнем развития коммуникативной культуры, но при этом имеют высокую мотивацию к совершенствованию речевых навыков, так как понимают их значимость в профессиональной деятельности. А значит, возникает необходимость проведения систематической и целенаправленной работы по развитию коммуникативно-речевых умений будущих учителей начальных классов.

В ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж» в рамках реализации проекта «За чистоту и правильность речи» был разработан и проведен цикл внеурочных занятий, направленных на повышение уровня языковой и речевой культуры студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».

На начальном этапе работы было проведено анкетирование, позволившее определить, чего ждут студенты от занятий, какие проблемы с речью видят у себя и замечают у других, чему хотят научиться. Это позволило определить образовательный маршрут как общей группы, так и индивидуальный для каждого участника.

На занятии «Как тебя слышат?» был проведён тренинг, способствующий отработке артикуляционных навыков. Изучив рекомендации и проведя речевую разминку, студенты тренировались в произнесении скороговорок и чистоговорок, в изменении интонационного рисунка фразы и т.д. На следующем занятии речь шла об акцентологических и орфоэпических нормах языка, их изменении, в результате чего была начата работа по ведению личного словарика «Говорю правильно».

Следующая часть занятий была посвящена отработке навыка соблюдения лексических норм современного русского языка. Велась интенсивная работа по обогащению и активизации словаря будущих педагогов, составлению словаря синонимов заимствованных и исконно русских слов, исследованию частотности их употребления в речи. Участники писали стихи и рассказы, лингвистические сказки, составляли шарады. Отдельное занятие «Из глубины веков» было посвящено этимологии.

Самым сложным для изучения и освоения разделом является «Грамматика», так как включает большое количество категорий, лингвистических понятий и правил. Морфологические нормы современного русского языка достаточно устойчивы и усваиваются студентами в процессе практических занятий по словоизменению, употреблению форм различных частей речи. На этих занятиях работа была построена на основе использования приёмов технологии критического мышления через чтение и письмо. Это позволило активизировать работу студентов, отработать навык информационного чтения, анализа и классификации нового материала, рефлексии полученных результатов. Освоение синтаксических норм было построено в стиле игры «Выпускаем журнал», где каждый смог почувствовать себя автором статьи и редактором.

Завершающее занятие было проведено в форме викторины «Знаем русский!», на которой каждая команда показала те умения, которые освоила на предыдущих занятиях.

Итоговое анкетирование показало, что уровень овладения нормами языка вырос, возникла заинтересованность в дальнейшем изучении богатств языка и наметило перспективу в разработке подобного курса внеурочных занятий «Грамотейка» для учащихся начальных классов школы № 23, в которой студенты проходят практику.

Актуальность реализованного на практике проекта заключается не только в необходимости повышения уровня владения речью, но и в совершенствовании речевых и языковых умений будущих учителей начальных классов.

Особая роль в развитии и совершенствовании речевой культуры общества принадлежит учителю. Владение литературным языком всегда не только «предписывалось» представителям «высшего культурного слоя», но и расценивалось как знак принадлежности к ней. Закономерно и то, что образование не может состояться без опоры на культуру личности педагога. В процессе преподавания учитель, являясь коммуникативным лидером, организует облик информации, управляет познавательно-практическокой деятельностью, регулирует взаимоотношения между обучаемыми. Слово – главный его инструмент – должно быть эталоном грамотности, образцом высокой культуры речи.

Но бывает и так, что учитель не задумывается над тем, как весомо его слово. Содержательное и образное, оно расширяет кругозор ребёнка; бодрое и уверенное – дисциплинирует; остроумное и меткое – зажигает творческий дух; гневное и страстное – рождает в ребёнке стыд и раскаяние. Всё в этом слове важно. Всё в нём требует гармонии меры и внутренней обусловленности.

«Кто ясно мыслит, тот ясно излагает» - гласит известный афоризм. Педагог ясно выражается, когда им владеет мысль, но ещё яснее, когда он владеет мыслью. Гармония мысли и слова – важнейший постулат для учителя.

Речь портится от нежелания подумать, как надо сказать в данном случае, корень многих неудач – в неумении высказать свою мысль. Чтобы произнести хорошую речь, мало знать, что сказать: надо ещё знать, как сказать.

Заповеди-рекомендации педагогу сформулировал Г.О. Винокур:

  • избегай многословья;

  • говори просто, понятно, доступно;

  • всегда знай, зачем говоришь;

  • избегай речевого однообразия;

  • следуй высоким образцам;

  • ищи свой вариант речевого поведения;

  • помни, что вежливость – основа успеха в любой сфере жизни человека;

  • умей не только говорить, но и слушать [1, с. 141].

Итак, учитель ни на минуту не должен забывать, что без высокой культуры его речи не будет культурного и образованного ученика.


Библиографический список


1. Винокур Г.О. Культура языка. – М.: АВС, 2006. – 235 с.

2. Лихачев Д. С. Экология культуры. // «Памятники Отечества». - 1980. - № 2. – С.23-26.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!