СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проблемы и трудности современного процесса воспитания и пути их решения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Проблемы и трудности современного процесса воспитания и пути их решения"»

«Доклад "Проблемы и трудности современного процесса воспитания и пути их решения" »

Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно,

Если на 10 лет вперёд - сажай лес,

Если же на 100 лет - воспитывай детей.

(Народная мудрость)

Воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Современная ситуация обострила целый ряд проблем и усилила трудности воспитания как педагогического процесса.

Проблемы, с которыми столкнулась я в своей педагогической практике.

  1. Агрессия.

Агрессивность проявляется не только в физических действиях. Некоторые дети склонны к так называемой вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто стоит желание почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды. Иногда дети ругаются, не понимая значения бранных слов. Бывает и так, что брань является средством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуациях: ребёнок упал, расшибся, его поддразнили. В этом случае ребёнку полезно дать альтернативу брани - слова, которые можно с чувством произнести в качестве разрядки.

 Главная цель преодоления агрессивности ребёнка состоит в том, чтобы дать ему понять: есть иные способы проявления силы и привлечения внимания, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих.

В момент особенно интенсивного агрессивного состояния таких детей я использую следующие приемы:

− прошу ребенка улыбнуться, подышать глубже, нормализовать дыхание, расправить плечи, расслабиться;

- советую, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти;

− стараюсь переключить внимание на какое-либо задание («Помоги мне, пожалуйста, снять с полки…», «Помоги мне, пожалуйста, расставить книжки..» и т.д.);

− прошу ребенка вспомнить что-то приятное, предлагаю ему мысленно оказаться в приятном месте, сказать себе добрые слова, найти в случившемся положительные стороны. Во внеурочное время предлагаю написать на бумаге все слова, которые хочется выкрикнуть, а затем порвать листок с этими словами. Обязательно предлагаю поучаствовать в тематическом мероприятии.

Способов много. Главное, не считать, что с ребенком происходит что-то нехорошее, за что надо ругать и наказывать его. Маленьким агрессорам нужно ваше понимание, совет, готовность помочь, а не гнев и наказания.

  1. Вспыльчивость.

Ребёнка считают вспыльчивым, если он склонен по любому, даже самому незначительному, с точки зрения взрослых, поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляет. Вспыльчивость - это скорее выражение отчаяния и беспомощности, чем проявления характера.

Чтобы решать эту проблему у учащихся в своей работе я использую беседы, ролевые игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия по коррекции и предупреждению вспыльчивости, на которых обучаю детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. Такие занятия помогают ребенку успокоиться, скорректировать свое поведение.

  1. Гиперактивность.

Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребёнка, это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательную активность надо направлять и организовывать. Если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнением какого-то поручения. Хорошую помощь могут оказать подвижные игры с правилами. Самое главное - подчинить его действия цели и приучить его достигать её. Таким детям я не даю продыху, они всегда чем-то заняты. Таким образом их энергия идет в нужное русло.(Спортивные соревнования, организовать игры на перемене, покормить птиц и т.д.) Вовлечение таких ребят в кружки и внеурочную деятельность.

  1. Новые жизненные реалии, такие, как свободный доступ в Интернет…и т.д.

Интернет можно использовать во благо ребенка. Сейчас в сети доступны разнообразные информационные ресурсы, образовательные и развивающие игры и программы. В своем классе я использую платформу УЧИ. РУ, каждую неделю в общем чате даю ссылки на просмотр социальных роликов и поучительных фильмов.

  1. Пассивность.

Часто взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении ребёнка, считают, что он просто «тихоня», отличается хорошим поведением. Но это не всегда так. Тихие дети испытывают разнообразные и далеко не самые приятные эмоции. Ребёнок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным, ибо может пройти немало времени, прежде чем появится ответная реакция.

Создание ситуации успеха для каждого учащегося, является решением данной проблемы. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Привлечение в массовые мероприятия, как детей так и их родителей. (Общие чаепития, участие в конкурсах, творческие номера вместе с детьми, и т.д.)

И в заключении хочется сказать, что по моему мнению, одной из главных составляющих успеха воспитательного процесса в школе является тесное сотрудничество классного руководителя и родителей. Родители и педагог – воспитатели одних и тех же детей, и успех определен, если они станут союзниками.