Поиск путей осуществления взаимосвязного обучения русскому языку и литературе давно является одной из важнейших проблем, которую пытаются разрешить методисты национальной школы. В настоящее время актуальность этой проблемы особенно возросла, что вызвано как развитием методической науки, так/и изменениями, происшедшими в социальной сфере.
В последние годы в педагогических исследованиях звучит мысль о необходимости давать учащимся не обособленные знания об отдельных сферах человеческой деятельности, а понятие о целостной научной картине мира, поскольку сообщение отдельных сведений из различных областей науки и общественной практики не соответствует истинному положению вещей, формирует у школьников разрозненные представления о реальной действительности. Создание в сознании учащихся целостного образа окружающего мира может быть достигнуто путем осуществления взаимосвязанного изучения различных дисциплин, что даст возможность нацелить школьников на усвоение всей совокупности знаний в их развитии, будет способствовать постижению общечеловеческих нравственных ценностей. Поэтому содержание образования должно быть ориентировано на внедрение взаимосвязи, реализация различных аспектов которой (межпредметные связи, координация, интеграция) позволит повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в школе, поднять всю систему образования на новую высоту.
Интеграция родственных учебных предметов представляется весьма перспективным средством совершенствования учебного плана и тем самым - всей системы образования.
Когда возможна интеграция учебных предметов? Она предполагает выполнение трех условий:
1) объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;
2) в интегрируемых учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;
3) интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.
На основе этих принципов возможно интегрирование учебных предметов, посвященных изучению следующих областей знаний: общество и общественные знания (история, экономическая география, обществоведение и правовые отношения), природа и ее основные закономерности (физика, химия, астрономия, биология); естествознание и основы техники и технологии (физика, электротехника, радиотехника, химия, биология, астрономия и т.п.); логические и алгоритмические процедуры (математика, информатика, кибернетика).
Интеграция учебных предметов - далеко не механическая деятельность, а интегрированный учебный материал не есть простая сумма отдельных учебных курсов. Этот процесс требует существенной