Муниципальное общеобразовательное учреждение «Михайловская средняя общеобразовательная школа №1» муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области
Муниципальный конкурс проектно-исследовательских работ
Направление: гуманитарное
«ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ»
Авторы: коллектив учащихся 8Б класса
Руководитель: Мерзлова Ксения Вячеславовна,
учитель английского языка, истории и обществознания.
г. Михайлов
2022
Содержание
-
Введение……………………………………………………….3
-
Основная часть……………………………………………….6
-
Практическая часть…………………………………………8
-
Заключение………………………………………………… 12
-
Список использованной литературы……………………..13
-
Приложения…………………………………………………..14
ВВЕДЕНИЕ
«Подросток по-другому воспринимает мир», «мыслит по-другому», «он требователен и настойчив», «он гиперактивен и предприимчив», «он импульсивен и непринужден», «проявляет агрессию, когда его заставляют что-то делать в разрез его желанию», «не хочет выполнять указания взрослых», – именно так говорят о современном подростке. Мы тоже принадлежим к этой части общества. Нас очень заинтересовала эта тема. Для нас она является сверхактуальной, об этом наши беседы, дискуссии и размышления. Поэтому мы решили разобраться в этой теме детально. Однако в разных источниках информации прослеживается достаточно шаблонное описание проблем современных подростков. Для нас обозначилась проблема: недостаток актуальной информации по данной теме и о способах решения определенных жизненных трудностей.
Цель: исследовать социальный портрет старшеклассника в условиях современной школы.
Гипотеза: Мы предполагаем, что проблемы подростков имеют общий характер, как для 14-15- летних, так и для 15-16- летних.
Задачи:
-
Изучить необходимую литературу и другие источники по теме.
-
Провести анкетирование учащихся 8-11 классов.
-
Сделать анализ результатов анкетирования.
-
Определить основные социальные проблемы подростков на современном этапе.
-
Попытаться найти пути решения существующих проблем подростков на современном этапе.
Актуальность: Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Важно осознавать, какие проблемы волнуют современных подростков, чтобы вовремя найти пути решения. Общество заинтересовано в здоровом подрастающем поколении, не только физически, но и духовно!
Объект исследования: подростковый возраст
Предмет исследования: проблемы подросткового возраста
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, анализ и сравнение.
Продукт проекта: буклет «Пути решения проблем современных подростков»
Этапы проекта:
Этапы (задачи) | Сроки выполнения | Отметка о выполнении/ наличие отклонения от плана | Комментарии | |
Срок реализации проекта: 6 месяцев |
Выбор темы | 24.09.2021- 04.10.2021 | Выполнено в отклонении | |
Определение путей исследование, выбранной темы | 30.09.2021-14.10.2021 | Выполнено в срок | |
Составление опроса | 02.12.2019-28.12.2019 | Выполнено в срок | Опрос учащихся |
Опрос учащихся 8-9 классов и 10-11 классов | 13.01.2022-23.01.2022 | Выполнено в срок | Проведение опроса |
Обработка результатов опроса | 24.01.2022- 26.01.2022 | Выполнено в срок | Составление таблицы результатов опроса |
Подбор материала по обозначенной проблематике | 27.01.2022- 31.01.2022 | Выполнено в срок | Поиск информации в интернет ресурсах |
Подготовка презентации и составление буклета | 01.02.2020- 28.02.2020 | Выполнено в срок | |
Планируемый результат: определение реальных проблем подростков, анализ социологического опроса, буклет с возможными решениями проблем современных подростков.
.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
На первом этапе нашего проекта мы задались вопросом - «Кто же такой подросток?» Такой ответ даёт любая энциклопедия: Подростковый возраст — это период развития детей от 11— 12 до 16 лет (что соответствует приблизительно, среднему и старшему школьному возрасту, учащимся V—X классов), отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток — уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Это развитие завершается примерно к 16 годам превращением подростка в юношу или девушку.
Когда мы слышим слово «подросток», у нас возникает, пожалуй, один и тот же определенный и довольно яркий образ любознательного, активного, деятельного и шумливого мальчика или девочки.
В подростковом возрасте происходит ломка многого из того, что являлось привычным, уже сложившимся у подростка. Это касается почти всех сторон его жизни и деятельности. Особенно заметные изменения претерпевает характер учебной деятельности — в подростковом возрасте начинается систематическое усвоение основ наук, что требует изменения привычных форм работы и перестройки мышления, новой организации внимания, приемов запоминания. Изменяется и отношение к окружающему; подросток уже не ребенок и требует иного к себе отношения.
Исследуя разные источники, мы выяснили, что почти везде перечисляется один и тот же список проблем современных подростков. Мы их обобщили в следующий список.
- Сложности с общением в реальной жизни.
- Потеря мотивации учиться.
-
Проблемы внешнего вида.
-
Конфликты с родителями (или с другими взрослыми).
-
Стресс (от внешнего давления со стороны взрослых).
-
Проблемы со здоровьем из-за малоподвижного образа жизни.
-
Интернет – зависимость.
-
Страх перед экзаменами.
Разные источники предлагают множество путей решения проблем современных подростков. Эти пути решения можно представить в виде памятки для родителей.
-
Любить себя. Любовь к себе – наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребёнок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможет реализовать себя.
-
Интерпретировать поведение. Ребёнок должен научиться понимать и объяснять поведение людей и тогда он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях. Например, учительница повысила голос на него. Он может подумать о том, что у него сегодня сдали нервы, она очень устала, в классе много шалунов, которые ей мешают.
-
Ребёнка надо учить объяснить собственное поведение. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается.
-
Общаться с помощью слов. Ребёнок, который может объяснить, что с ним происходит, словами, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы.
-
Понимать различия меду мыслями и действиями. Если ребёнок о чём-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не переводить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Тогда его учебная боль проходит, и детское сознание может воспринимать учебную или другую задачу.
-
Интересоваться и задавать вопросы. Родители должны поддерживать у ребёнка инстинкт любознательности и учить самих вылавливать ответы на вопросы, помогать искать и находить.
-
Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов.
-
Не бояться неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках учатся.
-
Доверять взрослым, знать, в чём можно полагаться на взрослого
-
Думать самому. Чувство собственной уникальности и способности к выбору – жизненно важная часть человеческого существования.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
На данном этапе работы мы решили выяснить, а совпадает ли обобщённый список с результатами опроса учеников 8-11 классов. И главное, есть ли различия в списке проблем учащихся 8-9 классов и 10-11 классов. (см. Приложение1-анкета, фото 1)
Было опрошено 50 человек учащихся 8 классов. У подавляющего количества ребят (80%) отсутствуют проблемы с общением. Многие опрашиваемые ответили, что у них вообще нет проблем (40%), а если есть, то этой проблемой ожидаемо стала учёба (42%). Список основных проблем современных подростков по версии восьмиклассников:
-
Учеба, сдача экзаменов-14 человек (28%).
-
Недопонимание с окружающими, родителями, буллинг-13 человек (26%).
-
Эмоциональный контроль над собой-4 человека (8%).
-
Зависимость от Интернета и игр-10 человек (20%).
Состояться в жизни, стать богатым – так ответили 58% учеников 8-х классов, отвечая на вопрос «Какая главная жизненная цель молодёжи?»
Интернет – основной виновник проблем современной молодёжи по мнению восьмиклассников. Большинство (66%) считают эффективной работу с молодым поколением.
(см. Приложение 2 – диаграммы 1-6)
Было опрошено 46 учащихся 9-х классов.
Большинство (60%) учащихся 9-х классов имеют проблемы в общении. Предсказуемый результат и по второму вопросу - 59 % опрошенных на данный момент определяют для себя проблему сдачи ОГЭ. Однако 17% имеют также такую проблему, как отсутствие друзей. Список основных проблем современных подростков по версии девятиклассников:
-
Экзамены, учёба - 50%.
-
Зависимость от Интернета и игр - 20%.
-
Проблема с общением - 10%.
-
Отношения с родителями - 20%.
Стать успешным человеком – так ответили 48% учеников 9-х классов, отвечая на вопрос «Какая главная жизненная цель молодёжи?».
Родители (43%) – основной виновник проблем современной молодёжи по мнению девятиклассников. Интернет (35%) – на втором месте. Многие (35%) считают эффективной работу с молодым поколением. Однако 30 % отмечают, что этой работы нет совсем. (см. Приложение 2 – диаграммы 7-12)
Было опрошено 42 человека учащихся 10-11классов.
У подавляющего количества ребят (76%) отсутствуют проблемы с общением. Меньшинство (10%) опрашиваемых ответили, что у них вообще нет проблем. Для остальных 90% основной проблемой стала сдача ЕГЭ. Список основных проблем современных подростков по версии учеников 10 и 11 классов:
Стать успешным человеком – так ответили 88% учеников 10 и 11 классов, отвечая на вопрос «Какая главная жизненная цель молодёжи?».
Родители (52%) – основной виновник проблем современной молодёжи по мнению десятиклассников и учеников 11 класса. Сама молодёжь (19%) – на втором месте. Государство (14%) – на третьем месте. Интернет опустился только на четвёртое место (10%). Большинство (60%) считают неэффективной работу с молодым поколением. (см. Приложение 2 – диаграммы 12 - 18).
Сходство позиций опрошенных заключается том, что у всех групп опрошенных на первом месте среди основных проблем – учёба, у выпускников ещё добавляется и сдача ОГЭ и ЕГЭ. Это объясняется тем, что главная для нас сейчас деятельность - это учеба, и она занимает большую часть нашей жизни.
Сходство также в том, что отвечая на вопрос «Какая главная жизненная цель молодёжи?» почти все единодушно отвечали «стать успешным в жизни». Причём успех прежде всего связан с высокооплачиваемой работой, престижной профессией и карьерой. Это объясняется тем, что сейчас на первом месте материальные ценности, а не духовные. Это ни хорошо и ни плохо. Просто такой сейчас мир.
Различие позиций опрошенных групп гораздо больше.
У большинства учеников 8-х классов отсутствуют проблемы с общением, у 9-х классов они появляются, в 10-11 классов проблем с общением опять нет. Это можно объяснить тем, что пик неуверенности в себе, возможно, приходится как раз на возраст девятиклассников и поэтому именно у них возникают разнообразные конфликты в межличностных отношениях.
Различаются также и списки основных проблем у разных групп опрошенных, но не по содержанию, а по степени важности.
У 8-х классов главный виновник проблем - Интернет, у старшеклассников – родители. Возможно, это связано с тем, что 14-летние подростки ещё близко связаны эмоционально со своими родителями и для них они ещё являются авторитетом. С этим связано и различие в ответах на последний вопрос – чем старше опрошенные, тем больший процент считает неэффективной работу с молодым поколением.
После анализа опроса мы решили составить буклет из наших предложений по решению распространенных проблем подростков. В буклете мы отразили следующие наши предложения:
-
Роскомнадзор должен усилить работу по борьбе с фейками. Большинство подростков не имеют критического мышления и воспринимают ложные заявления, с красивой подачей, за правду. Это предложение основано на том, что, судя по опросу, интернет играет огромную роль в жизни подростка и уметь «фильтровать информацию» подростки в полной мере ещё не умеют, государство в данном случае должно вмешиваться.
-
Ежегодно или лучше ежемесячно, проводить опросы у подростков. Выявлять их проблемы, и пытаться их решить. Это предложение основано на том, что, хотя опрос показал и ожидаемые результаты, но также выявил и неожиданные результаты. Постоянно мониторить проблемы подростков – это один из путей их решения.
-
Включить в школьную программу урок по психологии для того, чтобы дети могли открыто рассказать о своих проблемах и решить их вместе со школьным психологом. Психология - очень интересная наука, подростков она привлекает, так как это именно тот возраст, когда есть большое желание разобраться в себе.
-
Проводить в школе больше встреч с людьми, которые вовлечены в работу с подростками. Это предложение основано на результатах опроса. Большинство считают неэффективной работу с подростками, были даже ответы, что «её нет совсем», эту работу необходимо улучшать.
-
Создать комнату психологической разгрузки, релаксации, чтобы подростки в ней отдыхали от регулярно получаемой информации, не носящей какой-либо смысловой нагрузки. Это актуально особенно сейчас, в связи с тревожной ситуацией в мире и потоком лживой информации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель проекта достигнута: выявлены проблемы, волнующие подростков и составлены рекомендации по их решению.
Самым сложным для нас оказалось описать основное содержание проекта, поскольку не хватало опыта. Пришлось прибегнуть к помощи взрослых.
В процессе выполнения работы мы поняли, что наши проблемы и волнения те же, что и у других подростков.
Наша гипотеза подтвердилась частично, так как выявленные у опрошенных учеников 8-11 классов проблемы в целом совпадали, но имели и отличия.
Проект будет иметь продолжение. Мы планируем на практике постараться осуществить некоторые из данных в буклете наших предложений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Авдулова Т. П. Психология подросткового возраста: учеб. пособие для студ. вузов - М. : Академия, 2012. - 384 с
-
Горбунова М.Ю. Социальная психология -- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 223 с.
-
Обухова Л.Ф. Возрастная психология./ Москва 1999
-
Филипчук .Г. Знаете ли вы своего ребенка?/ Москва «Прогресс» 1989.
-
https://sibmama.ru/vneshnost-podrostka.htm
-
https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/podrostkovye-kompleksy-kak-pomoch-rebenku-polyubit-svoyu-vneshnost/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкета для опроса
1) У вас присутствуют проблемы с общением?
2) Какая для вас самая большая проблема на данный момент?
3) Как вы считаете, какая главная проблема у современного подростка?
4) Какая главная жизненная цель подростков?
5) Как вы считаете, кто виноват в проблемах современных подростков?
6) Насколько сегодня эффективна воспитательная работа с подростками?
Фото 1
Приложение 2
1 вопрос
Диаграмма 1
2 вопрос
Диаграмма 2
3 вопрос
Диаграмма 3
4 вопрос
Диаграмма 4
5 вопрос
Диаграмма 5
6 вопрос
Диаграмма 6
1 вопрос
Диаграмма 7
2 вопрос
Диаграмма 8
3 вопрос
Диаграмма 9
4 вопрос
Диаграмма 10
5 вопрос
Диаграмма 11
6 вопрос Диаграмма 12
1 вопрос
Диаграмма 13
2 вопрос
Диаграмма 14
3 вопрос
Диаграмма 15
4 вопрос
Диаграмма 16
5 вопрос
Диаграмма 17
6 вопрос
Диаграмма 18