Технология проблемного погружения на уроке.
Проблемный урок.
Сколько существует обучение?
Столько, сколько существует человечество. Потому что необходимость передавать потомкам накопленный опыт была, есть и будет всегда.
(За все время человечества было много разных школ: школа зубрежки, школа объяснений, во 2-ой половине 20 века человечество доросло до развивающего обучения.)
Получило развитие и особое научное направление, изучающее проблемное обучение. (Расцвет исследований пришелся на 70-80 годы.)
Многие педагоги формулируют свое педагогическое кредо так: «Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Работаю так, что ребята сами открывают новое знание». Это как раз и означает, что учитель осуществляет проблемное обучение.
Прежде чем осветить структуру проблемного урока и подготовку к нему, сравним его с традиционным уроком. Цели урока те же: образовательные, раз вивающие, воспитательные, но достигаются они по-разному. На проблемном уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, а на этапе воспроизведения выполняют творческие задания. На традиционном уроке при введении знаний ребята слушают учителя, следят за его мыслью, а этапе воспроизведения запоминают готовое определение. Такая учебная деятельность – « пришел, услышал, заучил» - называется репродуктивной. Любому из нас ясно, что дети лучше усваивают не то, что получили готовеньким, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Значит проблемный урок дает более прочные знания, чем традиционный ( это если говорить о качестве полученных знаний).
Если подвести итог всему вышесказанному, то получается следующее:
- цель «знание» достигается по-разному:
на проблемном уроке - творчески
на традиционном уроке - репродуктивно
- в конечном же счете проблемный урок обеспечил тройной эффект:
- более качественное усвоение знаний
- мощное развитие интеллекта и творческих способностей
- воспитание активной личности.
Итак, суть проблемного урока можно выразить одной фразой:
« творческое усвоение знаний ».
Результат научного творчества – новые знания о мире. И так быстро их не получить.
Это значит, что ученик проходит 4 звена научного творчества:
- на этапе введения знаний
постановку проблемы и поиск решения;
- на этапе воспроизведения (проговаривания)
выражение решения и реализацию продукта.
И здесь ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах.
СТРУКТУРА ПРОБЛЕМНОГО УРОКА.
1 этап - Введение:
- постановка учебной проблемы (формулирование вопросов или т/у);
- поиск решения (открытие нового);
2 этап - Воспроизведение:
- выражение решения (выражение нового знания в доступной форме);
- реализация продукта (представление продукта учителю и классу).
Очень важный момент на уроке – создание проблемной ситуации. Для этого существуют определенные приемы. По типу проблемные ситуации могут быть с удивлением либо с затруднением.
Это все относится к введению знаний.
Методы введения знаний классифицируются:
- по постановке учебной проблемы;
- по поиску решения.
В постановке учебной проблемы выделим побуждающий от проблемной ситуации диалог и подводящий к теме диалог. Эти 2 направления, имея одинаковый итог, все-таки разные:
- по структуре;
- по признакам (в1-м скачок мысли, а во 2-м пошаговое ведение);
- по результату (в 1-м развитие творческих способностей,
во 2-м развитие логического мышления).
Для создания атмосферы увлеченности, заинтересованности используются специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры и повседневной жизни, шуток (любой материал, способный заинтересовать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока).
Итак, учебная проблема поставлена и начинается следующая фаза урока – поиск решения. Суть его – помочь ученикам открыть новое знание. И организовать открытие можно по-разному. Можно пустить класс путем проб и ошибок, т.е. выдвижение самими детьми и проверка их же гипотез.
Можно без гипотез подвести учеников к новому знанию. Путь через гипотезы очень сложен, но именно он является наиболее эффективным.
Можно выделить 2 варианта выдвижения гипотез:
1 в. Последовательный: после постановки проблемы идет побуждение к
выдвижению гипотез.
2 в. Одновременный: требует большого внимания. Одновременное выд-
вижение гипотез можно организовать по-разному:
и фронтально, и в групповой работе.
Существуют в такой организации деятельности и «подводные камни». Все предугадать невозможно. Рассмотрим некоторые из них.
«Догадка врасплох»
При появлении неожиданной ошибочной гипотезы следует развернуть побуждающий диалог.
«Ребята, вы с этой идеей согласны?»
«Заклинило на ошибках»
Нередко бывает, что дети долго высказывают ошибочные догадки, а правильной так и нет. Здесь можно и подсказать (простимулировать)
«Идея невразумительна»
В этих случаях следует побудить автора к переформулированию.
«Раз и в дамки»
Это происходит в сильном классе, что первая же гипотеза оказывается решающей. В этом случае, если надо учителю, то можно подбросить и ошибочную гипотезу, сомнительную, требующую проверки.
«Стойко молчат»
Это слабый класс. Необходимо сразу дать подсказку к решающей гипотезе.
Много правильных гипотез.
Бывает и особый случай в противоположность уже всему сказанному. Выход тоже есть: выдвигать гипотезы фронтально, а проверку организовать по группам.
Выделяя пути к решению, приходим к выводу, что любой из методов поиска решения обеспечивает понимание нового материала большинством класса.
Итак, понимание – главный результат поиска решения учебной проблемы.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ТВОРЧЕСКОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ?
Этот этап, не являясь строго-обязательным, тем не менее весьма желателен, поскольку развивает активную речь и углубляет понимание нового материала. Само проговаривание знаний может носить разный характер. В отличие от традиционных заданий, творческое воспроизведение обеспечивается продуктивными заданиями. Выполняя продуктивное задание, каждый ученик должен самостоятельно выразить, полученное на уроке, знание и представить свой результат классу. Есть 3 типа продуктивных заданий:
- на формулирование
- опорный сигнал
- художественный образ.
Все этапы проблемного урока охарактеризованы.
А КАК ПОДГОТОВИТЬ ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК?
Прежде необходимо определиться с учебным материалом.
А далее алгоритм подготовки следующий:
Пункт 1 - постановка учебной проблемы. Начинаем с самого трудного,
т.е. продумываем проблемную ситуацию и диалог.
Пункт 2 - поиск решения. И если успешно поставлена проблема, начинаем с
гипотезы. Хорошенько продумываем побуждающий к гипотезам
диалог: прогнозируем возможные варианты, и ошибочные тоже,
подсказки и т.д.
Пункт 3 - выбор продуктивных заданий на воспроизведение знаний.
Вот и весь алгоритм подготовки.
Но при этом всем надо учитывать тип знания. Классификация типов знания различает факты, правила, понятия и закономерности.
Тип вводимого знания будет влиять на алгоритм подготовки.
РЕКОМЕНДАЦИИ при проведении сложного варианта проблемного урока
(с проблемной ситуацией и выдвижением гипотез).
1. Использовать групповую форму работы.
2. Использовать схему урока с проблемой в форме вопроса:
вопрос – открытие знаний – возврат к вопросу – формулирование темы.
3. Соблюдать структуру побуждающего диалога.
4. Будь готов к импровизации!
5. Постоянно следить за своей реакцией на реплики учащихся.
В подготовке урока есть и психологические рекомендации:
1. Следить за распределением времени.
2. Планировать «опорную» часть доски.
3. Прописывать текст диалога, обязательно.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
«Проблемное обучение – вид сверху»
ОБРАЗОВАНИЕ – место проблемного обучения в современном
образовании.
Мы являемся свидетелями закономерного процесса.
Постепенно уходит в прошлое традиционная школа-
школа объяснения знаний. Все активнее набирает силу
школа нового исторического типа – школа развития.
Ее важной характеристикой является проблемное обу-
чение. Что и дает основание утверждать:
проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день
нашего образования.
ШКОЛА - место данной технологии в реальной школе с ее разными
ступенями и многочисленными предметами.
Рассмотрим вопрос по звеньям:
1 зв.- нач. школе проблемное обучение совершенно
необходимо, т.к. доля репродуктивной учебной
деятельности и так велика.
2 зв.- среднее звено должно обязательно преемственность
в методике преподавания. Иначе не вырастить
учеников думающих, творческих, активных.
3 зв.- старшие классы – выпускники. Основная цель -
знание. Новый материал - на каждом уроке.
Времени в обрез. И здесь уместно проблемное
обучение, но в несколько «укороченном» виде:
с постановкой учебной проблемы, но без поиска
решения.
Таким образом, проблемное обучение нужно всем обра-
зовательным звеньям школы.
УЧИТЕЛЬ - Проблемное обучение объективно необходимо каждому
учителю. Конечно желательно пройти специальную
подготовку. Не исключаем и самообразования.
При данном условии проблемное обучение становится
доступным каждому педагогу.
Для начинающего учителя – это освоение новой техно-
логии и набор высоты, для опытного – лучшее осознание
того, что делалось интуитивно.
( Использованная литература: «Проблемный урок, или как открывать знания вместе с учениками», авт.Е.Л. Мельникова, Москва, 2006г.)