ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
В каждом поколении семейные стандарты воспитания меняются, как меняются сами поколения, и это абсолютно нормально. Если вы оглянетесь назад, то наверняка заметите, что общество, в котором вы выросли, сильно отличается от того, в котором вы живете сейчас. Точно так же отличаются и современные дети от того, каким ребенком были вы сами или ваши родители. А учитывая, сколько сегодня существует разных воспитательных методик, концепций детского развития и книг, зачастую противоречащих друг другу... Да, такое разнообразие ошеломляет и сбивает с толку. В каждом поколении родителям приходится подстраиваться под новые тренды и запросы и задаваться вопросом: «Как же мне вырастить успешного, счастливого, умного и доброго ребенка?»
Чтобы понять, почему каждое поколение отличается от предыдущего, достаточно понимать, почему меняется само общество. Изменения провоцирует появление новых технологий, а также социальные, экономические и политические события, в том числе кризисы, которые переживает человечество. Всё это неизбежно накладывает отпечаток на психику и восприятие каждого индивида, что уж говорить о целом обществе? Так, практически каждые двадцать-тридцать лет наши роли меняются, а в современном мире, особенно развитом технически и предлагающем информационное, развлекательное и образовательное разнообразие, эти изменения происходят еще быстрее. Как результат — следующие отличия современных детей от прошлых:
Более высокий темп развития и поглощения знаний
Вы ведь наверняка заметили, что современные дети быстрее осваивают новые знания и навыки и уже в возрасте двух лет умеют переключать клипы или знают, куда нажать в телефоне, чтобы заиграла веселая музыка? Наш мир перенасыщен информацией, даже мы, взрослые люди, устаем от нее и испытываем стресс, что даже получило название «информационной перегрузки». А дети сразу рождаются в этих условиях, и информация вливается в них потоками: с рекламных баннеров и щитов, из телевизоров, из смартфонов, радио, кино, мультфильмов, книг, учебников, окружающих людей, которые всё это обсуждают.
Как результат, современные дети вынуждены сразу учиться быстро обрабатывать большой объем информации, что, конечно же, ускоряет и темпы общего развития, но также позволяет им обучаться быстрее и эффективнее других людей. Увы, у этого есть последствия в виде слишком подвижной нервной системы и гиперчувствительности: дети умеют обрабатывать информацию, это да, а вот справляться с эмоциями и усталостью, которые она вызывает, восстанавливать внутренние ресурсы и находить баланс — нет. Именно поэтому у современных детей отмечается большее количество психических расстройств и тревожные состояния, чем у прошлых поколений.
Новое устройство психики
Это тоже следует из предыдущего пункта. Методы тестирования детей дошкольного возраста сегодня пригодны лишь для того, чтобы тестировать детей в возрасте от двух-трех лет, поскольку среднестатистический ребенок сегодня в эти годы уже может собирать пазлы из двенадцати элементов (что раньше считалось практически невозможным). Даже современные младенцы демонстрируют более высокие способности, например, рано начинают держать голову и садиться, быстро набирают вес и с рождения фокусируют взгляд на лицах родителей.
Всё это можно назвать своего рода эволюцией. У нынешних детей рано начинает функционировать так называемое «смысловое восприятие», то есть восприятие, основанное на образах, ассоциациях и интуитивной интерпретации окружающих элементов, за которое отвечает правое полушарие мозга. Оно формируется в разы быстрее сегодня, чему способствовал, опять же, избыток информации и потребность в ее обработке (за которую правое полушарие отвечает тоже). Именно поэтому, кстати, современные дети часто начинают капризничать и проявлять агрессию, если их лишить источника информации, скажем, смартфона или мультфильмов.
Также у современных детей увеличился объем долговременной памяти, а вместе с тем увеличилась проходимость оперативной, что позволяет обрабатывать больше информации в короткие сроки. При этом, однако, современные дети мыслят блоками или модулями, из-за чего им тяжело обрабатывать отдельные элементы. Если же сразу предоставить ребенку целостную картину со сложными взаимосвязями между ними, он — парадокс! — поймет и разберет ее быстрее, чем в упрощенной и раздельной форме. Отсюда проистекает и «избалованность внимания», потребность в информации разнообразной и яркой. Современному ребенку сложнее фокусироваться долго на одной вещи, если задачи или контент одного формата не чередуются.
Меньше точек соприкосновения с родителями
Это уже скорее особенность не современных детей, а современных родителей. Быстрый технический прогресс — быстрый мир и быстрый темп жизни. Требования рынка труда к специалистам тоже растут, поэтому взрослые люди больше проводят времени на работе, что сказывается на их детях и методологиях воспитания. А ведь становление личности ребенка должно проходить в неотрывной связи с родителями, в их присутствии, поскольку участие ребенка во взрослой деятельности способствует гармоничному развитию психики и социализации. В современном мире же диалог между детьми и родителями зачастую сведен к минимуму, что восполняют те же гаджеты и онлайн-сети. Так, подростки социализируются быстрее в интернете, нежели в реальной жизни, и причина этого отнюдь не в самих социальных сетях, а именно в родителях и нестабильных детско-родительских отношениях.
Завышенные образовательные и общественные требования
Согласитесь, к современным детям предъявляют сейчас отнюдь не те же самые требования, что предъявляли в детстве к вам. Даже система образования усложнилась и модернизировалась, чтобы соответствовать запросам рынка труда. Именно поэтому появляется всё больше обучающих курсов для детей, образовательных фильмов и мультфильмов, тренд на репетиторство, посещение различных кружков и т.д. Поскольку рынку нужны продвинутые специалисты, общество и система образования прилагает все усилия для того, чтобы вырастить таких детей. Думается, последствия в виде более высокого уровня детского стресса и абсолютно другой образ жизни с четким расписанием, отличным от расписания прошлых поколений, здесь очевидны.
Эскапизм и стремление уйти от реальности
Видеоигры и технологии приучают человеческий мозг (да, не только детский, но и наш тоже) к высокому уровню стимуляции, в том числе эмоциональной. В это же время реальная жизнь более размеренная и спокойная, менее разнообразна на различные события, спецэффекты и, следовательно, эмоциональные всплески. Виртуальный мир также дает ребенку широкий выбор ролей и возможностей. Как результат, этот мир становится привлекательнее реального, а психика затачивается под обработку сложных, насыщенных и комплексных элементов. Поэтому обычные знания, которые даются в школе, воспринимаются с таким трудом и кажутся скучными, и по этой же причине в школах сейчас активно внедряется геймификация, а также VR-инструменты преподавания.
Современные технологии воспитания делятся на три типа:
повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов
Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.
Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.
Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.
«Мы живём не для детей, а вместе с ними»
Современные дети подчас лучше взрослых разбираются в гаджетах, но часто оказываются неготовыми к простым житейским испытаниям.
В детстве отношения человека с миром строятся так: я и мир. Дети задаются всяческими вопросами: почему колесо круглое? почему дождь мокрый? Поэтому в детстве главным форматом обучения является академия: лектор вещает на аудиторию.
А вот подростку уже совершенно неинтересно, как устроен мир. Его главные вопросы: «А кто такой я? Какова моя позиция?». На первый план выходит такой формат обучения, как клуб. Поэтому подростки считают, что перемены в школе — самое важное, когда можно поговорить по делу, а уроки этому только мешают. Именно такое познание для них — ведущее. Не проживёшь этот этап — не пойдёшь дальше.
Затем — этап интеграции. Молодой человек вдруг понимает, что важен не мир и не я, а я в этом мире. В этот период лучше всего подходит формат мастерской, проекта, исследования. Очень важно, чтобы появился рядом учёный, инженер, технолог, врач, с которого можно брать пример и учиться. Юноша смотрит на жизнь через мастера, который создаёт что-то, и перенимает его навыки.
Если мы действительно хотим раскрыть талант каждого ребёнка, то надо учитывать особенности возраста. Именно такие подходы и создают «ткань» современных образовательных программ в школах.
Мир меняется слишком быстро, и детей нужно учить понимать его и адаптироваться к новым условиям. Как говорил Александр Пушкин, «самостоянье человека — залог величия его». Важно сделать так, чтобы человек учился самостоянию. То есть самообразованию, самовоспитанию, пониманию, что и зачем он делает. Выбор — главная часть самостояния, так мы определяем свою судьбу. Но выбирать очень сложно, особенно когда тебе с детства всё дают в готовом виде. Хотите помочь ребёнку — учите выбирать и нести ответственность за это.
Конечно, взрослые влияют на детей постоянно. Но даже если рядом будут гениальный учитель и внимательные родители, очень многое зависит от самих учеников.
Учителю должно нравиться не преподавать, а учиться, вместе с детьми открывать мир вокруг, воспринимать образование как очень важное приключение.
Важно понимать, что в XXI веке учитель есть везде. Это не только профессия, но и родительская компетенция, и часть работы в команде. Источником образования может быть всё. Важно, чтобы рядом оказался взрослый, который поможет ребёнку это осмыслить.
А если ведущая черта эффективного педагога — это желание учиться вместе со своими учениками, то появляется очень важный аспект: мы живём не для детей, а вместе с ними. Семья, которая живёт вместе со своим ребёнком, намного счастливее той, которая полностью подчинила себя его благополучию. Именно так появляется общество, в котором растёт профессионализм, появляется умение доводить дело до конца, способность к инновациям и уважению своего и чужого личностного потенциала.
Нам нужны эмоции!
XXI век называют веком эмоционального интеллекта. Это означает, что одной логикой мы не проживём: нам нужны эмоции. В образовании тоже очень важно отношение к предмету: удивляться таблицей Менделеева, восхищаться законом сохранения энергии, слегка бояться чёрных дыр. Нет отношения — не будет мотивации. Любой менеджер знает, что мотивированный труд эффективнее немотивированного. А ребёнок, который ожидает сложную серьёзную работу с радостью и понимает, как её важно сделать, учится быстрее и интенсивнее. Поэтому обычный порядок жизни нужно разбивать яркими событиями. Без них жизнь перестаёт быть интересной и не мотивирует.
Мне очень нравится фраза: вы — это то, что вы знаете, помноженное на тех, кого вы знаете. Важно, чтобы знания дети не только получали от взрослых, но и порождали сами в своём обществе.