СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемно - диалогическое обучение в начальной школе в современных условиях

Нажмите, чтобы узнать подробности

              В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя.     Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение.

                  Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Просмотр содержимого документа
«Проблемно - диалогическое обучение в начальной школе в современных условиях»

2015 г.








Проблемно – диалогическое обучение

в начальной школе в современных условиях













Учитель начальных классов

АСОШ №1 имени Шеменёва М. И.

Гориславец Ольга Васильевна






Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе в современных условиях

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становиться формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предполагает успешность всего последующего обучения. Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

      В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя.

Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение.


     Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

Слово "диалог" означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.

Существует три основных метода постановки учебной проблемы:

  • по­буждающий от проблемной ситуации диалог;

  • подводящий к теме диалог;

  • сообщение темы с мотивирующим приемом.



Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуще­ствления четырех педагогических действий:

1) создания проблемной ситуации;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной си­туации;

3) побуждения к формулированию учебной проблемы;

4) при­нятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.







Рассмотрим эти действия.

Побуждение к созданию противоречия

Побуждение к формированию учебной проблемы

Приём 1.

О фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)

Приём 2. Сколько же в нашем классе мнений

Приём 3 Вы сначала как думали?

Приём 4.Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?

Приём 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Приём 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?



Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема урока?


Тема урока: «Несклоняемые имена существительные».


-Что такое склонение

- Подберите синоним к слову дорога

-Измените эти два слова по падежам


И.п. (кто?что?) дорога шоссе

Р.п. (кого? чего?) дороги шоссе

Д.п. (кому? чему?) дороге шоссе

В.п (кого? что?) дорогу шоссе

Т.п. (кем? чем?) дорогой шоссе

П.п (о ком? очём?) о дороге шоссе

Что вы заметили?

- Можем мы утверждать, что существительное шоссе склоняется?

Возникновение проблемной ситуации

Русский язык 3класс



Тема урока: Неопределённая форма глагола

Мы речь свою ведём о том,

Что вся земля – наш общий дом-

Наш добрый дом, просторный дом –

Мы все с рожденья в нём живём.

Ещё о том ведём мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля!

- Найдите в стихотворении глаголы, укажите число и время.

- У всех глаголов вы смогли определить время?

Возникновение проблемной ситуации

Тема урока: Местоимение как часть речи.


Юля сажает красивые цветы.

Юля помогает бабушке.


- Что записано на доске?


- Что вы заметили? Какая речевая ошибка нам встретилась?

- Как можно избежать повтора


- Хорошо. О ком говорится в первом предложении?

- А во втором?

- Как вы догадались? Какое слово нам помогло?


- На кого указало нам слово «она»?


- А мы можем определить какой частью речи является это слово?

-Сколько в классе мнений?


- Возникновение проблемной ситуации


- Какой вопрос возникает?


Подводящий к теме диалог

  • Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.

  • Не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается от повторения


Сообщение темы с мотивирующим приёмом

  • Яркое пятно: сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и другой интригующий материал.



Предмет: русский язык Класс: 4 УМК «Гармония»

Тема урока: «Что мы знаем о словах?

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний


Всему название дано-

И зверю, и предмету

Вещей вокруг полным полно,

А безымянных – нету!

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,-

И всё что в памяти у нас,-

Означено …..

- какой будет тема урока

- Как вы думаете, мы будем открывать какие-то новые секреты языка, или повторять уже известные?


  • Актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся


Приемы создания проблемной ситуации.

Создать проблемную ситуа­цию, это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию, удивления или затруднения.

В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями.

Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие на­учные теории или чьи-то точки зрения.

Прием 2 состоит в том, что пе­дагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

Прием 3 в сравнении с предыдущими он самый сложный, т.к. выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обна­жает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противо­речие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на но­вый материал, а их различие - в сути задания.

Прием 4 наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще.

Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.

Прием 6 самый сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учи­тель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.


Методы постановки учебной задачи

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоре­чие. Поскольку проблемные ситуации создается на разных противоре­чиях и различными приемами, текст побуждения для каждого из шес­ти приемов будет свой. Приведём пример:

  • Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?

  • Вопрос был один? А мнений сколько?

  • Что вас удивило? Что интересного заметили?

  • Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?

Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».


Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

Методы поиска решения учебной проблемы

Побуждающий к гипотезам диалог

Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:

1) побуждения к выдвижению гипотез;

2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;

3) побуждения к проверке гипотез;

4) принятия предлагаемых учениками проверок.

Подводящий к знанию диалог

Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно про­ще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нель­зя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.


Основные выводы

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании.

Данная технология является:

- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; - здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

- носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.


Литература

1.Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения//Школа 2100.Образовательная программа и пути её развития.- Вып.3.-м.:Баласс,1999.-с.85 -93

2.Корбакова И.Н.,ТерешинаЛ.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков,1- 4 классы.-Волгоград: Учитель,2008.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!