ГОУСПО Ростовской области – Шахтинский педагогический колледж
Проблемы современного образования в педагогическом колледже и в школе.
Автор-составитель
Бойко И. В.
2017 г.
-1-
Образование личности понимается как обретение образа, становление, развитие личности – как огранка неповторимых индивидуальных черт.
Образование служит решению задач формирования общей культуры личности, ее адаптация к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии.
Рассмотрим некоторые проблемы современного образования в педагогическом колледже и в школе.
Проблема № 1. Неуспеваемость учащихся.
Грубые ошибки ведут к психогениям, дидактогениям – психической травме, полученной в процессе обучения. Дидактогения – грубый брак в работе учителя.
Причины:
- жесткая, унифицированная система обучения;
- содержание образования, одинаковое для всех;
- единообразие;
- стереотипность в методах и формах обучения;
- интеллектуализм;
- недооценка эмоций в обучении;
- пренебрежение развитием учеников;
- натаскивание;
- ориентация на зубрежку.
Несправедливость, бестактность, грубость учителя уязвляет самолюбие, возмущает ребенка, рождает в его душе формы активного и пассивного протеста.
После сильнейшего нервного возбуждения наступает торможение – ребенок чувствует апатию, слабость. Как в том, так и в другом состоянии ученик не способен нормально мыслить.
Взвинченность, детская озлобленность, напускная беззаботность, страх – признаки нервных заболеваний.
-2-
Школа и страх – понятия несовместимые, как красота и уродство.
В. А. Сухомлинский
Поэтому важно создать доброжелательную атмосферу, так и легче усваиваются знания и формируются ценные человеческие качества.
Проблема № 2. Ученик – главный работник на уроке?
А вот еще одна проблема: один ученик у доски решает задачу или пишет трудные слова, а остальные в тетрадях самостоятельно работают над тем же. Как будто бы все заняты делом, но никакого умственного напряжения это «дело» не требует, ибо подавляющее большинство списывает с доски.
«Страшная эта опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, в сфере мысли».
В. А. Сухомлинский
Решению этих задач способствуют активные методы и приемы обучения.
Активное обучение направлено не на сообщение готовых знаний, а на организацию их самостоятельного получения знаний.
Активные приемы обучения на уроке:
- опорные схемы
- диалог
- мозговой штурм
- постановка проблемных вопросов
- создание ситуации успеха
- интенсивный опрос
- коммуникативная атака
- игровые моменты
-3-
- эмоциональность подачи
- сравнение и аналогия
- эффект парадоксальности
- познавательные игры
Активные методы обучения:
- метод импровизации
- метод открытого диалога
- частично-поисковый
- проблемный
- эвристический
- метод аналогий
- коллективно-распределительный
- блоково-моделирующий
Проблема № 3 Структура и типология урока.
Однообразие в построении урока приводит к серьезным последствиям. Постоянное повторение одной и той же схемы урока вызывает у учеников реакцию, тормозящую активность мышления, так называемую психическую реакцию пресыщенности на монотонность в работе.
Следствием этого являются: сонливость, вялость, невосприимчивость, повышение утомляемости.
Итак, необходимо использование методического и психологического разнообразия типов урока.
Настоящий урок – это совместный поиск истины учителем и учеником, лаборатория культуры мышления.
Там, где этого нет, там скука, мертвенность, бездуховность.
Т. Гончар.
Проблема № 4. Очеловечивание знаний.
Пустота души начинается с того, что ученик больше учит, заучивает, чем думает.
-4-
Бывает так, что некогда даже задуматься над сущностью научной истины.
Да, это к сожалению, так… Но почему ученик и студент не задумывается над сущностью идей уже в те мгновения, когда учитель излагает знания?
Очеловечивание знаний, одухотворенность преподавания благородными, возвышенными чувствами – это, на мой взгляд, проблема в школьном и в вузовском воспитании.
С позиции гуманной педагогики важны не знания сами по себе, а отношение к ним.
Школа должна служить не только накоплению знаний, но и восхождению Духа.
Проблема № 5. А может ли учащийся освоить учебный материал?
Педагог действует по правилам, усвоенным еще в стенах учебных заведений: учитель должен учить, а ребенок освоить материал.
А может ли учащийся освоить – это вопрос.
Вся система управления вольно или невольно побуждает педагога относиться к ребенку как к некой данности, единице, которая всегда может усвоить все, если постарается, не особенно заботясь о том, чтобы ребенок испытывал комфорт, был успешным в процессе приобщения его к социальному опыту.
Вне покоя внимания остаются состояние здоровья, медицинские показатели, а также психические и индивидуальные особенности учащихся.
Проблема № 6. Контроль и оценивание знаний.
Оценивает знания, умения, навыки, но оценивают уровень развития.
Учащиеся допускают в диктанте – 26 ошибок. Это 2. затем тот же ученик допускает 7 ошибок – это тоже 2.
Проблема № 7. Ученик и общение.
-5-
Весь процесс учения должен быть построен на принципе сотрудничества, соучастия.
Виды общения:
- учебное сотрудничество детей с учителем
- сотрудничество школьника с самим собой.
Учение – это не механическая передача знаний. Это сложнейшие человеческие отношения.
В. А. Сухомлинский.
Проблема № 8. Проблема настоящего учителя.
Проблема воспитания молодого поколения таким, каким мы его хотим видеть, связана с проблемой настоящего учителя.
Чтобы обучать и воспитывать то непростое поколение, которое сейчас сидит за партами, учитель должен обладать истинной культурой.
В ее содержание можно включить следующее:
а) – только отличное знание учителем своего предмета, но и ориентацию в современных проблемах той науки, основы которой учитель преподает;
б) – умение учителя обращаться к уму и сердцу воспитанника;
в) – совершенное владение всеми методами преподавания и изучения личности ребенка;
г) – богатство личности самого учителя;
д) – самокритичность и большая требовательность к себе;
е) – речевая культура учителя;
ж) – способность быть мыслителем и исследователем.