СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы современного образования. Выступление на семинаре

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование личности понимается как обретение образа, становление, развитие личности – как огранка неповторимых индивидуальных черт. Решению этих задач способствуют активные методы и приёмы обучения.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы современного образования. Выступление на семинаре»

ГОУСПО Ростовской области – Шахтинский педагогический колледж










Проблемы современного образования в педагогическом колледже и в школе.





Автор-составитель

Бойко И. В.










2017 г.

-1-

Образование личности понимается как обретение образа, становление, развитие личности – как огранка неповторимых индивидуальных черт.

Образование служит решению задач формирования общей культуры личности, ее адаптация к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии.

Рассмотрим некоторые проблемы современного образования в педагогическом колледже и в школе.

Проблема № 1. Неуспеваемость учащихся.

Грубые ошибки ведут к психогениям, дидактогениям – психической травме, полученной в процессе обучения. Дидактогения – грубый брак в работе учителя.

Причины:

- жесткая, унифицированная система обучения;

- содержание образования, одинаковое для всех;

- единообразие;

- стереотипность в методах и формах обучения;

- интеллектуализм;

- недооценка эмоций в обучении;

- пренебрежение развитием учеников;

- натаскивание;

- ориентация на зубрежку.

Несправедливость, бестактность, грубость учителя уязвляет самолюбие, возмущает ребенка, рождает в его душе формы активного и пассивного протеста.

После сильнейшего нервного возбуждения наступает торможение – ребенок чувствует апатию, слабость. Как в том, так и в другом состоянии ученик не способен нормально мыслить.

Взвинченность, детская озлобленность, напускная беззаботность, страх – признаки нервных заболеваний.

-2-

Школа и страх – понятия несовместимые, как красота и уродство.

В. А. Сухомлинский

Поэтому важно создать доброжелательную атмосферу, так и легче усваиваются знания и формируются ценные человеческие качества.

Проблема № 2. Ученик – главный работник на уроке?

А вот еще одна проблема: один ученик у доски решает задачу или пишет трудные слова, а остальные в тетрадях самостоятельно работают над тем же. Как будто бы все заняты делом, но никакого умственного напряжения это «дело» не требует, ибо подавляющее большинство списывает с доски.

«Страшная эта опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, в сфере мысли».

В. А. Сухомлинский

Решению этих задач способствуют активные методы и приемы обучения.

Активное обучение направлено не на сообщение готовых знаний, а на организацию их самостоятельного получения знаний.

Активные приемы обучения на уроке:

- опорные схемы

- диалог

- мозговой штурм

- постановка проблемных вопросов

- создание ситуации успеха

- интенсивный опрос

- коммуникативная атака

- игровые моменты

-3-

- эмоциональность подачи

- сравнение и аналогия

- эффект парадоксальности

- познавательные игры

Активные методы обучения:

- метод импровизации

- метод открытого диалога

- частично-поисковый

- проблемный

- эвристический

- метод аналогий

- коллективно-распределительный

- блоково-моделирующий

Проблема № 3 Структура и типология урока.

Однообразие в построении урока приводит к серьезным последствиям. Постоянное повторение одной и той же схемы урока вызывает у учеников реакцию, тормозящую активность мышления, так называемую психическую реакцию пресыщенности на монотонность в работе.

Следствием этого являются: сонливость, вялость, невосприимчивость, повышение утомляемости.

Итак, необходимо использование методического и психологического разнообразия типов урока.

Настоящий урок – это совместный поиск истины учителем и учеником, лаборатория культуры мышления.

Там, где этого нет, там скука, мертвенность, бездуховность.

Т. Гончар.

Проблема № 4. Очеловечивание знаний.

Пустота души начинается с того, что ученик больше учит, заучивает, чем думает.

-4-

Бывает так, что некогда даже задуматься над сущностью научной истины.

Да, это к сожалению, так… Но почему ученик и студент не задумывается над сущностью идей уже в те мгновения, когда учитель излагает знания?

Очеловечивание знаний, одухотворенность преподавания благородными, возвышенными чувствами – это, на мой взгляд, проблема в школьном и в вузовском воспитании.

С позиции гуманной педагогики важны не знания сами по себе, а отношение к ним.

Школа должна служить не только накоплению знаний, но и восхождению Духа.

Проблема № 5. А может ли учащийся освоить учебный материал?

Педагог действует по правилам, усвоенным еще в стенах учебных заведений: учитель должен учить, а ребенок освоить материал.

А может ли учащийся освоить – это вопрос.

Вся система управления вольно или невольно побуждает педагога относиться к ребенку как к некой данности, единице, которая всегда может усвоить все, если постарается, не особенно заботясь о том, чтобы ребенок испытывал комфорт, был успешным в процессе приобщения его к социальному опыту.

Вне покоя внимания остаются состояние здоровья, медицинские показатели, а также психические и индивидуальные особенности учащихся.

Проблема № 6. Контроль и оценивание знаний.

Оценивает знания, умения, навыки, но оценивают уровень развития.

Учащиеся допускают в диктанте – 26 ошибок. Это 2. затем тот же ученик допускает 7 ошибок – это тоже 2.

Проблема № 7. Ученик и общение.


-5-

Весь процесс учения должен быть построен на принципе сотрудничества, соучастия.

Виды общения:

- учебное сотрудничество детей с учителем

- сотрудничество школьника с самим собой.

Учение – это не механическая передача знаний. Это сложнейшие человеческие отношения.

В. А. Сухомлинский.

Проблема № 8. Проблема настоящего учителя.

Проблема воспитания молодого поколения таким, каким мы его хотим видеть, связана с проблемой настоящего учителя.

Чтобы обучать и воспитывать то непростое поколение, которое сейчас сидит за партами, учитель должен обладать истинной культурой.

В ее содержание можно включить следующее:

а) – только отличное знание учителем своего предмета, но и ориентацию в современных проблемах той науки, основы которой учитель преподает;

б) – умение учителя обращаться к уму и сердцу воспитанника;

в) – совершенное владение всеми методами преподавания и изучения личности ребенка;

г) – богатство личности самого учителя;

д) – самокритичность и большая требовательность к себе;

е) – речевая культура учителя;

ж) – способность быть мыслителем и исследователем.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!