СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы организации детского отдыха

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация летнего отдыха как одна из форм повышения уровня спортивного мастерства обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Проблемы организации детского отдыха»

Организация летнего отдыха как одна из форм повышения уровня спортивного мастерства обучающихся


В Российской Федерации проживают 38,8 млн. детей, что составляет 26,2 % общей численности населения страны. В последние годы социально-экономические показатели положения детей по ряду параметров оказались неблагоприятными, при этом некоторые негативные тенденции продолжают нарастать.

Увеличилось число хронически больных детей, особенно с болезнями нервной системы, органов пищеварения, онкологическими заболеваниями, заболеваниями крови, эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата. Специальные исследования показывают, что 15-20 % детей дошкольного возраста имеют хронические заболевания, более чем у 50 % школьников зафиксировано ослабленное здоровье, до 40 % детей к окончанию школы ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья. Существующая в стране сеть санаторно-курортных учреждений не обеспечивает в необходимых объемах потребности населения в соответствующих услугах, особенно детей дошкольного возраста. Не хватает санаториев для родителей с детьми, происходит сокращение; числа детских санаториев. За последние годы идет сокращение и учреждений дошкольного, дополнительного школьного образования и оздоровительного отдыха детей.

Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников. Поэтому лето для них – это разрядка накопившейся за год напряженности, пополнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к культурным и образовательным ценностям, вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов в лично значимых сферах деятельности, развлечений, свободы выбора занятий.

Проблема организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в каникулярный период всегда была и остается в центре внимания учреждений дополнительного образования детей. Однако основной особенностью организации деятельности детского оздоровительного лагеря в нашем учреждении дополнительного образования является постоянное совершенствование спортивного мастерства, что в значительной мере обеспечивается непрерывностью тренировочного процесса.

Трудно представить летний отдых в летнем лагере без спорта: без состязаний по бегу, прыжкам, метаниям, многоборьям, без сражений на футбольном поле, борьбы на волейбольных и баскетбольных площадках. Массовые спортивные мероприятия – неотъемлемое содержание двигательного режима и в учебном году. Спорт укрепляет здоровье ребят, закаляет их, делает сильными, выносливыми, смелыми, ловкими.

Лагерные условия очень содействуют занятиям спортом; здесь физкультурная и спортивная работа планируется так, чтобы ежедневно проводить интересные физкультурные занятия или 1-2 спортивных мероприятий: конкурсы, соревнования по подвижным играм, метанию, эстафетам и т. п. И главная задача здесь – придать двигательной деятельности детей стройность, превратить в увлекательный, организованный процесс физического развития.

Оздоровительный отдых детей является мощным аккумулятором "зарядки", и "разрядки": психической, нравственной, этической, эстетической, физической. Ибо в системе организованного отдыха осуществляется принцип преемственности и непрерывности общения, воспитания, содействуя всестороннему раскрытию и развитию личности детей и подростков, что не только выполняет компенсаторную функцию по отношению к школе, позволяет детям отдохнуть, снять физическую и психологическую перегрузки, но и создает новые условия для обогащения опыта, проверки, применения и получения новых знаний и умений в различной практической коллективной работе, окрашенные игрой, способствует развитию ребячьей самореализации, инициативы и самодеятельности.

Организованный отдых позволяет одновременно реализовать развивающую, оздоровительную, образовательную, культурологическую, психотерапевтическую, коммуникативную функции, что свидетельствует о его несомненной пользе в общей системе воспитания, развития и социализации детей и подростков.

В различных видах спорта в течение одного календарного года может быть один или два спортивных сезона, характеризующихся относительно самостоятельной системой соревнований. Подготовка к ним составляет один тренировочный цикл, обеспечивающий достижение высокого уровня готовности спортсменов. Каждый из них строится с учетом фазового характера приобретения спортивной формы. Управление приобретением спортивной формы положено в основу периодизации тренировочного процесса.

Структура годичной подготовки может быть различной. В футболе, хоккее она одноцикловая. В большинстве же видов она строится по принципу сдвоенного полуцикла, т. е. двух тренировочных циклов — осенне-зимнего и весенне-летнего. При такой структуре тренировочного процесса создаются наилучшие условия для перехода количественных изменений в качественные.

Каждый тренировочный цикл складывается из трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного. Внутри отдельного периода выделяют этапы, в которых решаются частные задачи подготовки. Приобретение спортивной формы — это задача подготовительного периода. В соревновательном - спортивная форма достигает своего максимума и стабилизируется. Переходный период связан с необходимостью ее временной утраты.

Переходный период заканчивает тренировочный цикл. Его назначение — восстановление затраченных нервных и физических сил и подготовка спортсменов к новому циклу тренировки. Продолжительность периода — 2—6 недель. Его основные задачи — постепенное снижение нагрузок и переход к активному отдыху, дальнейшее совершенствование техники и физической подготовленности. После окончания соревнований не следует резко прекращать тренировку. Восстановление проходит более успешно, если некоторое время нагрузки сохраняются, но снижаются как по объему, так и по интенсивности. Только во второй половине периода можно перейти к активному отдыху, выполнению упражнений, способствующих устранению выявившихся недочетов в физической подготовке. Тем самым обеспечивается сохранение достаточно высокого уровня подготовленности, что позволяет начать новый цикл без длительного втягивания, быстро восстановить двигательные возможности и использовать привычные объемы тренировочных нагрузок.

В заключение данной работы необходимо отметить, что организация системы летнего отдых детей – это неотъемлемая составляющая всей жизнедеятельности ребенка, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, рационально-познавательные, идейно-нравственные начала. Это освоение жизни ребенком самым непосредственным естественным образом.

Летний лагерь, спортплощадка, поэтому рассматриваются не только как временное местонахождение ребенка, где он приобретает те или иные навыки и знания, где занимательно проводит свое свободное время, но как необходимое бытие, позволяющее раскрыться всем его потенциальным, скрытым духовным и физическим возможностям. Ведь лето в лагере равняется иногда году в жизни ребенка, кроме него он и на год, и на класс старше и взрослее.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей