Семененко Т.А.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В настоящее время в образовательный процесс всё более широко внедряются информационно-коммуникационные технологии. Повсеместно внедряется электронное обучение, образование онлайн, сетевые образовательные ресурсы, всё это становится толчком развития новых образовательных технологий.
Наряду с традиционными очной, заочной, вечерней формами обучения дистанционное обучение претендует на особую форму обучения. В современном мире все большее количество людей предпочитают дистанционное обучение. Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. Большинство сегодняшних студентов активно используют компьютер и Интернет в своей жизни и образовании. Доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого студента, где бы он ни находился.
Дистанционное обучение — это простая и свободная система обучения. Традиционное дистанционное обучение подразумевает, что обучающийся получает учебные электронные материалы и изучает их самостоятельно в удобном для него режиме. Обучающийся может общаться с преподавателем он-лайн, электронной почтой или в скайпе, задавать ему вопросы, может получить консультацию по непонятому разделу, высылает задания. Преподаватель оценивает знания обучающегося.
В современных условиях дистанционное обучение может осуществляться в различных формах. Это: чат-занятия, которые проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату; веб-занятия — это дистанционные уроки в виде конференций, семинаров, деловых игр, лабораторных работ, практикумов и т.д.
Учитывая это, становится понятно, что дистанционное обучение имеет ряд достоинств:
- доступность дает возможность учиться, находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет, не покидая свой дом;
- возникает возможность современному специалисту учиться практически всю жизнь, в любое время суток;
- есть возможность совмещать обучение с трудовой деятельностью;
- использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным;
- дистанционное обучение дешевле обычного обучения, так как отпадает необходимость в проезде к месту учебы, оплаты жилья иногородним, приобретения литературы, тетрадей и других учебных принадлежностей;
- дистанционное обучение более гибкое, студент может самостоятельно регулировать интенсивность и продолжительность занятий, по необходимости возвращаться к ранее изученному материалу, т.е. тратить времени на изучение материала по своему усмотрению учитывая свои возможности;
- может быть удобно людям, страдающим физическими недугами, ограничивающими возможность человеку передвигаться;
- при сдаче экзаменов и зачетов в дистанционном режиме отсутствует контакт студента с преподавателем, что позволяет снизить уровень страха, волнения, нервозности у студента.
Несомненно, у дистанционной формы обучения имеется еще много достоинств. Но есть и определенные недостатки.
Прежде всего это отсутствие живого общения между студентами, между студентами и преподавателем. Сухая информация на мониторе не могут заменить эмоций живого человека. Иногда очень важно для объяснения материала и для запоминания его студентами, сделать акцент интонацией, жестом, рассказом какого-либо интересного случая по излагаемому материалу, что позволит быстрее и ярче запомнить изучаемый материал.
Еще одной, немаловажной проблемой дистанционного обучения является уровень технической оснащенности. Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет, необходимость постоянного доступа к источникам информации. Но не все студенты имеют компьютер и выход в Интернет. Также очень важно и качества интернета.
Также недостатком дистанционного обучения является невозможность определить кто конкретно (ваш студент, или его друзья, или родители) выполняет и отправляет выполненное задание преподавателю. Особенно это проявляется при сдаче зачетов или экзаменов. И это главный недостаток – невозможность идентифицировать того, кто находится по другую сторону.
Этот недостаток можно устранить путем использования веб-камер, или проведения веб-конференций. Но это не всегда возможно, учитывая условия проживания наших студентов и их возможности.
Также, считаю, проблемой дистанционного обучения является отсутствие самодисциплины, самостоятельности и сознательности у наших студентов. Им трудно длительное время проводить сидя за компьютером. И при отсутствии должного контроля со стороны родителей, часто процесс выполнения домашнего задания перерастает в увлечение компьютерной игрой. Все это приводит к снижения образовательной мотивации обучающихся.
А длительное нахождение в однообразной позе за компьютером способствует развитию различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, снижения зрения, повышение утомляемости. Ведь наши студенты – это подростки 14-19 лет, у которых организм еще полностью не сформировался.
Конечно, проблемы и недостатки дистанционного обучения сказываются не только на студентах, но и на преподавателях. Очень высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения по дисциплинам. Сказывается недостаточная компьютерная грамотность преподавателей, отсутствие опыта дистанционного обучения, и многие преподаватели еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию. При дистанционном обучении ограничивается способ донесения информации до студентов. Чаще всего это текст, рисунки или схемы, таблицы, а для контроля знаний могут применяться контрольные вопросы или в лучшем случае тестовые задания.
Для создания качественного учебно-материального обеспечения дистанционного обучения необходимы совместные усилия специалиста-предметника, программиста, знакомого с интернет-технологиями, компьютерными коммуникациями, а также с современными педагогическими, психологическими теориями и технологиями. В идеале все эти функции должен сочетать один человек. На практике это пока остается голубой мечтой.
Но каковы же перспективы дистанционного обучения? Может ли оно полностью заменить традиционное обучение. Я думаю – нет. Возможно, дистанционная форма обучения – это обучение будущего, это что-то новое, а новое всегда интересно. Но на сегодня «живого» преподавателя заменить никто не сможет. Все-таки очень высока роль непосредственного общения, эмоций. Мы должны воспитать человека, а не машину. Поэтому дистанционное обучение может быть только дополнением к традиционному обучению. Оно помогает углубить знания, восполнить пробелы в обучении, легко реализовать обучение по индивидуальной программе и индивидуальному графику.
Дистанционное обучение должно стать обязательной частью учебного процесса. Как пример: лекции и контрольные работы проходят в дистанционной форме, а лабораторные работы – в очной. Или все занятия очные, а все консультации – дистанционные. Сегодня сочетание очного и дистанционного обучения представляет наиболее перспективную и востребованную образовательными учреждениями систему, особенно учреждениями профессионального обучения.
Семененко Т.А.