Проблемы реализации ФГОС начального общего образования.
С 1 сентября 2011 года все образовательные организации России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Отличительной чертой нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий ключевой целью развитие личности обучаемого.
Кроме того, важное значение присвоено универсальным учебным действиям – «УУД», означающие «общеучебные умения», «общие методы деятельности», «надпредметные действия», а также ускоренное совершенствования образовательной сферы для рационализации общекультурного, личностного и познавательного развития школьников.
Школьнику в процессе обучения необходимо овладеть методами решения учебных заданий, предусмотренных программой. Любое отклонение от конкретного шаблона, всякое проявление субъективности может стать лишь помехой в решении задачи. Другими словами, в рамках подобного содержания обучающемуся как субъекту учения делать нечего. Может ли быть содержание обучения другим? Все методы действия, посредством которых мы обучаем школьников, не случайны. Они базируются на общих принципах построения действий в той или иной сфере деятельности людей.
Традиционное обучение базируется на учебной активности воспроизводящего типа и подразумевает, что учащиеся четко выделят и запомнят предложенный для усвоения метод действия, в той или иной степени поймут его значение и сумеют почти точно воспроизвести его при решении соответствующих заданий.
Для этого учителю предстоит показать шаблон предлагаемого для усвоения метода выполнения упражнений, по возможности доходчиво разъяснить его и обеспечить надежный контроль за правильностью его применения при решении тренировочных заданий. В условиях развивающего обучения учителю необходимо организовать деятельность учеников, ориентированную на поиск способа решения поставленной им задачи. Это абсолютно исключает показ такого способа. Потому что как только нужный способ показан и зафиксирован, искать школьникам уже нечего.
Нет смысла и в объяснении способа действия: пока он не найден, показывать еще нечего; когда же способ найден, сконструирован на основе общего принципа построения действий данного класса, объяснять его уже незачем.
На начальной стадии обучения необходима постановка учебного задания, требующего от учащихся нового анализа ситуации действия, нового ее понимания. Дальнейшие усилия учителя должны быть нацелены на организацию решения этой задачи.
На сегодняшний день начальное образование России оказалась в довольно сложной и противоречивой обстановке, к деятельности в которой не было готово. Начальная школа пытается преодолеть различие с передовыми образовательными системами других стран, кроме того на нее еще больше увеличивается внешнее воздействие, оказываемое политическими, финансовыми, экологическими, демографическими, информационными факторами.
В совокупности воздействие данных факторов привело к тому, что в России за последнее десятилетие резко изменились характеристики нового поколения, идущего в школу. Прежде всего, ухудшилось здоровье учащихся.
80% первоклассников ежедневно выполняют домашние задания, хотя это запрещено санитарным законодательством. Сегодня обсуждается предшкольная подготовка детей: она рассматривается как воспитание, обучение, выравнивание стартовых возможностей. Но насколько шестилетние дети готовы к систематической работе? Ведь в этом возрасте 70% имеют различные функциональные нарушения, у каждого четвертого – группа здоровья третья, к первой относятся только 5%.
Таким образом, сегодня мы наблюдаем разрыв между реальными потребностями обучающихся и предлагаемыми образовательными услугами.
Для разрешения актуальных проблем и повышения готовности учителей к реализации требований ФГОС НОО необходима их активизация инновационной деятельности. В готовности учителя к воплощению новых стандартов рассматриваются разные составляющие:
1. Когнитивная – «Знаю» 2. Аксиологическая – « Принимаю» 3. Мотивационная – «Хочу и надо» 4. Профессиональная – «Умею» 5. Личностная – «Могу» 6. Компетентностная – «Делаю» Учитель – центральная фигура современной школы и реализации требований ФГОС НОО на уроке. Поэтому сегодня перед администрацией ОУ (образовательного учреждения), учителями начальных классов стоят следующие задачи:
· освоение новой системы требований к результатам, структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся; · принятие идеологии ФГОС НОО;
формирование психологической готовности учителя к инновациям; развитие его профессиональной компетентности; · разработка методических инноваций; овладение новыми методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения новых основных задач по предметной области, достижения новых целей, заявленных в стандарте; освоение учителями новых образовательных технологий для достижения новых целей и решения новых задач, в соответствии с ФГОС НОО; ресурсное обеспечение проведения уроков по-новому информационными и дидактическими источниками; · изменение методической работы в школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО; · обеспечение комплексной подготовки по ФГОС школьной команды учителей и заместителя директора, их курирующего (самое распространенное пожелание учителей в ходе рефлексии, завершающей курсы, выражается словами: «научите нашего завуча этому же»); · изменение системы внутреннего контроля качества проводимых уроков (новые схемы анализа уроков), ресурсного обеспечения, системы оценивания уровня достижения новых планируемых результатов. Рассмотренные компоненты готовности учителей, методистов, заместителей директора школы для большинства работников образования еще предстоит в ближайшее время пройти самостоятельно, при помощи курсов повышения квалификации или экспертов в вопросах инновационной методики начального образования.
Что ждут учителя для более активной реализации требований ФГОС НОО? На первом месте, с большим отрывом (в 2 раза) оказалось следующее – Методическое обеспечение инновации, методическая проработанность педагогической инновации. По мнению самих же учителей начальной школы им для внедрения психолого-педагогических инноваций необходимо, прежде всего, методическое обеспечение инновации. То, что мы называем методическими инновациями. Актуальность методических инноваций в образовании очевидна – они двигатель развития современного урока, а значит образования в соответствии с ФГОС НОО.