СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемный урок

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Прежде чем осветить структуру проблемного урока и подготовку к нему, сравним его с традиционным уроком. Цели урока те же: образовательные, раз вивающие, воспитательные, но достигаются они по-разному. 

Просмотр содержимого документа
«Проблемный урок»

Технология проблемного погружения на уроке.


Проблемный урок.


Сколько существует обучение?

Столько, сколько существует человечество. Потому что необходимость передавать потомкам накопленный опыт была, есть и будет всегда.

(За все время человечества было много разных школ: школа зубрежки, школа объяснений, во 2-ой половине 20 века человечество доросло до развивающего обучения.)

Получило развитие и особое научное направление, изучающее проблемное обучение. (Расцвет исследований пришелся на 70-80 годы.)

Многие педагоги формулируют свое педагогическое кредо так: «Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Работаю так, что ребята сами открывают новое знание». Это как раз и означает, что учитель осуществляет проблемное обучение.

Прежде чем осветить структуру проблемного урока и подготовку к нему, сравним его с традиционным уроком. Цели урока те же: образовательные, раз вивающие, воспитательные, но достигаются они по-разному. На проблемном уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, а на этапе воспроизведения выполняют творческие задания. На традиционном уроке при введении знаний ребята слушают учителя, следят за его мыслью, а этапе воспроизведения запоминают готовое определение. Такая учебная деятельность – « пришел, услышал, заучил» - называется репродуктивной. Любому из нас ясно, что дети лучше усваивают не то, что получили готовеньким, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Значит проблемный урок дает более прочные знания, чем традиционный ( это если говорить о качестве полученных знаний).

Если подвести итог всему вышесказанному, то получается следующее:


- цель «знание» достигается по-разному:

на проблемном уроке - творчески

на традиционном уроке - репродуктивно


- в конечном же счете проблемный урок обеспечил тройной эффект:


- более качественное усвоение знаний

- мощное развитие интеллекта и творческих способностей

- воспитание активной личности.


Итак, суть проблемного урока можно выразить одной фразой:

« творческое усвоение знаний ».

Результат научного творчества – новые знания о мире. И так быстро их не получить.

Это значит, что ученик проходит 4 звена научного творчества:

- на этапе введения знаний


постановку проблемы и поиск решения;


- на этапе воспроизведения (проговаривания)


выражение решения и реализацию продукта.


И здесь ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах.



СТРУКТУРА ПРОБЛЕМНОГО УРОКА.


1 этап - Введение:


- постановка учебной проблемы (формулирование вопросов или т/у);

- поиск решения (открытие нового);


2 этап - Воспроизведение:


- выражение решения (выражение нового знания в доступной форме);

- реализация продукта (представление продукта учителю и классу).




Очень важный момент на уроке – создание проблемной ситуации. Для этого существуют определенные приемы. По типу проблемные ситуации могут быть с удивлением либо с затруднением.


Это все относится к введению знаний.

Методы введения знаний классифицируются:


- по постановке учебной проблемы;

- по поиску решения.


В постановке учебной проблемы выделим побуждающий от проблемной ситуации диалог и подводящий к теме диалог. Эти 2 направления, имея одинаковый итог, все-таки разные:

- по структуре;

- по признакам (в1-м скачок мысли, а во 2-м пошаговое ведение);

- по результату (в 1-м развитие творческих способностей,

во 2-м развитие логического мышления).

Для создания атмосферы увлеченности, заинтересованности используются специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры и повседневной жизни, шуток (любой материал, способный заинтересовать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока).



Итак, учебная проблема поставлена и начинается следующая фаза урока – поиск решения. Суть его – помочь ученикам открыть новое знание. И организовать открытие можно по-разному. Можно пустить класс путем проб и ошибок, т.е. выдвижение самими детьми и проверка их же гипотез.

Можно без гипотез подвести учеников к новому знанию. Путь через гипотезы очень сложен, но именно он является наиболее эффективным.


Можно выделить 2 варианта выдвижения гипотез:


1 в. Последовательный: после постановки проблемы идет побуждение к

выдвижению гипотез.


2 в. Одновременный: требует большого внимания. Одновременное выд-

вижение гипотез можно организовать по-разному:

и фронтально, и в групповой работе.




Существуют в такой организации деятельности и «подводные камни». Все предугадать невозможно. Рассмотрим некоторые из них.


«Догадка врасплох»

При появлении неожиданной ошибочной гипотезы следует развернуть побуждающий диалог.

«Ребята, вы с этой идеей согласны?»


«Заклинило на ошибках»

Нередко бывает, что дети долго высказывают ошибочные догадки, а правильной так и нет. Здесь можно и подсказать (простимулировать)


«Идея невразумительна»

В этих случаях следует побудить автора к переформулированию.



«Раз и в дамки»

Это происходит в сильном классе, что первая же гипотеза оказывается решающей. В этом случае, если надо учителю, то можно подбросить и ошибочную гипотезу, сомнительную, требующую проверки.


«Стойко молчат»

Это слабый класс. Необходимо сразу дать подсказку к решающей гипотезе.



Много правильных гипотез.

Бывает и особый случай в противоположность уже всему сказанному. Выход тоже есть: выдвигать гипотезы фронтально, а проверку организовать по группам.



Выделяя пути к решению, приходим к выводу, что любой из методов поиска решения обеспечивает понимание нового материала большинством класса.


Итак, понимание – главный результат поиска решения учебной проблемы.






КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ТВОРЧЕСКОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ?


Этот этап, не являясь строго-обязательным, тем не менее весьма желателен, поскольку развивает активную речь и углубляет понимание нового материала. Само проговаривание знаний может носить разный характер. В отличие от традиционных заданий, творческое воспроизведение обеспечивается продуктивными заданиями. Выполняя продуктивное задание, каждый ученик должен самостоятельно выразить, полученное на уроке, знание и представить свой результат классу. Есть 3 типа продуктивных заданий:

- на формулирование

- опорный сигнал

- художественный образ.




Все этапы проблемного урока охарактеризованы.





А КАК ПОДГОТОВИТЬ ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК?


Прежде необходимо определиться с учебным материалом.

А далее алгоритм подготовки следующий:


Пункт 1 - постановка учебной проблемы. Начинаем с самого трудного,

т.е. продумываем проблемную ситуацию и диалог.


Пункт 2 - поиск решения. И если успешно поставлена проблема, начинаем с

гипотезы. Хорошенько продумываем побуждающий к гипотезам

диалог: прогнозируем возможные варианты, и ошибочные тоже,

подсказки и т.д.


Пункт 3 - выбор продуктивных заданий на воспроизведение знаний.


Вот и весь алгоритм подготовки.

Но при этом всем надо учитывать тип знания. Классификация типов знания различает факты, правила, понятия и закономерности.

Тип вводимого знания будет влиять на алгоритм подготовки.




РЕКОМЕНДАЦИИ при проведении сложного варианта проблемного урока

(с проблемной ситуацией и выдвижением гипотез).

1. Использовать групповую форму работы.


2. Использовать схему урока с проблемой в форме вопроса:

вопрос – открытие знаний – возврат к вопросу – формулирование темы.


3. Соблюдать структуру побуждающего диалога.


4. Будь готов к импровизации!


5. Постоянно следить за своей реакцией на реплики учащихся.



В подготовке урока есть и психологические рекомендации:


1. Следить за распределением времени.


2. Планировать «опорную» часть доски.


3. Прописывать текст диалога, обязательно.



ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

«Проблемное обучение – вид сверху»


ОБРАЗОВАНИЕ – место проблемного обучения в современном

образовании.

Мы являемся свидетелями закономерного процесса.

Постепенно уходит в прошлое традиционная школа-

школа объяснения знаний. Все активнее набирает силу

школа нового исторического типа – школа развития.

Ее важной характеристикой является проблемное обу-

чение. Что и дает основание утверждать:

проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день

нашего образования.


ШКОЛА - место данной технологии в реальной школе с ее разными

ступенями и многочисленными предметами.

Рассмотрим вопрос по звеньям:

1 зв.- нач. школе проблемное обучение совершенно

необходимо, т.к. доля репродуктивной учебной

деятельности и так велика.

2 зв.- среднее звено должно обязательно преемственность

в методике преподавания. Иначе не вырастить

учеников думающих, творческих, активных.

3 зв.- старшие классы – выпускники. Основная цель -

знание. Новый материал - на каждом уроке.

Времени в обрез. И здесь уместно проблемное

обучение, но в несколько «укороченном» виде:

с постановкой учебной проблемы, но без поиска

решения.

Таким образом, проблемное обучение нужно всем обра-

зовательным звеньям школы.


УЧИТЕЛЬ - Проблемное обучение объективно необходимо каждому

учителю. Конечно желательно пройти специальную

подготовку. Не исключаем и самообразования.

При данном условии проблемное обучение становится

доступным каждому педагогу.

Для начинающего учителя – это освоение новой техно-

логии и набор высоты, для опытного – лучшее осознание

того, что делалось интуитивно.




( Использованная литература: «Проблемный урок, или как открывать знания вместе с учениками», авт.Е.Л. Мельникова, Москва, 2006г.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!