СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описываются важнейшие проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием и пути их решения.

Просмотр содержимого документа
«Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования»

Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования



В настоящее время наша страна испытывает огромное количество проблем политического, экономического, экологического и социального характера. Кардинальные трансформации в историко-культурном развитии и социально-экономической жизни потребовали изменения парадигмы образования. Направленность реформ, происходящих в российском образовании, должна привести к созданию такой его системы, основу которой образуют идеи саморазвития личности, расширения её возможностей в выборе своего жизненного пути. Данные задачи помогают решать принятые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) .

Но проблем в современном образовании достаточно.

Я хотела бы коснуться, существующей уже давно и актуальной на данный момент, проблемы преемственности различных ступеней образования , в том числе дошкольного и начального общего образования, которая имеет значительную историю. Вопрос преемственности рассматривался и рассматривается в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Л.А. Венгера, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливановой, Н.И. Гуткиной и др. Профессор В.Т. Кудрявцев отмечает, что за последние 20 лет проблема преемственности дошкольного и школьного образования не только не получила разрешения, но и стала ещё более острой. Одна из основных причин, по его мнению, состоит в том, что поиск оптимальных способов преемственности осуществляется преимущественно внутри традиционной образовательной системы, в то время как данная проблема может быть корректно поставлена и разрешена в рамках развивающей направленности. По мнению В.Т. Кудрявцева, ресурс детского развития, заложенный в дошкольном образовательном учреждении, не может быть «законсервирован в школе, он должен быть востребован и приумножен там, а школа призвана задать планку развития ДОУ». Проблема заключается в том, что традиционно «заказ» к дошкольным образовательным учреждениям измеряется совокупностью требований к уровню школьной готовности ребёнка, подразумевающей умения читать, писать, считать, выполнять инструкции. В этом случае общий вопрос преемственности дошкольного и младшего школьного образования подменяется более узкой проблемой подготовки к школе. В действительности преемственные связи должны обеспечить ребёнку успешное овладение разными видами деятельности и областями знаний на основе базовой личностной культуры, заложенной в дошкольном детстве. В соответствии с этим в дошкольном образовании выделяются основания преемственности, к которым, по мнению А.Г. Асмолова, можно отнести следующие предпосылки:

- Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика;

- Развитие способностей ребёнка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач в качестве средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной.

- Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребёнка..

- Развитие коммуникативности как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности и важнейшего направления социально-личностного развития ребёнка.

В концепции развивающего обучения (В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев) ведущей идеей дошкольного образования является введение детей в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы. В настоящее время, как отмечает В. Т. Кудрявцев, обозначился «вектор движения» от педагогики повседневности (традиционной) к педагогике развития (инновационной), с которым связывают стратегическую линию модернизации дошкольного образования. На полидисциплинарной базе им создается проект развивающего дошкольного образования, целью которого является создание условий творческого развития детей 3-6 лет как основы их психического развития и, в частности, формирование готовности дошкольников к развивающему школьному обучению.

Ценным является высказывание В. Т. Кудрявцева о том, что важной задачей является развитие и поддержание у детей специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций. По мнению исследователя, на дошкольной ступени формируется не прообразы учебной деятельности, а ее универсальные психологические предпосылки. Ключевая из них - развитое продуктивное воображение - ядро креативного потенциала дошкольника, которое генетически связано с теоретическим (логическим) мышлением младшего школьника.

Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим.Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые предпосылки и условия, в чем несомненно, нам, учителям начальной школы помогут педагоги дошкольных учреждений.

Однако, в последние годы, в угоду родителям и школе, дошкольные образовательные учреждения стали копировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. По сути, занятия в старшей и подготовительной группах стали дублировать первый класс. И как следствие этого —снижение учебной мотивации, потери интереса детей к учёбе, что отражается на адаптации детей к школе и дальнейшему успешному обучению.

Часто слышим от родителей:" Мой ребенок читает , считает , пишет - он, конечно, готов к 1 классу!". Но " Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться" Венгер Л.А.

Поэтому принятие в дошкольных учреждениях ФГОС с сентября 2015 года помогает нам правильно понимать суть преемственности между детским садом и начальной школой. Это сохранение и согласованность содержания образования, целей и задач, которые реализуются в рамках образовательных программ различных уровней, а не багаж, определенных знаний, с которыми ребенок должен прийти из детского сада в школу. В связи с введением ФГОС изменились взгляды на готовность ребенка к обучению в школе.

На данном этапе развития нашего общества во главу угла ставятся такие качества личности как, инициативность, креативность, а самое главное готовность учиться в течение всей своей жизни. Думаю, все согласятся, что данные навыки развиваются с детства. Поэтому важнейшей задачей воспитателя является: создать условия для формирования познавательных мотивов обучения. Сегодня ценится не столько количество приобретенных знаний и умений, сколько желание получать новые знания и умение применять их на практике. Личность ребенка, его готовность к самостоятельной деятельности выходит на первый план. Таким образом, для современного выпускника ДОУ становится немаловажным умение осмысленно использовать инструмент познания, а не только обладать им.

С введением ФГОС ДО — результатом освоения образовательной программы дошкольного образования являются сформированные интегративные качества ребенка. Интегративные качества личности дошкольника являются основой для формирования универсальных учебных действий младшего школьника.

Это и обеспечит постепенный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями. Что позволит реализовать главную цель преемственности двух возрастов: обеспечение благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развитие его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности.

Каковы же основные задачи преемственности детского сада и школы? Во-первых, необходимо обеспечить безболезненный переход детей от дошкольного обучения к начальному в школе.

Во-вторых, способствовать воспитанию у дошкольника эмоционально-положительного отношение к школе.

И, в-третьих, обеспечить непрерывность в развитии интегративных качеств ребенка.

Преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием осуществляется в различных направлениях, что формирует две её модели: традиционную и развивающую.

В современном образовании актуальна развивающая модель преемственности, которой присущи следующие качества:

- Гибкая сочетаемость вариативной дошкольной программы как с различными типами развивающих школьных программ (системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и Л.В. Занкова и др.), так и с результатами инноваций массовой школы по изменению традиционного образовательного содержания в виде авторских программ.

- Направленность на развитие творческих способностей дошкольников в различных видах деятельности (игра, свободное общение, изобразительная деятельность, конструирование, театрализация и др.), что обеспечивает естественную и органичную закладку базиса школьной готовности.

-Разносторонний учёт психологических особенностей перехода ребёнка из дошкольного в младший школьный возраст (кризис 6-7 лет).

-Ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться (начальное общее образование) и его фундаментальных предпосылок (дошкольное образование).

С учётом базовых положений развивающей модели преемственности одним из предполагаемых результатов её практической реализации можно считать формирование у детей предпосылок и основ умения учиться, которые проявляются на разных ступенях образования в различных формах:

- бескорыстная любознательности и желание «ставить эксперименты» над явлениями действительности (дошкольная ступень);

- адекватные запросы учебной помощи у учителя (этап введения ребёнка в школьную жизнь);

- учебная самостоятельность при усвоении нового материала ( постановка учебной задачи, самооценка собственных учебных возможностей и достижений - начальная школа).

Как это решается на практике?

В городе Волхове проблемой преемственности и сотрудничества между детскими садами и начальной школой озадачились с 1996 года. Именно тогда и была создана " Волховская городская гимназия", обучение в начальных классах которой велось и ведется только по развивающим программам (системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и Л.В. Занкова ). Это сотрудничество началось с МДОБУ " Детский сад № 7 " Искорка", где и была впервые создана группа развивающей направленности и подготовки воспитанников к школьной жизни, с которой учителями гимназии был разработан план взаимодействия и сотрудничества. Этому способствовали следующие предпосылки: преемственность учебных программ и их содержания, обучение через постановку проблемы и нахождение способов выхода из данных ситуаций, экспериментирование, моделирование, широкое использование практической деятельности и т.д. Эти традиции взаимодействия получили широкое распространение. Теперь уже несколько лет мы взаимодействуем со всеми садами г.Волхова. Ежегодно составляется план преемственности, куда включаются не только совместные семинары, но и взаимопосещения занятий и уроков, экскурсии в гимназию, " Веселые уроки " с дошколятами, встречи с родителями, с психологом, " Дни открытых дверей", совместные мероприятия.

В настоящее время разработаны и внедряются программы, как детского сада, так и начальной школы, которые предусматривают принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла.

Но единая задача педагога и воспитателя заключается также в том, чтобы адаптация ребенка к школе прошла безболезненно и быстро, т.к. этот довольно длительный процесс требует от малыша приспосабливаться к изменениям, новым факторам и условиям, мобилизуя систему адаптационных реакций. Для решения этих задач с момента создания гимназии функционирует " Школа раннего развития", которая является тем необходимым связующим звеном между дошкольным и начальным образованием. Ее цель именно в том и состоит, чтобы помочь ребенку адаптироваться в новых для него условиях школьной жизни.

Учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. Думаю, что если педагоги обоих образовательных систем более глубоко и серьезно подойдут к решению проблем преемственности, то итогом данных мероприятий будет успешная адаптация детей в школе.

Литература:

1.Асмолов А.Г., Бурменская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под редакцией А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение,2008.

1. Венгер, А.Л. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста / под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгер. – М.: Педагогика, 1988.

2. Давыдов В. В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. - 1997. - № 1.

3. " Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

4. " Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 " Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".

5.Чащина О. Ю., Аллерборн С. Н. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС // Молодой ученый. — 2015. - №21.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!