СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы взаимодействия семьи и школы в современных условиях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Извечная проблема: семья и школа, родитель и учитель. Она возникает с приходом ребёнка в первый класс, разрешается с окончанием им школы и возникает вновь и вновь. Наша страна переживает сложное время.

Семья и школа - два общественных института. Не всегда школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Сегодня новый период развития современного общества, в котором общая педагогическая культура всего населения, особенно родителей, является одной из главных задач в воспитании молодого поколения. Необходимо повышать педагогическую культуру родителей.

 

Просмотр содержимого документа
«Проблемы взаимодействия семьи и школы в современных условиях»

Проблемы взаимодействия семьи и школы в современных условиях

Извечная проблема: семья и школа, родитель и учитель.

Она возникает с приходом ребёнка в первый класс, разрешается с окончанием им школы и возникает вновь и вновь.

Наша страна переживает сложное время.

Семья и школа - два общественных института. Не всегда школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Сегодня новый период развития современного общества, в котором общая педагогическая культура всего населения, особенно родителей, является одной из главных задач в воспитании молодого поколения. Необходимо повышать педагогическую культуру родителей.

Какими бы прекрасными ни были образовательные организации, самыми главными «мастерами» формирующими мысли детей, являются его родители - мать и отец.

Семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не смогла обойтись без семьи.

По мнению многочисленных исследователей (И.В. Гребенников, З. Матейчик, С.Ю. Мещерякова, В.С. Мухина и т.д.), семья как своеобразная общность людей,  как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. Они считают, что процесс социализации детей начинается не в ДОУ, а на этапе раннего детства в семье. Ошибки и просчеты в воспитании в самом раннем возрасте могут оказаться невосполнимыми и проявиться позднее в асоциальном поведении ребенка, в трудностях его адаптации, в различных отклонениях в развитии личности. Поэтому в обществе нет такого института, который мог бы заменить семью в ее функции первоначальной социализации детей.

Не секрет, что в современном мире многие родители самоустранились от воспитания своих детей.

Большинство родителей заняты зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой лишь о материальном благополучии.

Воспитание детей родители переложили на детский сад, школу, телевидение, компьютер и т.д.

Новые организации помощи семье (центры помощи семье, семейные консультации, семейные клубы) недостаточно распространены, а контакты семьи со специалистами таких центров носят разовый характер. Поэтому основной, реальной структурой, способной оказывать помощь семье, на данном этапе остается школа. Многолетние пребывание ребенка в школе позволяет установить контакт с семьей, выделить проблемы в семейном воспитании, оказать помощь в их решении.

Как же помочь родителям понять, что именно они закладывают основу счастья или несчастья в будущее своего ребенка, как помочь им в воспитании детей, как повернуть семью лицом к школе?

В работах исследователя Т.А. Марковой найдено обоснование двух факторов, обеспечивающих действенность, силу, стойкость семейного воспитания:

-    постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость изо дня в день;

-    наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи.

Таким образом, современная наука располагает данными о том, что семья первый и наиболее значимый институт жизни человека. Как показывают многочисленные исследователи (И.С. Кон, В.Я. Титаренко, А.Г. Харчев и др.) она определяется с одной стороны специфическим воздействием семейной группы, с другой – первостепенной важностью раннего детства в развитии человека

Работа с семьёй - одна из главных задач школы, оказание психолого- педагогической помощи и поддержки в образовании и воспитании детей.

Основное условие сотрудничества семьи и школы - взаимная заинтересованность сторон в реализации конкретных педагогических целей, открытость и взаимное доверие; взаимопомощь; совместные усилия в решении воспитательных проблем.

Педагогическое взаимодействие школы и семьи позволяет реально влиять на качество семейного воспитания и в значительной степени нейтрализовать его недостатки.

Однако до сих пор проблема тесного сотрудничества семьи и школы остаётся нерешённой. Причин здесь много.

Изменения, произошедшие в обществе и в системе школьного образования, негативно отразились на взаимодействии школы и семьи. Спектр вопросов взаимодействия школы и семьи сузился до вопросов, касающихся обучения ребенка, отклонений в его поведении и материальным вопросам поддержки школы. Содержание взаимодействия школы и семьи не всегда отвечает актуальным потребностям школы и семьи в сфере воспитания. Они кроются как в действиях педагогов, так и в позиции родителей.

Факторы, тормозящие развитие сотрудничества со стороны педагогов:

  • авторитарный характер действий;

  • неумение трансформировать современные социальные требования и установки, направленные на решение педагогических задач;

  • низкая педагогическая культура учителя;

  • неспособность объективно оценивать воспитательный потенциал семьи; нежелание работать с родителями, предвзятое отношение к ним.

Со стороны родителей тормозящим фактором сотрудничества являются:

  • низкая общая и педагогическая культура; недооценка роли сотрудничества в воспитательном процессе;

  • отсутствие должного внимания к воспитанию детей;

  • субъективный подход к оценке поведения и черт характера ребенка;

  • переоценка своих воспитательных возможностей.

Дело тут не только в смене поколений, а в том, что каждый из родителей и учителей - индивидуален, со своим опытом, со своими представлениями о взаимоотношениях семьи и школы, педагогической грамотностью, характером, культурой поведения.

Всё изменилось в современном мире - отношения учителей и детей, детей и родителей.

Новое качество образования требует и нового отношения к детям, и, как показывает опыт, многие родители оказались не готовы к новым формам общения.

Методы воспитания детей зачастую остаются авторитарными и не дают положительных результатов. В семье возникают конфликты, родители и дети остаются один на один со своими проблемами, не знают, как поступить в той или иной конфликтной ситуации и где искать помощь. 

В тоже время значительная часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя содержания и формы педагогического просвещения.

Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей, их воспитанность.

Для этого необходимо следующее:

- разработать содержание и методику педагогического просвещения родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию;
- пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний.
- совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным руководителем, расширять сферу их совместной деятельности и общения

Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют педагоги.

Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вмести с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания; если при общении с родителями чаще звучат фразы: “ А как вы думаете?”, “ Давайте вместе решим, как быть”, “ Хочется услышать ваше мнение”.

Вся атмосфера взаимодействия общения педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединения усилий, что родители – его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Не все родители откликаются на стремления педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимо терпение и целенаправленный поиск путей решение это проблемы.

Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство.

Постепенно тактично учитель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей – единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждения какой – либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.

Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей по вопросам воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название “лекторий” условно. Оно означает, что родителям читаются не только лекции. Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий.

В определении тематики лектория участвуют родители. Если они затрудняются сформулировать темы занятий, наметить проблемы для изучения, педагог сможет предложить наборы возможных тем с учетом имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном коллективе.Целесообразно подготовку занятий осуществлять поочередно группой родителей (советом дела). В зависимости от сложности темы, подготовленности к ней родителей педагог, совет дела привлекают специалистов либо подбирают материалы и проводят занятие своими силами. Если приглашается специалист, то организаторы предварительно обговаривают с ним круг волнующих родителей проблем, продумывают способы привлечения и активизации участников занятий.

Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Ее проведение целесообразно, если действительно есть опыт продолжительного семейного воспитания по данной проблеме. Такая форма вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, вызывается, воспринимается родителями с большим доверием для обмена опытом можно взять несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступить в этом случае могут многие родители с учетом того, в решении каких проблем они достигли положительных результатов.

Вечер вопросов и ответов производится после опросов родителей и выяснения перечня проблем, который возникает в воспитании детей и взаимоотношениях с ними; на одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания).

Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен для обсуждения родителей и стать основной для специально подготовленного диспута.

Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей формы повышения педагогической культуры. Он подходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, пробуждает активное педагогическое мышление. Такой способ позволяет включить в поиск наиболее правильного решения вопроса, помогает родителям занять определенную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться для проведения итогов совету дела; педагогу или кому-то из родителей нужно подготовить заключительное сообщение. Предметом подобных обсуждений, дискуссий могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семьи, просмотренные вмести спектакли и кинофильмы.

Встречи с администрацией, учителями класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родителей. Возможны вопросы друг к другу, составление программы действий по выявленным проблемам в процессе совместного коллективного поиска.

Родительский актив – это опора педагогов, и при умелом взаимодействии он становится проводником их идеи. На заседании родительского комитета, которое приводится по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты в собрании. Члены комитета могут распределить обязанности, роли, функции как по организации рейда с родителями, так и с детьми, определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями.

Родительский комитет стремиться привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива.

Учителя, классные руководители проводят групповые консультации, практические занятия для родителей, например, по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения. Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Так, учителя и классный руководитель приглашает на урок родителей тех детей, которые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Педагоги стремятся построить свои уроки с учетом проблем этих учащихся.

После посещения ряда уроков учителя и родителей вместе пытаются выявить причины неуспеваемости детей, найти способы оказания им помощи. Ряд групповых знаний педагогов и родителей может быть связан с вооружением родителей знаниями и умениями организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной работе в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классные руководители организуют специальные встречи с отцами детей, проводят конференции, консультации-размышления.

Сотрудничество школы и семьи – это результат целенаправленной работы. Приходится отмечать, что система семейного воспитания претерпевает значительные изменения, разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:

  1. Однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях.

  2. Снижение во многих семьях влияния старшего поколения.

  3. Утрата многих традиций народной педагогики.

  4. Урбанизация общества, усиливающая проблему общения детей и взрослых.

  5. Гипертрофированная телемания общества, то есть родители отдают предпочтение просмотру телевизора, нежели общению с детьми.

Почему школа сегодня стремится к активному взаимодействию с родителями, в первую очередь, чтобы совместными усилиями решать проблемы воспитания и образования. Развитие школы всегда связано с повышением активности участия семьи в образовательном процессе.

Задача совместной деятельности учителей и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечивающей единство требований семьи и школы. На протяжении нескольких лет наша школа использует творческие формы работы с родителями, в основе которых заложены следующие ориентиры взаимоуважение; тактичность; активность всех участников воспитательного процесса.

Партнѐрство семьи и школы должно работать в интересах ребѐнка, разделяя ответственность за его образование и развитие.

Пути руководства семейным воспитанием: непосредственное воздействие воспитателей и учителей на родителей с целью педагогически – целесообразной организации жизни семьи; воздействие на родителей через учащихся; влияние воспитательной системы школы, ее атмосферы на создание здорового климата в семье.

Взяв за основу творческие формы работы с родителями, именно такие неординарные формы способствуют взаимодействию школы и родителей, помогают родителям лучше понять детей.

Анкетирование, проводимое среди учащихся школы, по оцениваю жизненно – важных ценностей, среди которых здоровье, знания, друзья, карьера, любовь и др., показывает, что семья занимает самое важное место в жизни ребенка. Поэтому значимым в воспитательной работе школы является использование творческих форм работы с родителями по многим воспитательным направлениям, таким как нравственное, эстетическое, гражданско – патриотическое воспитание, через коллективно творческие дела.

Есть выражение «достучаться до сердца», а мы хотим достучаться до родителей, чтобы им хотелось чаще бывать в школе, видеть какой интересной школьной жизнью живут дети.

Школа должна для родителей быть открытой, ведь главная ее цель заключается в том, чтобы родители принимали школу как дом, где хорошо и тепло их детям. В свою очередь, школа должна оказывать помощь родителям в установлении с детьми отношений, которые бы помогли каждому члену семьи быть самым важным, любимым и необходимым. Конечно, не все родители посещают школьные мероприятия, а тем более принимают в них непосредственное участие, но, такие мероприятия носят объединяющий характер, сближают родителей, учителей, детей. Такой комплекс мероприятий помогает определить оптимальные пути воспитания ребят, повышает приоритет семьи у всех субъектов воспитания.



Список литературы



  1. Бестужев-Лада И. Что делать родителям в школе? //Классный руководитель — 2007 г. — № 1. — С. 94.

  2. В. А. Гейко. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. //Начальная школа — 2009 г. — № 3. — С. 60.

  3. Гусева Ю. В. Проблемы взаимодействия школы и семьи // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 253-255.

  4. Недвецкая, М. Н. (2009) Классному руководителю об организации взаимодействия школы и семьи : метод. пособие. М. : УЦ «Перспектива».

  5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Вестник образования. – 2010. – №4