СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной темы обусловлена тем, что экономическая нестабильность, социальная дезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания негативно сказывается на воспитании детей. Значимую роль в эффективности процесса развития ребенка играет семья. Главные направления деятельности нашей школы по развитию активной педагогической позиции родителей в процессе влияния семьи на младших членов, а также в нейтрализации отрицательных моментов мы видим в том, чтобы рассматривать воспитание в школе и в семье как единый процесс. Анкетирование, собеседование с родителями и учителями показали общую заинтересованность в организации гуманной педагогической среды вокруг каждого ребенка.

Основным принципом работы с  родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения. Традиционное «донесение» родителям об успеваемости детей, об их проступках и прегрешениях с требованием «принять меры» без педагогического анализа причин, результатов наблюдения, дачи рекомендаций сегодня неприемлемо.

Сегодня требуется сформировать конструктивный  характер общения родителей со школой и школы с родителями. Поэтому в основе любого общения с родителями должно лежать понимание того, что такое школа, что она может, а что должна, каковы пределы ее возможностей и ответственности.

В образовательном учреждении дети приобретают общественные и учебные навыки, интеллектуально и эмоционально развиваются. Приобретение ребенком этих навыков - вот поле взаимодействия школы и родителей, а  фундамент его интеллектуального развития обеспечивается в рамках изучаемых школой программ.

Конкретное наполнение  общения с родителями, определяемое возрастом ребенка, осуществляется на основе психолого-педагогической  модели учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

Работа с семьей - зона особого внимания в смысле этики отношений с родителями. Каждое слово педагога должно быть выверено с точки зрения воспитательных последствий.

Есть непреложные законы этики отношений «учитель - родители». Например, нельзя начинать разговор с родителями с обсуждения недостатков ученика; наоборот, в первую очередь желательно подчеркнуть положительные стороны воспитанника и одобрить их. А если говорить о недостатках, то только с позиции их относительного характера, возможностей устранения. Всегда надо помнить: какими бы недостатками  не обладал воспитанник, для родителей он родное дитя.

Просмотр содержимого документа
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»


Заявка на участие в конференции



1. Ф.И.О.

Свеженцева Наталья Васильевна

2. Место работы

МБОУ – лицей №10

3.Название доклада

Взаимодействие семьи и школы как залог успеха учебно– воспитательного процесса

4. Секция

5

5. Полный почтовый адрес

308033, г. Белгород, ул. Королева, д.10, кВ.280

6. Контактный телефон

54-23-10, 89202066082

7. E-mail

svezhenceva. [email protected]

























ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Н.В.Свеженцева

Актуальность данной темы обусловлена тем, что экономическая нестабильность, социальная дезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания негативно сказывается на воспитании детей. Значимую роль в эффективности процесса развития ребенка играет семья. Главные направления деятельности нашей школы по развитию активной педагогической позиции родителей в процессе влияния семьи на младших членов, а также в нейтрализации отрицательных моментов мы видим в том, чтобы рассматривать воспитание в школе и в семье как единый процесс. Анкетирование, собеседование с родителями и учителями показали общую заинтересованность в организации гуманной педагогической среды вокруг каждого ребенка.

Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения. Традиционное «донесение» родителям об успеваемости детей, об их проступках и прегрешениях с требованием «принять меры» без педагогического анализа причин, результатов наблюдения, дачи рекомендаций сегодня неприемлемо.

Сегодня требуется сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями. Поэтому в основе любого общения с родителями должно лежать понимание того, что такое школа, что она может, а что должна, каковы пределы ее возможностей и ответственности.

В образовательном учреждении дети приобретают общественные и учебные навыки, интеллектуально и эмоционально развиваются. Приобретение ребенком этих навыков - вот поле взаимодействия школы и родителей, а фундамент его интеллектуального развития обеспечивается в рамках изучаемых школой программ.

Конкретное наполнение общения с родителями, определяемое возрастом ребенка, осуществляется на основе психолого-педагогической модели учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

Работа с семьей - зона особого внимания в смысле этики отношений с родителями. Каждое слово педагога должно быть выверено с точки зрения воспитательных последствий.

Есть непреложные законы этики отношений «учитель - родители». Например, нельзя начинать разговор с родителями с обсуждения недостатков ученика; наоборот, в первую очередь желательно подчеркнуть положительные стороны воспитанника и одобрить их. А если говорить о недостатках, то только с позиции их относительного характера, возможностей устранения. Всегда надо помнить: какими бы недостатками не обладал воспитанник, для родителей он родное дитя.

Часто мы своей нетерпимостью и категоричностью провоцируем родителей на конфликт. Иногда он становится затяжным, когда ни родители, ни учитель не хотят увидеть в этом своей вины. Случается, что родители в результате беседы сознают свою неправоту или готовы пойти на компромисс. Мастерство педагога заключается в том, чтобы помочь родителям достойно выйти из неприятной ситуации.

В ходе общения с родителями важно добиваться создания атмосферы

взаимного доверия, психологического комфорта. Нужно уметь слушать, и слышать, уметь расположить к себе отцов и матерей.

Безусловно, всегда легче работать с семьей, где родители охотно идут на контакт с учителем. А как быть с неблагополучными семьями? Тут выступают другие приемы. Они более трудны и кропотливы. Борьба с общим неблагополучием в семье не всегда приводит к успеху. К сожалению, многие учителя с этого и начинают, но когда убеждаются, что не получается, используют то, что им подвластно,- меняют обстоятельство жизни ребенка в школе. Окружают ученика вниманием и заботой, дают возможность почувствовать радость общенья с детьми в коллективе, помогают пережить радость успеха. Словом, повышают социальную роль ученика в общении с одноклассниками, в играх, в учебной деятельности.

Но не надо торопиться отгораживаться от родителей из неблагополучных семей. Необходимо попытаться заставить и таких родителей задуматься над тем, что от них зависит будущее их детей.

Считаем, что только учитель может оказать конкретную практическую помощь родителям ученика, придать стройность и логическую взаимосвязанность причин и следствий того или иного педагогического явления.

Например, психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста таковы, что они требуют постоянного взаимодействия учителей и родителей. Непосредственный, прямой контакт родителей с учителем неоценим, ведь классные родительские собрания не всегда дают нужного эффекта.

Во - первых, просто невозможно поговорить с каждым из родителей индивидуально, квалифицированно ответить на интересующие их вопросы.

Во - вторых, каждая семья воспитывает ребенка в специфических, особых условиях. Значит, в каждом отдельном случае необходимо искать новые, эффективные подходы в работе с семьей, отвечающие потребностям родителей.

Деятельность учителя по организации работы с родителями реализует следующие цели:

  1. Просветительская - способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.

  2. Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

  3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Критериями эффективности работы педагогов с родителями в начальной школе служат: сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу.

В то же время в работе с родителями существует несколько запретов, нарушение которых должно рассматриваться как нарушение педагогической этики.

Первый запрет - это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют ситуации, когда учитель идет за родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагога с родителями должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребенка в учебно - воспитательном процессе.

Второй запрет - это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.

Третий запрет - запрет на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции.

Важная задача школы, педагогов в том, чтобы обеспечить семьи педагогическими знаниями и умениями, которые бы усваивались непосредственно в организованной теоретической и практической деятельности. Если правильно организовать педагогическое взаимодействие, то участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом станет активнее. Учителя и родители как партнеры в учебно - воспитательном процессе дополняют друг друга.

Изменение целей взаимодействия приводит к перестройке содержания, форм и методов учебной работы учителей с родителями.

Рассмотрим некоторые формы психолого - педагогического просвещения родителей.

Вначале остановимся на одной из самых распространенных в нашей школе форм взаимодействия с семьей - родительском собрании.

Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные). Тематику родительских собраний разрабатывает классный руководитель, ее обсуждают на родительском комитете. Очередную тему собрания могут предлагать сами родители.

Каждое собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, своего сценария, своей программы, так как важно, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности.

Готовясь к собранию, классный руководитель может заранее передать родителям специальные анкеты. Может прибегнуть к домашнему сочинению детей. Оформление классной комнаты создает определенный настрой. Особое значение имеет форма приглашения родителей на собрание.

Конференция- форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания о воспитании детей.

Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции отцов или матерей. Они требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовятся выставки работ учащихся, книги для родителей, концерты художественной деятельности. Тема конференции всегда конкретна, например: «Праздник в семье и семейный досуг», «Игра в жизни ребенка».

Практикум.

Это форма выработки у родителей педагогических умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы.

Открытые уроки.

Обычно проводятся для того, чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиям учителя. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. И учителя-предметники прибегают к ней в своей работе.

Педагогическая дискуссия.

Одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Ее особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.

Главный принцип - уважение к позиции и мнению каждого участника. Темой может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Умеете ли вы любить своего ребенка?».

Ролевые игры.

Это коллективная творческая, деятельность по изучению уровня сформированности педагогических умений у родителей. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы».

Методика ролевой игры предусматривает следующие действие: определить тему, назначить состав участников, распределить роли между ними, предварительно обсудить возможные позиции и варианты поведения участников игры.

Индивидуальные тематические консультации.

Педагог в решении той или иной проблемы часто может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать.

Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Консультации полезны и для учителя, и для родителя. Обе стороны, обменявшись информацией, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.

Посещение семьи.

Многие учителя, планируя посещение той или иной семьи, тщательно уясняют себе цель посещения: это и общее ознакомление с условиями жизни ученика, и решение какого - то конкретного вопроса воспитания, а также анализ причин неуспеваемости, план совместных действий по оказанию помощи ребенку в учебе.

Переписка с родителями.

Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Это может быть извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравления родителей, советы, пожелания в воспитании детей. С 2009 учебного года в нашем лицее работает Виртуальная школа: с помощью Интернета и школьного сайта родители каждый день имеют возможность узнать оценки своего ребенка по всем предметам и проконтролировать, что задано на дом.

Родительский комитет.

Форма сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, активных родителей - это классный родительский комитет, работающий на основе Положения о родительском комитете школы, который совместно с педагогами и под их руководством планирует, готовит и проводит совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса.

Чтобы оценить эффективность учебно- воспитательного процесса, необходимо проводить анкетирование родителей и учащихся по различным темам: «Режим работы школы», «Формы участия родителей во внеклассной работе», «Формы проведения родительских собраний», «Родители глазами детей».

Большая роль в организации взаимодействия педагогов с родителями принадлежит школьному психологу. Он обладает соответствующими профессиональными знаниями и умениями, которые помогут провести диагностирование учащихся, консультирование педагога и родителей по поводу форм взаимодействия с ребенком.

Предлагаем примерный план педагогического просвещения родителей.

Педагогический лекторий

1 класс

1. Образовательно-развивающие и воспитательные задачи обучения в 1 классе. Организация режима дня младшего школьника.

2. Мотивационная готовность ребенка к школе. Результаты психолого-педагогической диагностики.

3. Психологическая поддержка младших школьников. (Совместно с психологом.)

4. «Поможем детям учиться» (практическое занятие, тесты, деловые игры). (Совместно с социальным педагогом.)

5. Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников (беседа).

6.Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании младших школьников.

7. Причины быстрой утомляемости младших школьников при интенсивной умственной работе. Как помочь первокласснику в подготовке домашних заданий. (Совместно с медицинским работником.)

8. Декларация прав ребенка (беседа).

9. Поощрения и наказания в семье. Словесные воздействия.

10. развитие самостоятельности у детей.

11. Возможности изучения и развития внимания и памяти первоклассников. Результаты тестирования детей. (Совместно с психологом и социальным педагогом.)

2 класс

1. Образовательно-развивающие и воспитательные задачи обучения во втором классе.

2. Роль семейного чтения. Как совершенствовать технику и выразительность чтения.

3. Психологические особенности восприятия фильмов и телевизионных передач младшими школьниками. ( Совместно с психологом.)

4. Трудовое воспитание в семье.

5. Развитие логического мышления второклассников на уроках естественно-математического цикла (открытые уроки для родителей).

6. Жизнь ребенка и его успехи в школе (тестирование, выставки работ, поделок, концерт учащихся).

7. Учимся общению. Интеллектуальные игры для детей и родителей. (Совместно с социальным педагогом.)

3 класс

1. Образовательно-развивающие и воспитательные задачи обучения в 3 классе.

2. Организация учебного труда и режим дня для третьеклассников.

3. Особенности возрастной психологии учащихся 3 классов. (Совместно с психологом и социальным педагогом.)

4. Изучение личности младшего школьника. Результаты психолого-педагогической деятельности. (Совместно с психологом и социальным педагогом.)

5. Воспитание у младших школьников культуры поведения.

6. Дифференцированное обучение детей с разными способностями.

7. Развитие творческих способностей младших школьников. (Совместно с психологом и социальным педагогом.)

8. Формирование интеллектуальной деятельности младших школьников. Результаты интеллектуальных игр по предметам. (Совместно с социальным педагогом.)

Предлагаем анкеты для родителей. (Знакомство классных руководителей с семьями учащихся)

1-2 классы

1. Что вы считаете главным в семейном воспитании?

2. Что оказывает положительное влияние на воспитание Вашего ребенка?

3. Что мешает успешному воспитанию ребенка в вашей семье?

4. Какие качества личности удается вам воспитывать у своего ребенка?

5. Какие черты характера вашего ребенка вам нравятся, не нравятся?

6. Какую помощь школы, педагогов и иных специалистов вы хотели бы получить по вопросу воспитания ребенка?

3-4 класс

1. Укажите имя и фамилию своего ребенка.

2. Какие трудности в его воспитании вы испытываете?

3. Укажите, кто оказывает на вашего ребенка наибольшее влияние: друзья, учителя, родители, другие члены семьи или кто-то иной?

4. На какие особенности вашего ребенка следует обратить внимание педагогам?

5. Укажите, что действует на вашего ребенка больше всего: требование, совет, пример, наказание или что иное?

6. На какую тему по воспитанию детей вы бы хотели получить консультацию педагога или иного специалиста?

7. Какую помощь классному руководителю в работе с вашим ребенком и классом вы можете предложить?

Таким образом, учителя и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга. Их союз на благо ребенка дает возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать возможные ошибки.






Литература


1.Ковалев, С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1988.

2.Курганов, С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С.Ю. Курганов.- М., 1989.

3.Лизинский, В.М. О методической работе в школе / В.М. Лизинский.- М., 2002.

4. Ляпина, Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений / Е.Ю. Ляпина. - Волгоград: Учитель, 2007.

5.Толмачева, Е.В. Организация системы работы с детьми и семьями группы риска в образовательном учреждении / Е.В. Толмачева. - Волгоград, 2002.