Проблемы профессионального образования на современном этапе
В сфере воспитания требуется переход от идеологизированных целей и методов воспитания к использованию внутреннего потенциала обучающегося: его ценностных мотивов и ориентаций, увлечений, социальных устремлений.
Процессы социокультурной трансформации затрудняются политическими и экономическими ошибками последних десятилетий, трудным переходом общества от тоталитарной системы к культуре нового общественного уклада, демократичного по характеру, открытого к мировому сообществу, ориентированному на вхождение России в цивилизованную фазу постиндустриального развития.
Механизмом стимулирования потребностей в знаниях и науке, в общей культуре человека, наряду с потребностями демократического развития общества, является рынок. Неизбежная конкуренция среди товаропроизводителей постепенно ведет к росту спроса на квалифицированный, интеллектуальный труд и соответствующие ему профессиональные кадры. Это, в свою очередь, ставит человека перед необходимостью постоянного обучения, стимулирует интерес к знаниям. Рынок, подчиняемый потребностям общества, является решающим фактором развития и системы среднего профессионального образования. [8, с.17].
Одновременно с позитивными процессами наблюдаются противоречивые тенденции ослабления ценностных мотивов молодежи, обучающейся в учреждениях СПО, ее отход от высоких нравственных идеалов. Имущественное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, массовая безработица сказались на уровне жизни молодежи, изменили модели ее социального и экономического поведения.
Новые исторические условия выдвинули новые проблемы, важность и острота которых стали очевидными в воспитательной работе.
Среди основных можно отметить следующие:
1. Снижение общего уровня образованности и воспитанности молодежи.
Как показывают результаты исследований, поколение российской молодежи в последнее десятилетие по основным показателям социального положения и физического развития заметно уступает предыдущим. Оно менее физически развито, все более безнравственно и криминально.
2. Радикальные изменения ценностных ориентаций молодых людей.
Молодежь и подростки в значительной мере выведены за рамки исторических и национальных ценностей – они оказались податливыми к западной массовой культуре; на них преднамеренно обращен шквал низкопробной продукции.
3. Безыдейность нового поколения.
Большинство подростков безыдейны, а значит, равнодушны, даже враждебны к традициям российского патриотизма. Продукт предшествующей эпохи - советский человек – все более уходит на задний план.
4. Негативное отношение к общественно полезной деятельности.
Новые формы труда и оплаты, изменившееся отношение к собственности вызывают у подростков желание получить как можно больше, не прикладывая усилий.
Безнравственное и асоциальное поведение.
Тяжелые социальные условия толкают подростков на преступления. Криминализация молодежной среды, наркомания, алкоголизм дестабилизируют общественную жизнь.
Анализ показывает, что в Российской Федерации практически отсутствуют законы и иные нормативные правовые акты, посвященные проблемам воспитания молодежи. Во многом это обусловлено тем, что закрепить нравственные нормы в законодательном порядке чрезвычайно сложно. Далеко не все такие нормы могут быть предметом правовой регламентации.
Однако, именно для системы СПО, имеющей социально неблагополучный контингент обучаемых, эти вопросы наиболее актуальны. Проблемы воспитания в системе СПО становятся объектом целеполагания, входят в общую систему целей СПО и в этой связи правовые основы воспитания обучающихся заслуживают глубокого социального исследования.
Чтобы помочь молодежи входить в жизнь нужна не только государственная политика поддержки молодежи, но и та система правовых знаний, которой овладевает молодой человек в стенах учреждений среднего профессионального образования. Приобретение политической культуры, знаний основных положений Конституции Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, прав и обязанностей человека и гражданина, Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" способствуют повышению уровня гражданского образования и воспитания. От знания обучающимися основ демократии во многом будет зависеть становление гражданского общества и правового государства.
Воспитание как фактор развития личности отличается особой целенаправленностью, высокой степенью организации и систематизации. Это специально организованный и целенаправленный процесс в рамках учебных заведений и общественных институтов, воздействующих на человека всей совокупностью идеологических, политических, информационных и иных ориентирующих средств. Особую значимость в настоящее время приобретают средства массовой информации, которые все более монополизируют процесс «производства человека как человека» [10, с.24].
Система профессионального образования в условиях нестабильности рынка труда дает чувство уверенности в будущем своего ребенка и является своеобразной формой его социальной защиты, оптимальной социализации человека в организованных коллективах.
Реструктуризация профессионального образования проходит в нескольких направлениях:
- расширение допрофессиональной и послепрофпрофессиональной подготовки кадров;
- развитие многоуровневой подготовки кадров на базе объединения разных типов профессиональных учебных заведений в единый комплекс;
- развитие подготовки кадров по заказам непосредственных потребителей;
- создание корпоративных ассоциаций и объединений разных типов учебных заведений с промышленными и научными организациями.
Все более явно просматриваются положительные тенденции в развитии среднего профессионального образования:
- усиление региональной ориентации на подготовку кадров;
- освоение методов исследования рынка труда;
- усиление внимания к обновлению содержания образования;
- активизация работы по вовлечению работодателей в решение материально-технических, информационных, кадровых, социальных проблем образовательных учреждений;
- активизация деятельности по переходу на целевую подготовку кадров;
- привлечение работодателей к управлению учебными заведениями и проведению аттестационных процедур;
- появление новых форм подготовки и переподготовки незанятого населения, повышение квалификации кадров, работающих на производстве.
Таким образом, в настоящее время профессиональное образование преодолевает состояние кризиса. Для того чтобы подготовить конкурентоспособного специалиста, должны произойти значительные изменения: обновление содержания образования, внедрение в учебно-производственный процесс современных педагогических технологий обучения и воспитания специалистов, основанных на принципах гуманизации и демократизации.
Так как знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики, в обществе востребованы интеллектуальные работники, возросли требования к их социальной деятельности и ответственности.