Проблемы обучения русскому языку
Проблем у педагога возникает очень много, и решить он их пытается по-разному. Всегда вырисовывается та, которая является наиболее важной, ей и необходимо посвятить основную часть своей педагогической деятельности.
Перед каждым учителем-словесником стоит сегодня проблема совершенствования методов и приёмов обучения, с целью формирования более прочных знаний учащихся. Общий уровень грамотности школьников по-прежнему оставляет желать лучшего. Наблюдения показывают, что орфографическую грамотность всё же удаётся повысить, если с первого года обучения в средней школе целенаправленно проводить работу с ориентацией (на каждом этапе) на формирование определённой системы базовых знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть все ученики. Проблема, над которой работаю несколько лет – совершенствование грамотности учащихся, с учётом достижения обязательного уровня орфографической подготовки. Каковы пути решения этой актуальной проблемы? Для её реализации в своей практической деятельности опираюсь на идеи, изложенные в книге Н.С. Рождественского «Свойства русского правописания как основа методики его преподавания». «Использование свойств правописания желательно не столько в программах и учебниках, сколько во всей работе учителя, в методике его занятий по правописанию», - писал Н.С. Рождественский. Эта цитата стала дляменя отправной точкой в системе обучения правописанию. Как же логически верно выстроить систему совершенствования грамотности учащихся? Опираясь на материал научно-методических журналов, профессиональную дополнительную литературу, труды известных педагогов, опыт других учителей словесников, поставила перед собой ряд задач, которые пытаюсь решить на разных этапах обучения, учитывая возрастные, личностные и психологические особенности детей:
-
способствовать формированию орфографических навыков учащихся на основе взаимосвязей разных разделов курса русского языка;
-
поддерживать веру в свои силы у учащихся, слабоуспевающих по предмету;
-
содействовать развитию логического мышления и смысловой памяти, навыков самостоятельной работы;
-
стремиться воспитывать у учащихся чувство уверенности в себе, воли, настойчивости в приобретении знаний.
Достичь определённых результатов смогла, учитывая такие условия:
-
сохранение преемственности обучения;
-
моделирование уроков на основе новейших технологий;
-
активные способы проверки домашних заданий;
-
использование наглядности и занимательности.
В своей работе особое внимание уделяю принципу преемственности обучения.
Наблюдения в работе с учащимися, пришедшими из начальной школы, показывают, что по легкости-трудности усвоения наиболее трудными для пятиклассников являются следующие орфограммы:
-
правописание безударных гласных и согласных в корнях трех-четырех слоговых слов;
-
правописание прописной буквы в названиях стран, континентов, улиц, площадей;
-
правописание предлогов с существительными и местоимениями;
-
правописание НЕ с глаголами;
-
правописание окончаний существительных, глаголов;
-
употребление Ь после шипящих в конце слов.
Написание перечисленных «групп риска» постоянно включаются учителем в материал урока. Чаще всего она берёт на каждый урок связные короткие тексты, чтобы они содержали 3-5 орфограмм, и отрабатывает их.
I этап работы - выписать слова с данными орфограммами и объяснить их.
II этап – списать текст целиком. Списывание – вовсе не простой вид работы. Оно может сопровождаться слоговым проговариванием слов, индивидуальными и групповыми заданиями, работой по своеобразной памятке, подчеркиванием незнакомых слов: слов, трудных для написания.
Повторение группы орфограмм, затем отработка « трудных» орфограмм и, наконец, комплексное закрепление, совершенствует орфографические навыки учащихся в первом полугодии V класса и обеспечивает преемственность в обучении между начальным и средним звеньями.
Принцип проблемного обучения во многом помогает учащимся раскрыться. Данный принцип целесообразно использовать в той степени, в какой необходимо возбуждать интерес, любознательность ребенка для активизации его в учении. Принцип проблемного обучения развивает способности к самообучению и самообразованию.
Л.М. Фридман отмечал: «Проблемная ситуация, возникающая в учебной деятельности, обычно вызывает состояние эмоционального подъёма, активности школьника, адекватной оценки учеником своих возможностей».
На принцип проблемного обучения опираюсь на уроках самостоятельного и индивидуального изучения нового материала, начиная с 5 класса, а в 6-8 классах подобные уроки просто необходимы.
План урока пишется на доске:
-
Что надо знать – теория: параграф; составление плана, выделение главных правил.
-
Что нужно делать – практика: номера упражнений для закрепления. Задания разного уровня «слабым» и «сильным» учащимся.
Работа идет по заранее подготовленной схеме, записанной на доске программе.
Можно составить две программы: программы - минимум и программы - максимум. (Учащиеся сами выбирают себе программу, а в старших классах составляют и сами).
Урок по работе над ошибками в контрольном диктанте также основывается на принципе проблемного обучения. Схема такого урока:
Учитель вновь читает текст, чётко проговаривает все трудные случаи, указывает номера орфограмм, пунктограмм.
Учащиеся надписывают карандашом данные и отмечают, что это за правило или орфограмма, применяют его в диктанте, записывают примеры на данное правило (не из диктанта).
-
Учитель продумывает задания, классифицирует слова диктанта по группам правил, например:
-
не с разными частями речи;
-
непроизносимые согласные в корне;
-
правописание наречий;
-
падежные окончания существительных и т. д.
Учащиеся вновь читают весь текст диктанта, отыскивая в нем данные орфограммы.
Дифференцированные задания:
«Слабые» учащиеся только выписывают группы слов на каждое правило, более сильные, кроме того, называют правило, письменно приводят другие примеры по данным орфограммам.
Для того чтобы добиться успеха в процессе формирования орфографических умений и навыков, учитель использует различные методы обучения и воспитания.
Но среди всего калейдоскопа обязательно останавливаюсь на нужных, эффективных, которые будут отвечать и цели, и задачам, и теме урока.
Индивидуальная работа с учащимися – один из плодотворных способов повышения грамотности.
В своей работе на каждом этапе обучения использую следующие способы индивидуальной и самостоятельной работы с учащимися, которые доказывают, что ученик должен думать, а всякое мышление есть активный процесс.
-
Умение задать вопрос по параграфу или группе параграфов.
-
Составление плана рассказа, объяснения учителя, ответа ученика.
-
Чувствует ли ученик, изученный материал? Диктовка самим учеником трудных случаев написания слов.
-
Работа по самостоятельно составленной схеме или таблице к тому или иному параграфу
-
Различные задачки творческого характера (письмо по аналогии, запись предложений, словосочетаний в исправленном виде, восстановление текста)
Таким образом, планомерное управление умственными действиями учащихся, благодаря специальным методам, дает эффективность обучения, так как комплекс опорных умений и навыков обеспечивает целостный ход развития и совершенствования усвоения знаний, без чего немыслимы никакие умения и навыки.
Приём работы педагогической деятельности – это относительно законченная часть метода.
Приём наблюдения над языковыми фактами является неотъемлемой частью эвристического или исследовательского методов. При объяснении нового материала, чтобы заинтересовать учеников, Ольга Владимировна использует следующее.
Например, правописание суффиксов -ек-, -ик- имен существительных объясняется с помощью таблицы, созданной по мотивам сказки – мультфильма « Вовка в тридевятом царстве».
…Наконец-то Вовка у заветных дверей царства. Хотел войти, но не тут-то было: закрыта дверь на замок. Ключ рядом висит, но открыть дверь сможет лишь тот, кто правильно напишет слава ключик и замочек. Вот где понадобилось правило, которое Вовка никак учить не хотел. Думал – думал и вспомнил: надо изменить слово, в форму родительного падежа поставить. Поставил. И что же видит? Ключик – ключика. Буква и твёрдо стоит на ногах, с места не сдвинется, да ещё и перекладинка у нёё есть, чтобы не шаталась. А вот буква е в слове замочек совсем себя по другому ведет: только Вовка начал изменять слово – буква е, как червячок, раз и уползла. Нет её в родительном падеже, нет и во множественном числе:
замочка, замочки.
Понял Вовка, как пишутся эти слова; дверь царства перед ним распахнулась, царства знаний.
Так, прежде, чем приступить к объяснению темы «Правописание приставок на з (с), учитель с учащимися повторяют звонкие и глухие согласные, правописание неизменяемых приставок, включая и другие вопросы грамматики.
Одному ученику предлагается записать в две строки буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные.
После объяснения нового материала обязательно Ольга Владимировна спрашивает, как можно использовать эти две строки в таблице по правописанию приставок на з (с).
Ребята размышляют, а у нас получается запись.
Приставки на з – перед б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р.
Приставки на с – перед п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.
Цельность и целенаправленность урока создаются и другими способами, например, обращением к учебнику, даже в старших классах («Найдите правило, проверьте, правильно ли оно сформулировано, правильно ли выделены условия написания»), сопоставлением своих записей с имеющимися таблицами, опорными словами.
Средства обучения играют важную роль в активизации мышления учащихся, учат школьников видеть и устанавливать взаимосвязи явлений. Одним из эффективных видов опроса является тест, который дает возможность проверить знания учащихся по различным темам школьной программы. Использование вопросников помогает лучше связать теорию с практической деятельностью учащихся, делает оценку знаний более объективной. В то же время тесты работают на перспективу, уже с 5 класса учащиеся начинают готовиться к ЕГЭ.
Тест даёт возможность даже слабоуспевающему школьнику попробовать свои силы и выполнить часть заданий. По моему мнению, в 6 и 7 классах дети совсем не испытывают страха перед выполнением тестов, а в выпускном классе успешно сдают ЕГЭ.
У учащихся 5 – 6 классов очень заметны элементы игрового отношения к познанию. Использую это для развития умственных сил своих учеников. Поэтому работа с сигнальными карточками – это прием, который воспринимается детьми как серьёзная, но интересная игра, в процессе которой они безболезненно и даже весело овладевают всё новым опытом, не боясь и не замечая трудностей. Некоторые учителя не верят в объективность проверки знаний с помощью сигнальных карточек, считая, что многие подражают соседям по парте. Уверена: постепенно ученики осознают, что приличнее обнаружить своё незнание, чем постоянно оглядываться по сторонам.
Использование опорных схем, таблиц, конспектов на уроках русского языка решает многие проблемы урока. Поэтому учитель широко использует педагогические технологии А. Шаталова. Идея его методики – увеличение объема изучения теории на одном уроке, сведение материала в крупные блоки в виде различных схем.
Плюсы такой работы:
-
теоретический материал изложен компактно и экономно; всё это доступно для учащихся, можно использовать конспект, схему на многих уроках;
-
ученики видят сначала целое, а потом переходят к деталям;
Основные этапы работы:
-
пользуясь схемами, учащиеся рассуждают вслух;
-
рассуждение вслух без схемы;
-
применение правила самостоятельно, рассуждение про себя (в парах);
-
рассуждение сворачивается, остается конечный результат - название правила, орфограммы.
Маракаева О.В. считает, что необходимо время от времени возвращаться к развёрнутому рассуждению, чтобы освежить память учащихся.
Схемы составляются вместе с учащимися по многим темам, связанным с орфографией и пунктуацией. Они служат хорошим средством обучения.
Схема № 1
Е
– И в безударных личных окончаниях глаголов
Таблица 1 показывает те опорные точки орфографического правила, которые учащиеся должны твердо знать, чтобы свободно рассуждать о написании е – и в окончании глаголов.
С
хема № 2
Данная таблица представляет три группы приставок, работают с ней дети и в 6 классе, в случая затруднения обращаются и на других этапах.
Схема № 3
П
равописание мягкого знака после шипящих.
Пользуясь этой таблицей, учащиеся рассуждают:
-
«Чтобы не ошибиться в правописании мягкого знака после шипящих, надо определить, какая это часть речи. Если это глагол, нужно писать ь.
-
Если это существительное 3 скл., то ь пишется всегда.
-
В остальных существительных, а также в кратких прилагательных ь не пишется.»
Но в этой работе с опорами и схемами и таблицами, Ольга Владимировна думает, что учителю необходимо помнить: данная работа- это прежде всего усвоение теоретического материала, поэтому необходима и практическая отработка навыков.
Каждый метод может прявляться в разных формах. Целесообразно модернизировать урок так, чтобы цель была обязательно достигнута.
Моделирование уроков на основе новейших технологий доказывает, что усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими проблемно-познавательных задач. Проблемная ситуация должна быть значимой для ученика, школьник в процессе работы учителя преодолевает её в результате собственной мыслительной деятельности, верно применяя правила.
В преподавании русского языка педагог обеспечивает непрерывность совершенствования знаний, умений, навыков. Поэтому различные тренировочные упражнения, требующие комплексного применения системы знаний и умений, позволяют учителю одновременно отрабатывать и орфографические, и пунктуационные, и стилистические навыки, расширять лексический запас, обеспечивать связь теории с практикой. В процессе усвоения, закрепления и повторения правил правописания большую роль играют наглядность и занимательность.
Я уверена , что проблема повышения грамотности и общей успеваемости по русскому языку, над которой она работает, является актуальной и для других педагогов. Она считает, что для этого необходимо любить то, что ты делаешь, уметь понимать детей, побуждать учащихся - верить в свои силы и в то, что все трудности русского языка можно преодолеть.