Проблемы взаимодействия дошкольных учреждений с семьями воспитанников
Презентацию подготовила воспитатель первой категории Соболева А.В.
" Дошкольное детство " - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы , возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании" в Российской федерации родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка. Образовательные организации оказывают помощь родителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей , охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье .
В настоящее время обозначается целый ряд проблем , как в семейном воспитании , так и во взаимодействии детского сада и семьи .
1. Долгие годы государство выдвигало на первый план производственные и общественные задачи, таким образом, оттеснив родителей не только от воспитания своих детей , но и от ответственности за своих детей, переложив целиком воспитание детей на общество . «Я работаю, у меня нет времени и специальных знаний заниматься воспитанием », - это мнение можно услышать и сегодня.
2. Неразрешимые пока противоречия между материальными и духовными запросами, а также между семейными и производственными обязанностями женщины снижают статус матери, а «отцовство, как важнейший институт социализации, фактически погублен» .
3. Подорвано доверие к воспитателю : родители не удовлетворены тем, как образовывают, воспитывают в детском саду , считая воспитателей педагогически некомпетентными, И после посещения детского сада детей водят в престижные гимназии, элитные лицеи, считая, что именно там их ребенок получит необходимый багаж "современных" знаний, умений и навыков. А детский сад посещают от случая к случаю, так как считают программа, реализуемая в детском саду, не соответствует современным требованиям, предъявляемым при поступлении в школу.
4. Многие родители, не имеющие педагогического образования, не имеют представления о программе, реализуемой детским садом, поэтому часто они глухи к советам, просьбам воспитателей , не идут на контакт. Родители выступают сторонними наблюдателями, т. е. безразличными.
5. Родители и педагоги часто чувствуют себя не единомышленниками, сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга.
6. В последнее время школа стала предъявлять новые, необоснованно завышенные требования к уровню развития детей и родители стали требовать от воспитателей обеспечить подготовку детей к школе, понимая это как умение писать, читать, считать. При этом звучат слова родителей : «Не занимайтесь с ребенком всякими пустяками - играми, готовьте его к школе». Их совсем не занимает, не беспокоит, как ребенок общается со сверстниками, чему печалится, радуется, что ему дорого, чем гордится и др., т. е. вопросы воспитания родители считают лишними.
7. Особую тревогу вызывают семьи , где есть ребенок с проблемами в развитии . Родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не озабочены ее решением, либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблеме , постоянно находятся в состоянии повышенной тревожности, что провоцирует развитие неврозов у детей.
Выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи , диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи , что в итоге приведет к созданию единого пространства для развития каждого ребенка.
В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности c родителями воспитанников . Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей возможностям педагогов.
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка
Цель : Вовлечение родителей воспитанников в единое образовательное пространство; оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей , установление доверительных и партнерских отношений.
В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами как приоритетные, задачи :
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания .
3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
4. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями .
5. Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
Основные принципы организации работы с семьёй :
- Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть как живёт и развивается его ребёнок) ;
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей ;
- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка .
В группе мы проводим личностно-ориентированное анкетирование для родителей. Для того чтобы выявить интересы и потребности родителей для дальнейшей совместной работы. В мае каждого года проводятся родительские собрания, где воспитатели предлагают несколько направлений работы на выбор родителей. В дальнейшем работа на следующий год планируется в соответствии с выбором большинства. Таким образом, учитываются желания и потребности родителей и детей.
В начале учебного года в группе проходят групповые собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный учебный год.
Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группаеоформлены “Уголки для родителей”, где помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей . Воспитатели дошкольных групп при составлении календарного планирования в начале каждого месяца прописывают работу с родителями, где указывают темы индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной информации, работу с родительским комитетом.
Для обеспечения наибольшей эффективности работы с родителями на новый учебный год проводится анкетирование, в мае месяце с целью выявления наиболее приемлемых и эффективных форм работы с родительской общественностью.
Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными и вызывают огромный интерес детей, и желание родителей заниматься со своими детьми. Проводятся праздники с участием родителей и в конкурсах, и в играх также исполняют роли : «Праздник осени» , «День Матери» , «Новый год» , спортивные праздники.
Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие , чувство гордости за своих родителей. Это начало патриотического воспитания , любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье .
Традиционными также у нас стали выставки творческих работ родителей и детей : «Яркое лето» , «Доброе сердце» , «Волшебный сундучок осени» , «Портрет мамы» , «Мир фантазий» , «Мастерская деда мороза» , «Книжки-малышки» и многие другие.
Результаты.
Привлечение родителей воспитанников к участию в жизни и деятельности детского сада дает положительные результаты, проявляется заинтересованность родительской , повышается активность участия в мероприятиях различной направленности.
Эффективное сотрудничество с семьями воспитанников способствует повышению педагогической компетентности родителей, положительно влияет на качество воспитания и развития дошкольников, позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, дает возможность самосовершенствоваться в работе педагогам.