СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы современных подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект учащихся 8Б класса.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы современных подростков»


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Михайловская средняя общеобразовательная школа №1» муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области


Муниципальный конкурс проектно-исследовательских работ

Направление: гуманитарное

«ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ»


Авторы: коллектив учащихся 8Б класса


Руководитель: Мерзлова Ксения Вячеславовна,

учитель английского языка, истории и обществознания.


г. Михайлов

2022


Содержание


  1. Введение……………………………………………………….3

  2. Основная часть……………………………………………….6

  3. Практическая часть…………………………………………8

  4. Заключение………………………………………………… 12

  5. Список использованной литературы……………………..13

  6. Приложения…………………………………………………..14




























ВВЕДЕНИЕ

«Подросток по-другому воспринимает мир», «мыслит по-другому», «он требователен и настойчив», «он гиперактивен и предприимчив», «он импульсивен и непринужден», «проявляет агрессию, когда его заставляют что-то делать в разрез его желанию», «не хочет выполнять указания взрослых», – именно так говорят о современном подростке. Мы тоже принадлежим к этой части общества. Нас очень заинтересовала эта тема. Для нас она является сверхактуальной, об этом наши беседы, дискуссии и размышления. Поэтому мы решили разобраться в этой теме детально. Однако в разных источниках информации прослеживается достаточно шаблонное описание проблем современных подростков. Для нас обозначилась проблема: недостаток актуальной информации по данной теме и о способах решения определенных жизненных трудностей.

Цель: исследовать социальный портрет старшеклассника в условиях современной школы.

Гипотеза: Мы предполагаем, что проблемы подростков имеют общий характер, как для 14-15- летних, так и для 15-16- летних.

Задачи:

  1. Изучить необходимую литературу и другие источники по теме.

  2. Провести анкетирование учащихся 8-11 классов.

  3. Сделать анализ результатов анкетирования.

  4. Определить основные социальные проблемы подростков на современном этапе.

  5. Попытаться найти пути решения существующих проблем подростков на современном этапе.

Актуальность: Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Важно осознавать, какие проблемы волнуют современных подростков, чтобы вовремя найти пути решения. Общество заинтересовано в здоровом подрастающем поколении, не только физически, но и духовно!

Объект исследования: подростковый возраст

Предмет исследования: проблемы подросткового возраста

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, анализ и сравнение.

Продукт проекта: буклет «Пути решения проблем современных подростков»

Этапы проекта:

Этапы (задачи)

Сроки выполнения

Отметка о выполнении/

наличие отклонения от плана

Комментарии


Срок реализации проекта: 6 месяцев

Выбор темы

24.09.2021-

04.10.2021

Выполнено в отклонении


Определение путей исследование, выбранной темы

30.09.2021-14.10.2021

Выполнено в срок

 

 

Составление опроса

02.12.2019-28.12.2019

Выполнено в срок

Опрос учащихся

Опрос учащихся 8-9 классов и 10-11 классов

13.01.2022-23.01.2022

Выполнено в срок

Проведение опроса

Обработка результатов опроса

24.01.2022-

26.01.2022

Выполнено в срок

Составление таблицы результатов опроса

Подбор материала по обозначенной проблематике

27.01.2022-

31.01.2022

Выполнено в срок

Поиск информации в интернет ресурсах

Подготовка презентации и составление буклета

01.02.2020-

28.02.2020

Выполнено в срок


                     


Планируемый результат: определение реальных проблем подростков, анализ социологического опроса, буклет с возможными решениями проблем современных подростков.




.


















ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

На первом этапе нашего проекта мы задались вопросом - «Кто же такой подросток?» Такой ответ даёт любая энциклопедия: Подростковый возраст — это период развития детей от 11— 12 до 16 лет (что соответствует приблизительно, среднему и старшему школьному возрасту, учащимся V—X классов), отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток — уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Это развитие завершается примерно к 16 годам превращением подростка в юношу или девушку.

Когда мы слышим слово «подросток», у нас возникает, пожалуй, один и тот же определенный и довольно яркий образ любознательного, активного, деятельного и шумливого мальчика или девочки.

В подростковом возрасте происходит ломка многого из того, что являлось привычным, уже сложившимся у подростка. Это касается почти всех сторон его жизни и деятельности. Особенно заметные изменения претерпевает характер учебной деятельности — в подростковом возрасте начинается систематическое усвоение основ наук, что требует изменения привычных форм работы и перестройки мышления, новой организации внимания, приемов запоминания. Изменяется и отношение к окружающему; подросток уже не ребенок и требует иного к себе отношения.

Исследуя разные источники, мы выяснили, что почти везде перечисляется один и тот же список проблем современных подростков. Мы их обобщили в следующий список.

  1. Сложности с общением в реальной жизни.
  2. Потеря мотивации учиться.
  3. Проблемы внешнего вида.

  4. Конфликты с родителями (или с другими взрослыми).

  5. Стресс (от внешнего давления со стороны взрослых).

  6. Проблемы со здоровьем из-за малоподвижного образа жизни.

  7. Интернет – зависимость.

  8. Страх перед экзаменами.

Разные источники предлагают множество путей решения проблем современных подростков. Эти пути решения можно представить в виде памятки для родителей.

  1. Любить себя. Любовь к себе – наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребёнок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможет реализовать себя.

  2. Интерпретировать поведение. Ребёнок должен научиться понимать и объяснять поведение людей и тогда он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях. Например, учительница повысила голос на него. Он может подумать о том, что у него сегодня сдали нервы, она очень устала, в классе много шалунов, которые ей мешают.

  3. Ребёнка надо учить объяснить собственное поведение. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается.

  4. Общаться с помощью слов. Ребёнок, который может объяснить, что с ним происходит, словами, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы.

  5. Понимать различия меду мыслями и действиями. Если ребёнок о чём-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не переводить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Тогда его учебная боль проходит, и детское сознание может воспринимать учебную или другую задачу.

  6. Интересоваться и задавать вопросы. Родители должны поддерживать у ребёнка инстинкт любознательности и учить самих вылавливать ответы на вопросы, помогать искать и находить.

  7. Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов.

  8. Не бояться неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках учатся.

  9. Доверять взрослым, знать, в чём можно полагаться на взрослого

  10. Думать самому. Чувство собственной уникальности и способности к выбору – жизненно важная часть человеческого существования.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


На данном этапе работы мы решили выяснить, а совпадает ли обобщённый список с результатами опроса учеников 8-11 классов. И главное, есть ли различия в списке проблем учащихся 8-9 классов и 10-11 классов. (см. Приложение1-анкета, фото 1)

Было опрошено 50 человек учащихся 8 классов. У подавляющего количества ребят (80%) отсутствуют проблемы с общением. Многие опрашиваемые ответили, что у них вообще нет проблем (40%), а если есть, то этой проблемой ожидаемо стала учёба (42%). Список основных проблем современных подростков по версии восьмиклассников:

  • Учеба, сдача экзаменов-14 человек (28%).

  • Недопонимание с окружающими, родителями, буллинг-13 человек (26%).

  • Эмоциональный контроль над собой-4 человека (8%).

  • Зависимость от Интернета и игр-10 человек (20%).

Состояться в жизни, стать богатым – так ответили 58% учеников 8-х классов, отвечая на вопрос «Какая главная жизненная цель молодёжи?»

Интернет – основной виновник проблем современной молодёжи по мнению восьмиклассников. Большинство (66%) считают эффективной работу с молодым поколением.

(см. Приложение 2 – диаграммы 1-6)


Было опрошено 46 учащихся 9-х классов.

Большинство (60%) учащихся 9-х классов имеют проблемы в общении. Предсказуемый результат и по второму вопросу - 59 % опрошенных на данный момент определяют для себя проблему сдачи ОГЭ. Однако 17% имеют также такую проблему, как отсутствие друзей. Список основных проблем современных подростков по версии девятиклассников:

  • Экзамены, учёба - 50%.

  • Зависимость от Интернета и игр - 20%.

  • Проблема с общением - 10%.

  • Отношения с родителями - 20%.

Стать успешным человеком – так ответили 48% учеников 9-х классов, отвечая на вопрос «Какая главная жизненная цель молодёжи?».

Родители (43%) – основной виновник проблем современной молодёжи по мнению девятиклассников. Интернет (35%) – на втором месте. Многие (35%) считают эффективной работу с молодым поколением. Однако 30 % отмечают, что этой работы нет совсем. (см. Приложение 2 – диаграммы 7-12)

Было опрошено 42 человека учащихся 10-11классов.

У подавляющего количества ребят (76%) отсутствуют проблемы с общением. Меньшинство (10%) опрашиваемых ответили, что у них вообще нет проблем. Для остальных 90% основной проблемой стала сдача ЕГЭ. Список основных проблем современных подростков по версии учеников 10 и 11 классов:

  • Учёба, ЕГЭ – 48%.

  • Зависимость от Интернета – 33%.

  • Лень – 7%

  • Недопонимание – 2%

Стать успешным человеком – так ответили 88% учеников 10 и 11 классов, отвечая на вопрос «Какая главная жизненная цель молодёжи?».


Родители (52%) – основной виновник проблем современной молодёжи по мнению десятиклассников и учеников 11 класса. Сама молодёжь (19%) – на втором месте. Государство (14%) – на третьем месте. Интернет опустился только на четвёртое место (10%). Большинство (60%) считают неэффективной работу с молодым поколением. (см. Приложение 2 – диаграммы 12 - 18).

Сходство позиций опрошенных заключается том, что у всех групп опрошенных на первом месте среди основных проблем – учёба, у выпускников ещё добавляется и сдача ОГЭ и ЕГЭ. Это объясняется тем, что главная для нас сейчас деятельность - это учеба, и она занимает большую часть нашей жизни.

Сходство также в том, что отвечая на вопрос «Какая главная жизненная цель молодёжи?» почти все единодушно отвечали «стать успешным в жизни». Причём успех прежде всего связан с высокооплачиваемой работой, престижной профессией и карьерой. Это объясняется тем, что сейчас на первом месте материальные ценности, а не духовные. Это ни хорошо и ни плохо. Просто такой сейчас мир.

Различие позиций опрошенных групп гораздо больше.

У большинства учеников 8-х классов отсутствуют проблемы с общением, у 9-х классов они появляются, в 10-11 классов проблем с общением опять нет. Это можно объяснить тем, что пик неуверенности в себе, возможно, приходится как раз на возраст девятиклассников и поэтому именно у них возникают разнообразные конфликты в межличностных отношениях.

Различаются также и списки основных проблем у разных групп опрошенных, но не по содержанию, а по степени важности.

У 8-х классов главный виновник проблем - Интернет, у старшеклассников – родители. Возможно, это связано с тем, что 14-летние подростки ещё близко связаны эмоционально со своими родителями и для них они ещё являются авторитетом. С этим связано и различие в ответах на последний вопрос – чем старше опрошенные, тем больший процент считает неэффективной работу с молодым поколением.


После анализа опроса мы решили составить буклет из наших предложений по решению распространенных проблем подростков. В буклете мы отразили следующие наши предложения:

  1. Роскомнадзор должен усилить работу по борьбе с фейками. Большинство подростков не имеют критического мышления и воспринимают ложные заявления, с красивой подачей, за правду. Это предложение основано на том, что, судя по опросу, интернет играет огромную роль в жизни подростка и уметь «фильтровать информацию» подростки в полной мере ещё не умеют, государство в данном случае должно вмешиваться.

  2. Ежегодно или лучше ежемесячно, проводить опросы у подростков. Выявлять их проблемы, и пытаться их решить. Это предложение основано на том, что, хотя опрос показал и ожидаемые результаты, но также выявил и неожиданные результаты. Постоянно мониторить проблемы подростков – это один из путей их решения.

  3. Включить в школьную программу урок по психологии для того, чтобы дети могли открыто рассказать о своих проблемах и решить их вместе со школьным психологом. Психология - очень интересная наука, подростков она привлекает, так как это именно тот возраст, когда есть большое желание разобраться в себе.

  4. Проводить в школе больше встреч с людьми, которые вовлечены в работу с подростками. Это предложение основано на результатах опроса. Большинство считают неэффективной работу с подростками, были даже ответы, что «её нет совсем», эту работу необходимо улучшать.

  5. Создать комнату психологической разгрузки, релаксации, чтобы подростки в ней отдыхали от регулярно получаемой информации, не носящей какой-либо смысловой нагрузки. Это актуально особенно сейчас, в связи с тревожной ситуацией в мире и потоком лживой информации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель проекта достигнута: выявлены проблемы, волнующие подростков и составлены рекомендации по их решению.   

  Самым сложным для нас оказалось описать основное содержание проекта, поскольку не хватало опыта. Пришлось прибегнуть к помощи взрослых.

         В процессе выполнения работы мы поняли, что наши проблемы и волнения те же, что и у других подростков.

Наша гипотеза подтвердилась частично, так как выявленные у опрошенных учеников 8-11 классов проблемы в целом совпадали, но имели и отличия.

Проект будет иметь продолжение. Мы планируем на практике постараться осуществить некоторые из данных в буклете наших предложений.

    













СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1. Авдулова Т. П. Психология подросткового возраста: учеб. пособие для студ. вузов - М. : Академия, 2012. - 384 с

  2. Горбунова М.Ю. Социальная психология -- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 223 с.

  3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология./ Москва 1999

  4. Филипчук .Г. Знаете ли вы своего ребенка?/ Москва «Прогресс» 1989.

  5. https://sibmama.ru/vneshnost-podrostka.htm

  6. https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/podrostkovye-kompleksy-kak-pomoch-rebenku-polyubit-svoyu-vneshnost/




















ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Анкета для опроса

1) У вас присутствуют проблемы с общением?
2) Какая для вас самая большая проблема на данный момент?
3) Как вы считаете, какая главная проблема у современного подростка?
4) Какая главная жизненная цель подростков?
5) Как вы считаете, кто виноват в проблемах современных подростков?
6) Насколько сегодня эффективна воспитательная работа с подростками?

Фото 1






Приложение 2

1 вопрос

Диаграмма 1


2 вопрос


Диаграмма 2

3 вопрос

Диаграмма 3

4 вопрос

Диаграмма 4



5 вопрос

Диаграмма 5


6 вопрос

Диаграмма 6


1 вопрос

Диаграмма 7

2 вопрос

Диаграмма 8



3 вопрос

Диаграмма 9


4 вопрос

Диаграмма 10

5 вопрос

Диаграмма 11



6 вопрос Диаграмма 12


1 вопрос

Диаграмма 13

2 вопрос

Диаграмма 14

3 вопрос

Диаграмма 15

4 вопрос

Диаграмма 16

5 вопрос

Диаграмма 17

6 вопрос

Диаграмма 18


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!